Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3
72. Ф. Чагин. Реймс. Собор.
73. Ф. Чагин. Реймс, фрагмент башни Реймского собора.
К иллюстрации 72 и 73
74. Ф. Чагин. Фрайбург. Башня собора (главная).
К иллюстрации 74
75. Ф. Чагин. Фрайбург. Башня собора (боковая).
К иллюстрации 75
76. Ф. Чагин. Руан. Фасад собора (центральная часть и башня).
К иллюстрации 76
77. Г. Косяков. Вена. Собор св. Стефана.
К иллюстрации 77
78. Ф. Чагин. Милан. Башня собора.
79. Ф. Чагин. Интерьер Миланского собора.
К иллюстрации 78 и 79
80. Г. Косяков. Рим. Собор св. Петра. Интерьер.
К иллюстрации 80
81. Рисунок автора. Собор Смольного монастыря.
81а. Собор смольного монастыря. Фотография.
82. Г. Косяков. Завершение собора Смольного монастыря.
82а. Завершение собора Смольного монастыря. Фотография
К иллюстрации 81 и 82
83. Г. Косяков. Константинополь. Св. София. Интерьер.
83а. Константинополь. Св. София. Интерьер. Фотография.
К иллюстрации 83
84. Рисунок автора. Завершение Исаакиевского собора.
84а. Завершение Исаакиевского собора. Фотография.
К иллюстрации 84
85. Рисунок автора. Башня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
85а. Башня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Фотография.
К иллюстрации 85
86. Рисунок автора. Колокольня Никольского собора в Санкт-Петербурге.
86а. Колокольня Никольского собора в Санкт-Петербурге. Фотография.
К иллюстрации 86
87. Рисунок автора. Ростральная колонна.
87а. Ростральная колонна. Фотография.
К иллюстрации 87
88. Рисунок автора. Спасская башня Московского кремля.
88а. Спасская башня Московского кремля. Фотография.
К иллюстрации 88
89. Рисунок автора. Завершение высотного здания Московского университета.
89а. Завершение высотного здания Московского университета. Фотография.
К иллюстрации 89
90. В. Д. Поленов. Храм Гора в Эдфу.
91. В. Д. Поленов. Вход в храм Ирода.
92. В. Д. Поленов. Храм Хонсу в Карнаке.
93. А. А. Иванова. Итальянский дворик.
94. В. Д. Поленов. Храм гроба господня.
95. Рисунок автора. Зал Музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина.
96. Премаци. Вид улицы.
97. В. С. Садовников. Портик Исаакиевского собора.
98. В. С. Садовников. Вид Зимней канавки.
98а. Вид Зимней канавки. Фотография.
99. Рисунок автора. Станция «Краснопресненская» Московского метрополитена.
99а. Станция «Краснопресненская» Московского метрополитена. Фотография.
К иллюстрации 99
100. Г. Косяков. Собор св. Марка в Венеции. Поперечный неф.
101. Г. Косяков. Собор св. Марка в Венеции. Главный неф.
К иллюстрации 100 и 101
102. Рисунок автора. Колоннада Биржи.
102а. Колоннада Биржи. Фотография.
103. Э. Бернштейн. Улица зодчего Росси.
103а. Улица зодчего Росси. Фотография.
104. Рисунок автора. Улица зодчего Росси.
104а. Улица зодчего Росси. Фотография.
К иллюстрации 103 и 104
105. Рисунок автора. Вид на боковой фасад Биржи от Ростральной колонны.
105а. Вид на боковой фасад Биржи от Ростральной колонны. Фотография.
Приложение
Примеры отклонений от правил геометрической перспективы в рисунках и картинах русских художников и архитекторов
В приложении приведены работы крупнейших русских мастеров рисунка, выполненные ими с различных архитектурных объектов. Среди представленных репродукций мы находим произведения А. А. Иванова, И. Е. Ренина, В. Д. Поленова, В. И. Сурикова, В. А. Серова, а также архитекторов А. П. Брюллова, В. А. Щуко и других. В приложении приведены также собственные зарисовки автора.
Все представленные материалы были собраны и проанализированы для выяснения вопроса, как рисующие с натуры видят и изображают перспективные явления. Цель проводимого анализа состояла в том, чтобы выявить степень несоответствия между конкретными результатами восприятия перспективных явлений и существующими геометрическими системами перспективных построений.
Подробное описание результатов анализа, а также основные выводы, касающиеся вопросов рисования с натуры и разработки нового метода построения перспективных изображений, содержатся в третьей главе настоящей работы. Соответственно и рисунки, собранные в приложении, подразделены на три основные группы — «Здания и ансамбли» (рис. 26-71), «Высотные сооружения» (рис. 72-89), «Интерьеры и улицы» (рис. 90-105).
Рисунки с 1 по 25, представленные вначале, иллюстрируют ряд наиболее часто встречающихся отклонений от правил геометрической перспективы: применение нескольких точек схода, искривления прямых линий и другие. Так, например, прямые линии по законам геометрической перспективы должны всегда изображаться прямыми. Аналогичный случай имеет место и при фотографировании, так как система получения фотоснимков строится на тех же геометрических принципах, что и существующие методы перспективных изображений. Анализ же представленных рисунков наглядно показывает, что отдельные горизонтальные прямые или группы параллельных прямых при сведении их в общую точку схода рисующие изображают слегка искривленными.
