Переход к последующей деятельности
Сензитивный период развития – период наиболее благоприятный для той или иной стороны психики, наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. В этот период, как считал Л.С. Выготский, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может даже проявиться даже обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения.
Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как – один из основных в возрастной психологии. Для представителей биологизаторского направления психическое развитие – спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам. Представители социологизаторского направления отождествляют развитие и обучение. Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии: истинно человеческие, высшие психические функции являются продуктом исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами – орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом словом и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.
Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, в совместной деятельности со взрослым, она находится в «зоне ближайшего развития».Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности – помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы, объясняя принцип решения). После того, как эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем», их можно диагностировать с помощью тестовых заданий. Насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с заданиями, определяется актуальным уровнемегоразвития. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь» (С.Л.Рубинштейн).
Движущая сила развития – внутренние противоречия. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия – между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ними общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему не доступны, но куда он стремится «войти». Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности.
Диагностика психического развития. Актуальный уровень психического развития. Зона ближайшего развития. Обучение должно опираться на зону ближайшего развития.
К показателям психического развития относятся:
- развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
- формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т.д.)
- овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
Предметом психологического изучения являются: психологические факты (физические и умственные действия, речь, выразительные движения – мимика, жесты, позы, интонации речи, в которых выражается эмоциональное состояние и отношение к чему-либо или же кому-либо).