Принцип высшей эффективности

Принцип высшей эффективности - student2.ru Принцип высшей эффективностигласит:лучший выбор определяется не соответствием стандарту, а лучшим выбором среди возможных альтернатив.

Хорошая книжка? — Хорошая. — Будешь читать? — Не буду. — Почему? — Есть книжка лучше.

Плохая книга? — Плохая. — Выкинешь? — Нет, буду читать. — Почему? — Другого, лучшего занятия, сейчас нет.

Очевидно, что просчитывать высшую эффективность можно только тогда, когда величину прибыли или размер потерь можно как-то оценить, когда альтернативы могут быть сравнены и принципиально поддаются счету. Принятый в Синтез-технологии принцип стоимости говорит о том, чтов человеческой жизни все чего-то стоит. Бесплатно не бывает ничего: и за действие и за бездействие, и за победу и за поражение, и за друзей и за врагов приходится чем-то и сколько-то платить. С другой стороны, во всем может быть своя прибыль: в действии и в бездействии, в победе и в поражении, в наличии друзей и врагов.

Универсальный бизнесмен ценит то, что имеет, и еще более ценит то, что может иметь.

А конкретно оперировать принципом стоимости помогает предположение об универсальности денежного эквивалента: «Все можно выразить в деньгах», и использующий это предположение универсальный бизнесмен знает цену всему.

Вот, например, вы сегодня без машины, а вам нужно ехать за город в аэропорт. Варианты: вы едете городским транспортом либо звоните и просите подвезти вас кого-то из друзей, что будет минут на сорок быстрее. Притом, что во втором случае вам не надо платить ни копейки, можно ли сказать, что это вариант бесплатный? Естественно, нет: с выручившим вас другом придется расплачиваться все равно, только в другой валюте.

· Скорее всего, его услуга пойдет в зачет ваших услуг ему. Или — заплатите напрямую своим личным временем, что может быть не сорок минут, а часа четыре. И с учетом этого, возможно, более дешевым вы сочтете городской транспорт.

Далее. Чтобы правильно применять в своей жизни и деятельности принцип высшей эффективности, нужно разобраться еще и с тем, что это такое — лучший выбор?

· Если я покупаю автомобиль, обязательно ли мне ориентироваться на BMW последней модели?

Универсальный бизнесмен всегда стремится к совершенству, но из имеющегося выбора выбирает не всегда самые дорогие варианты. Ибо, если принцип наивысшей эффективности соединить с принципом стоимости, мы получим принцип достаточности: чтобы не потратить лишнего, среди лучшего правильно ограничить себя тем, что вам достаточно для ваших задач.

Если ваши возможные партнеры не смогут оценить роскошь настоящих «Rolex», вы можете обойтись простень­ким российским «Полетом»: ближайшие десять лет тиканье этих часиков вас во времени сориентирует. Если вы живете пока в малогабаритной советской квартире, вам пока рано покупать мебель, достойную вашего будущего особняка.

И вообще,

Если грязью кидаешь в ближнего,
Бери сколько надо, не хапай лишнего, —
Ты можешь свой новый костюм запачкать…

Если хотите, жадность к наилучшему следует ограничить жадностью естественной.

Применительно к покупкам принцип достаточности звучит как: «Бери самое дешевое из самого дорогого». Иногда это то же самое, что самое дорогое из самого дешевого. Но не всегда. Самая дорогая из дешевых магнитол — совсем не самая дешевая из HiFi класса моделей. А вот самые дорогие из относительно недорогих отечественных моделей вполне окажутся сопоставимы (если не вообще идентичны) удешевленным моделям импортным. И разница в цене будет только за «марку».

· За престиж. Резиновые сланцы «Adidas» дороже только за свои три полоски.

Разумный вариант лежит примерно посередине между желанием подстраховаться гарантированным качеством и бережливым стремлением сэкономить.

· И все-таки чуть ближе к дорогому.

Принцип сотрудничества

Принцип высшей эффективности - student2.ru Принцип сотрудничества («Выиграл — выиграл») говорит нам, что все мы — члены одной человеческой семьи и лучшая деятельность та, которая учитывает интересы всех сторон. Мы должны выигрывать все, соответственно в любом взаимодействии имеет смысл искать возможность выигрыша не только себе, но и другой стороне.