Наиболее значительной степени достигают подобные искривления при изображении изолированных друг от друга отрезков, принадлежащих одной прямой (рис. 15, 22 и другие). Если линия застройки имеет в плане небольшой перелом или легкое искривление, то на рисунках она получает более значительное искривление, чем это имело бы место при проекции на плоскость (например, застройка набережной Петербурга на картине Ф. Я. Алексеева, рис. 7).
На представленных репродукциях искривления прямых показаны штриховыми линиями. В центральной части каждой кривой нанесена пометка, иллюстрирующая величину существующего прогиба.
Указанные искривления при отсутствии штриховых обозначений не бросаются зрителю в глаза. Кривые линии воспринимаются объективно прямыми, и при этом весь рисунок приобретает жизненную правдивость, устраняющую геометрическую сухость изображения. Вместе с этим достигается и более точная передача реального вида изображаемых объектов: их пропорций, размеров, формы, глубины.
Чертежи и рисунки к разделу «Здания и ансамбли»
Представленные здесь рисунки 26-71 снабжены чертежами, показывающими план расположения изображенных объектов и местоположение точки, с которой выполнялся рисунок. Каждая из точек, нанесенных на чертежах помечена цифрой, указывающей номер выполненного с этого пункта рисунка. На чертежах показано также положение проекционных поверхностей, позволяющих путем построения получить перспективные изображения объекта, совпадающие с рисунком, выполненным с той же точки зрения.
Рядом с некоторыми рисунками помещены фотоснимки объектов, которые были получены с тех же точек зрения, что и выполненные зарисовки. Сопоставление рисунков и указанных фотоснимков позволяет наглядно судить об имеющих место различиях.
Различия эти проявляются, прежде всего, в усиленных ракурсах, которые приобретают объекты на фотоснимках. Это видно, к примеру, при сравнении перспективного наклона карнизов зданий к горизонту на рисунках и фотоснимках (рис. 49 и др.). Различия проявляются и в увеличении горизонтальной протяженности архитектурных объектов, возникающей при центральной проекции. Об этом факте позволяет судить хотя бы сопоставление рисунка Невского проспекта, сделанного И. Е. Репиным с представленным здесь же фотоснимком проспекта (рис. 26).
При изображении объектов, расположенных по глубине в различных планах, размеры дальних предметов оказываются на фотоснимках чрезмерно сокращенными. Выявить указанное несоответствие можно, например, при сравнении картины П. П. Верещагина, изображающей застройку набережной Невы, с аналогичным фотоснимком тех же объектов (рис. 29).
В ряде примеров имеющие место различия между рисунком и фотоснимком не так заметны. Некоторые из этих отклонений, например перспективное искривление прямых, показаны пунктирными линиями. Другие же, скрытые, отклонения при желании могут быть выявлены путем внимательного сопоставления изображений или с помощью измерений.
Чертежи и рисунки к разделу «Высотные сооружения»
Рисунки под номерами с 72 по 89 изображают архитектурные объекты, нарисованные при больших вертикальных углах зрения. Здесь представлены рисунки пенсионеров Петербургской Академии художеств Ф. Чагина и Г. Косякова, а также ряд акварелей автора.
Анализ изображений, произведенный на основе ортогональных чертежей фасадов соответствующих объектов, позволил установить положение проекционных поверхностей, пользуясь которыми можно произвести построение перспективы объекта, тождественной по виду рисунку с натуры.
Сравнивая рисунки высотных объектов с соответствующими той же точке зрения фотоснимками (рис. 81-88), можно также заключить, что проекция на наклонную плоскость всегда значительно преувеличивает вертикальные ракурсы, вследствие чего сооружения на фотоснимках и на перспективах кажутся деформированными и как бы падающими назад.
Чертежи и рисунки к разделу «Интерьеры и улицы»
Анализ картин и рисунков частично или полностью замкнутых внутренних пространств, какими являются улицы и интерьеры зданий, в большинстве случаев обнаруживает наличие нескольких точек схода, обычно расположенных в ромбовидном порядке (рис. 92, 93). Другой вариант перспективной схемы, который имеет здесь место, — это замена нескольких точек одной центральной (рис. 95, 98). При этом, однако, сходящиеся в центральную точку параллельные прямые соответственно приобретают криволинейные очертания.
Анализ рисунков 97-105 позволил установить характер расположения системы проекционных поверхностей, дающей возможность производить построения перспектив интерьеров, соответствующих рисункам с натуры.
Из представленных примеров наиболее показательными являются сопоставления рисунков и фотоснимков улицы зодчего Росси (рис. 103 и 104) и станции метро «Краснопресненская» (рис. 99). Значительное преувеличение размеров элементов дальнего плана, имеющее место в обоих случаях, наглядно свидетельствует об искаженности тех впечатлений, которые мы получаем о действительности на основе подобных фотоснимков и геометрически точно построенных архитектурных