Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

72. Ф. Чагин. Реймс. Собор.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

73. Ф. Чагин. Реймс, фрагмент башни Реймского собора.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 72 и 73

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

74. Ф. Чагин. Фрайбург. Башня собора (главная).

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 74

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

75. Ф. Чагин. Фрайбург. Башня собора (боковая).

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 75

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

76. Ф. Чагин. Руан. Фасад собора (центральная часть и башня).

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 76

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

77. Г. Косяков. Вена. Собор св. Стефана.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 77

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

78. Ф. Чагин. Милан. Башня собора.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

79. Ф. Чагин. Интерьер Миланского собора.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 78 и 79

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

80. Г. Косяков. Рим. Собор св. Петра. Интерьер.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 80

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

81. Рисунок автора. Собор Смольного монастыря.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

81а. Собор смольного монастыря. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

82. Г. Косяков. Завершение собора Смольного монастыря.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

82а. Завершение собора Смольного монастыря. Фотография

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 81 и 82

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

83. Г. Косяков. Константинополь. Св. София. Интерьер.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

83а. Константинополь. Св. София. Интерьер. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 83

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

84. Рисунок автора. Завершение Исаакиевского собора.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

84а. Завершение Исаакиевского собора. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 84

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

85. Рисунок автора. Башня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

85а. Башня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 85

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

86. Рисунок автора. Колокольня Никольского собора в Санкт-Петербурге.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

86а. Колокольня Никольского собора в Санкт-Петербурге. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 86

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

87. Рисунок автора. Ростральная колонна.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

87а. Ростральная колонна. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 87

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

88. Рисунок автора. Спасская башня Московского кремля.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

88а. Спасская башня Московского кремля. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 88

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

89. Рисунок автора. Завершение высотного здания Московского университета.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

89а. Завершение высотного здания Московского университета. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 89

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

90. В. Д. Поленов. Храм Гора в Эдфу.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

91. В. Д. Поленов. Вход в храм Ирода.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

92. В. Д. Поленов. Храм Хонсу в Карнаке.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

93. А. А. Иванова. Итальянский дворик.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

94. В. Д. Поленов. Храм гроба господня.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

95. Рисунок автора. Зал Музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

96. Премаци. Вид улицы.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

97. В. С. Садовников. Портик Исаакиевского собора.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

98. В. С. Садовников. Вид Зимней канавки.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

98а. Вид Зимней канавки. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

99. Рисунок автора. Станция «Краснопресненская» Московского метрополитена.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

99а. Станция «Краснопресненская» Московского метрополитена. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 99

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

100. Г. Косяков. Собор св. Марка в Венеции. Поперечный неф.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

101. Г. Косяков. Собор св. Марка в Венеции. Главный неф.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 100 и 101

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

102. Рисунок автора. Колоннада Биржи.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

102а. Колоннада Биржи. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

103. Э. Бернштейн. Улица зодчего Росси.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

103а. Улица зодчего Росси. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

104. Рисунок автора. Улица зодчего Росси.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

104а. Улица зодчего Росси. Фотография.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

К иллюстрации 103 и 104

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

105. Рисунок автора. Вид на боковой фасад Биржи от Ростральной колонны.

Приложение: иллюстрации с 72 по 105, часть 3 - student2.ru

105а. Вид на боковой фасад Биржи от Ростральной колонны. Фотография.

Приложение

Примеры отклонений от правил геометрической перспективы в рисунках и картинах русских художников и архитекторов

В приложении приведены работы крупнейших русских мастеров рисунка, выполненные ими с различных архитектурных объектов. Среди представленных репродукций мы находим произведения А. А. Иванова, И. Е. Ренина, В. Д. Поленова, В. И. Сурикова, В. А. Серова, а также архитекторов А. П. Брюллова, В. А. Щуко и других. В приложении приведены также собственные зарисовки автора.

Все представленные материалы были собраны и проанализированы для выяснения вопроса, как рисующие с натуры видят и изображают перспективные явления. Цель проводимого анализа состояла в том, чтобы выявить степень несоответствия между конкретными результатами восприятия перспективных явлений и существующими геометрическими системами перспективных построений.

Подробное описание результатов анализа, а также основные выводы, касающиеся вопросов рисования с натуры и разработки нового метода построения перспективных изображений, содержатся в третьей главе настоящей работы. Соответственно и рисунки, собранные в приложении, подразделены на три основные группы — «Здания и ансамбли» (рис. 26-71), «Высотные сооружения» (рис. 72-89), «Интерьеры и улицы» (рис. 90-105).

Рисунки с 1 по 25, представленные вначале, иллюстрируют ряд наиболее часто встречающихся отклонений от правил геометрической перспективы: применение нескольких точек схода, искривления прямых линий и другие. Так, например, прямые линии по законам геометрической перспективы должны всегда изображаться прямыми. Аналогичный случай имеет место и при фотографировании, так как система получения фотоснимков строится на тех же геометрических принципах, что и существующие методы перспективных изображений. Анализ же представленных рисунков наглядно показывает, что отдельные горизонтальные прямые или группы параллельных прямых при сведении их в общую точку схода рисующие изображают слегка искривленными.