Любой бизнесмен прекрасно отдает себе отчет, что бизнес не считается полем благотворительности, и, нагрев клиента или партнера, можно когда-то очень хорошо разово заработать. Однако платить приходится за все, и тот, кто когда-то выбрал своим принципом и стилем не сотрудничество, а «кидалово», создает вокруг себя такой же лживый мир, рано или поздно встречается с уходом партнеров, предательством друзей и отчуждением близких. Бизнесмен, который заботится об успехе не только своего бизнеса, но и своей жизни в целом, не путает сегодняшние обстоятельства дикого становления российского капитализма с давно выработанным законом цивилизованного бизнеса: «Лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон».

Универсальный бизнесмен хорошо знает, сколько ему стоит война и как его обогащает умно построенное сотруд­ни­чество.

Однако все справедливо и наоборот: когда другая сторона ищет выигрыш только себе, универсальный бизнесмен ищет возможность получить из этого и свою выгоду.

На этом основывается принцип делового айкидо: на возможный или реальный удар в свою сторону универсальный бизнесмен умеет реагировать не отпором и ответным нападением, а присоединением и коррекцией, в результате чего энергия противника начинает работать на него.

Неверно думать, однако, что принцип «выиграл — выиграл» есть призыв к беззубому добродушию: не подкрепленный силой лозунг «Ребята, давайте жить дружно!» в жестком мире бизнеса вызовет даже не улыбку, а железный оскал.

Ситуация:

Вы руководитель, входите в новый коллектив. Вам в нем не все нравится, но — не торопитесь, начните с подстройки. Правильно, подстроились, почувствовали вас, почувствовали вы. Все хорошо… Можно, находясь в контакте, начинать ведение — и пусть вначале в том направлении, которое коллектив легко поймет и скорее поддержит. Но если вас решили проверить на прочность, будьте к этому готовы: это не плохие и не злые люди, просто им интересно, чего вы стоите как руководитель. Хорошо… Тогда на пробу сил отвечайте соответственно запросу: желающим почувствовать вашу силу устройте аккуратное изнасилование. Все нормально, это штатная ситуация в жизни руководителя: изнасиловали, потом подняли, улыбнулись достойному сопернику и начали строить отношения правильные. Сотруднические. В соответствии с принципом «выиграл — выиграл».

Принцип разумного сотрудничества «выиграл — выиграл» — это то, к чему вы должны прийти в конце концов. А вот каким путем вы к этому придете — вопрос философский. И если кто-то не понимает языка сотрудничества, вам придется с ним разговаривать на языке, ему понятном.

Главное, чтобы в результате у вас было полное взаимопонимание.

Практикум

Не переворачивайте эту страницу. Здесь же и сейчас же перечислите универсальные принципы эффективности, конкретно — запишите их в том порядке и в тех формулировках, которые сразу приходят в голову.

 
 
 
 
 
 
 

А теперь сравните.

Принцип системности «Смысл элемента определяет система, в которую он включен»
Принцип результата «Каков сухой остаток?»
Принцип опережающего лидерства «Победу организую я!»
Принцип направленности в будущее «Зачем, а не почему»
Принцип ответственности «Сказано — сделано»
Принцип высшей эффективности «Подходящее не есть лучшее»
Принцип сотрудничества «Выиграл-выиграл»

Практикум

Расставьте эти принципы по ранжиру их важности в вашей жизни. На первом месте — самый важный, самый работающий на вас принцип, за ним — по порядку остальные.

 
 
 
 
 
 
 

А теперь постарайтесь определить, для какой области жизни вы сделали этот ранжир. Это сфера:

Предметные цели в личной жизни?

Предметные цели в бизнесе?

Построение отношений в личной жизни?

Построение отношений в сфере бизнеса?

Если, размышляя об этом, вы еще и поняли, для какой сферы жизни вы не применяли эти принципы, предлагаем вам именно это и сделать. Главные сферы вашей будут по-настоящему освоены вами тогда, когда вы начнете встраивать в них универсальные принципы эффективности, прилаживать эти общие правила к конкретике тех или иных обстоятельств.

Чтобы вам делать это было проще, в следующим главах мы покажем, как это делать можно. Общим лозунгом будет:

Дайте мне принцип, и я переверну жизнь!

ДАЙТЕ МНЕ ПРИНЦИП, И

Я ПЕРЕВЕРНУ ЖИЗНЬ!

Наши рекомендации