Наиболее значительной степени достигают подобные искривления при изображении изолированных друг от друга отрезков, принадлежащих одной прямой (рис. 15, 22 и другие). Если линия застройки имеет в плане небольшой перелом или легкое искривление, то на рисунках она получает более значительное искривление, чем это имело бы место при проекции на плоскость (например, застройка набережной Петербурга на картине Ф. Я. Алексеева, рис. 7).

На представленных репродукциях искривления прямых показаны штриховыми линиями. В центральной части каждой кривой нанесена пометка, иллюстрирующая величину существующего прогиба.

Указанные искривления при отсутствии штриховых обозначений не бросаются зрителю в глаза. Кривые линии воспринимаются объективно прямыми, и при этом весь рисунок приобретает жизненную правдивость, устраняющую геометрическую сухость изображения. Вместе с этим достигается и более точная передача реального вида изображаемых объектов: их пропорций, размеров, формы, глубины.

Чертежи и рисунки к разделу «Здания и ансамбли»

Представленные здесь рисунки 26-71 снабжены чертежами, показывающими план расположения изображенных объектов и местоположение точки, с которой выполнялся рисунок. Каждая из точек, нанесенных на чертежах помечена цифрой, указывающей номер выполненного с этого пункта рисунка. На чертежах показано также положение проекционных поверхностей, позволяющих путем построения получить перспективные изображения объекта, совпадающие с рисунком, выполненным с той же точки зрения.

Рядом с некоторыми рисунками помещены фотоснимки объектов, которые были получены с тех же точек зрения, что и выполненные зарисовки. Сопоставление рисунков и указанных фотоснимков позволяет наглядно судить об имеющих место различиях.

Различия эти проявляются, прежде всего, в усиленных ракурсах, которые приобретают объекты на фотоснимках. Это видно, к примеру, при сравнении перспективного наклона карнизов зданий к горизонту на рисунках и фотоснимках (рис. 49 и др.). Различия проявляются и в увеличении горизонтальной протяженности архитектурных объектов, возникающей при центральной проекции. Об этом факте позволяет судить хотя бы сопоставление рисунка Невского проспекта, сделанного И. Е. Репиным с представленным здесь же фотоснимком проспекта (рис. 26).

При изображении объектов, расположенных по глубине в различных планах, размеры дальних предметов оказываются на фотоснимках чрезмерно сокращенными. Выявить указанное несоответствие можно, например, при сравнении картины П. П. Верещагина, изображающей застройку набережной Невы, с аналогичным фотоснимком тех же объектов (рис. 29).

В ряде примеров имеющие место различия между рисунком и фотоснимком не так заметны. Некоторые из этих отклонений, например перспективное искривление прямых, показаны пунктирными линиями. Другие же, скрытые, отклонения при желании могут быть выявлены путем внимательного сопоставления изображений или с помощью измерений.

Чертежи и рисунки к разделу «Высотные сооружения»

Рисунки под номерами с 72 по 89 изображают архитектурные объекты, нарисованные при больших вертикальных углах зрения. Здесь представлены рисунки пенсионеров Петербургской Академии художеств Ф. Чагина и Г. Косякова, а также ряд акварелей автора.

Анализ изображений, произведенный на основе ортогональных чертежей фасадов соответствующих объектов, позволил установить положение проекционных поверхностей, пользуясь которыми можно произвести построение перспективы объекта, тождественной по виду рисунку с натуры.

Сравнивая рисунки высотных объектов с соответствующими той же точке зрения фотоснимками (рис. 81-88), можно также заключить, что проекция на наклонную плоскость всегда значительно преувеличивает вертикальные ракурсы, вследствие чего сооружения на фотоснимках и на перспективах кажутся деформированными и как бы падающими назад.

Чертежи и рисунки к разделу «Интерьеры и улицы»

Анализ картин и рисунков частично или полностью замкнутых внутренних пространств, какими являются улицы и интерьеры зданий, в большинстве случаев обнаруживает наличие нескольких точек схода, обычно расположенных в ромбовидном порядке (рис. 92, 93). Другой вариант перспективной схемы, который имеет здесь место, — это замена нескольких точек одной центральной (рис. 95, 98). При этом, однако, сходящиеся в центральную точку параллельные прямые соответственно приобретают криволинейные очертания.

Анализ рисунков 97-105 позволил установить характер расположения системы проекционных поверхностей, дающей возможность производить построения перспектив интерьеров, соответствующих рисункам с натуры.

Из представленных примеров наиболее показательными являются сопоставления рисунков и фотоснимков улицы зодчего Росси (рис. 103 и 104) и станции метро «Краснопресненская» (рис. 99). Значительное преувеличение размеров элементов дальнего плана, имеющее место в обоих случаях, наглядно свидетельствует об искаженности тех впечатлений, которые мы получаем о действительности на основе подобных фотоснимков и геометрически точно построенных архитектурных

Наши рекомендации