Принцип высшей эффективности
Принцип высшей эффективностигласит:лучший выбор определяется не соответствием стандарту, а лучшим выбором среди возможных альтернатив.
Хорошая книжка? — Хорошая. — Будешь читать? — Не буду. — Почему? — Есть книжка лучше.
Плохая книга? — Плохая. — Выкинешь? — Нет, буду читать. — Почему? — Другого, лучшего занятия, сейчас нет.
Очевидно, что просчитывать высшую эффективность можно только тогда, когда величину прибыли или размер потерь можно как-то оценить, когда альтернативы могут быть сравнены и принципиально поддаются счету. Принятый в Синтез-технологии принцип стоимости говорит о том, чтов человеческой жизни все чего-то стоит. Бесплатно не бывает ничего: и за действие и за бездействие, и за победу и за поражение, и за друзей и за врагов приходится чем-то и сколько-то платить. С другой стороны, во всем может быть своя прибыль: в действии и в бездействии, в победе и в поражении, в наличии друзей и врагов.
Универсальный бизнесмен ценит то, что имеет, и еще более ценит то, что может иметь.
А конкретно оперировать принципом стоимости помогает предположение об универсальности денежного эквивалента: «Все можно выразить в деньгах», и использующий это предположение универсальный бизнесмен знает цену всему.
Вот, например, вы сегодня без машины, а вам нужно ехать за город в аэропорт. Варианты: вы едете городским транспортом либо звоните и просите подвезти вас кого-то из друзей, что будет минут на сорок быстрее. Притом, что во втором случае вам не надо платить ни копейки, можно ли сказать, что это вариант бесплатный? Естественно, нет: с выручившим вас другом придется расплачиваться все равно, только в другой валюте.
· Скорее всего, его услуга пойдет в зачет ваших услуг ему. Или — заплатите напрямую своим личным временем, что может быть не сорок минут, а часа четыре. И с учетом этого, возможно, более дешевым вы сочтете городской транспорт.
Далее. Чтобы правильно применять в своей жизни и деятельности принцип высшей эффективности, нужно разобраться еще и с тем, что это такое — лучший выбор?
· Если я покупаю автомобиль, обязательно ли мне ориентироваться на BMW последней модели?
Универсальный бизнесмен всегда стремится к совершенству, но из имеющегося выбора выбирает не всегда самые дорогие варианты. Ибо, если принцип наивысшей эффективности соединить с принципом стоимости, мы получим принцип достаточности: чтобы не потратить лишнего, среди лучшего правильно ограничить себя тем, что вам достаточно для ваших задач.
Если ваши возможные партнеры не смогут оценить роскошь настоящих «Rolex», вы можете обойтись простеньким российским «Полетом»: ближайшие десять лет тиканье этих часиков вас во времени сориентирует. Если вы живете пока в малогабаритной советской квартире, вам пока рано покупать мебель, достойную вашего будущего особняка.
И вообще,
Если грязью кидаешь в ближнего,
Бери сколько надо, не хапай лишнего, —
Ты можешь свой новый костюм запачкать…
Если хотите, жадность к наилучшему следует ограничить жадностью естественной.
Применительно к покупкам принцип достаточности звучит как: «Бери самое дешевое из самого дорогого». Иногда это то же самое, что самое дорогое из самого дешевого. Но не всегда. Самая дорогая из дешевых магнитол — совсем не самая дешевая из HiFi класса моделей. А вот самые дорогие из относительно недорогих отечественных моделей вполне окажутся сопоставимы (если не вообще идентичны) удешевленным моделям импортным. И разница в цене будет только за «марку».
· За престиж. Резиновые сланцы «Adidas» дороже только за свои три полоски.
Разумный вариант лежит примерно посередине между желанием подстраховаться гарантированным качеством и бережливым стремлением сэкономить.
· И все-таки чуть ближе к дорогому.
Принцип сотрудничества
Принцип сотрудничества («Выиграл — выиграл») говорит нам, что все мы — члены одной человеческой семьи и лучшая деятельность та, которая учитывает интересы всех сторон. Мы должны выигрывать все, соответственно в любом взаимодействии имеет смысл искать возможность выигрыша не только себе, но и другой стороне.
Любой бизнесмен прекрасно отдает себе отчет, что бизнес не считается полем благотворительности, и, нагрев клиента или партнера, можно когда-то очень хорошо разово заработать. Однако платить приходится за все, и тот, кто когда-то выбрал своим принципом и стилем не сотрудничество, а «кидалово», создает вокруг себя такой же лживый мир, рано или поздно встречается с уходом партнеров, предательством друзей и отчуждением близких. Бизнесмен, который заботится об успехе не только своего бизнеса, но и своей жизни в целом, не путает сегодняшние обстоятельства дикого становления российского капитализма с давно выработанным законом цивилизованного бизнеса: «Лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон».
Универсальный бизнесмен хорошо знает, сколько ему стоит война и как его обогащает умно построенное сотрудничество.
Однако все справедливо и наоборот: когда другая сторона ищет выигрыш только себе, универсальный бизнесмен ищет возможность получить из этого и свою выгоду.
На этом основывается принцип делового айкидо: на возможный или реальный удар в свою сторону универсальный бизнесмен умеет реагировать не отпором и ответным нападением, а присоединением и коррекцией, в результате чего энергия противника начинает работать на него.
Неверно думать, однако, что принцип «выиграл — выиграл» есть призыв к беззубому добродушию: не подкрепленный силой лозунг «Ребята, давайте жить дружно!» в жестком мире бизнеса вызовет даже не улыбку, а железный оскал.
Ситуация:
Вы руководитель, входите в новый коллектив. Вам в нем не все нравится, но — не торопитесь, начните с подстройки. Правильно, подстроились, почувствовали вас, почувствовали вы. Все хорошо… Можно, находясь в контакте, начинать ведение — и пусть вначале в том направлении, которое коллектив легко поймет и скорее поддержит. Но если вас решили проверить на прочность, будьте к этому готовы: это не плохие и не злые люди, просто им интересно, чего вы стоите как руководитель. Хорошо… Тогда на пробу сил отвечайте соответственно запросу: желающим почувствовать вашу силу устройте аккуратное изнасилование. Все нормально, это штатная ситуация в жизни руководителя: изнасиловали, потом подняли, улыбнулись достойному сопернику и начали строить отношения правильные. Сотруднические. В соответствии с принципом «выиграл — выиграл».
Принцип разумного сотрудничества «выиграл — выиграл» — это то, к чему вы должны прийти в конце концов. А вот каким путем вы к этому придете — вопрос философский. И если кто-то не понимает языка сотрудничества, вам придется с ним разговаривать на языке, ему понятном.
Главное, чтобы в результате у вас было полное взаимопонимание.
Практикум
Не переворачивайте эту страницу. Здесь же и сейчас же перечислите универсальные принципы эффективности, конкретно — запишите их в том порядке и в тех формулировках, которые сразу приходят в голову.
А теперь сравните.
Принцип системности | «Смысл элемента определяет система, в которую он включен» |
Принцип результата | «Каков сухой остаток?» |
Принцип опережающего лидерства | «Победу организую я!» |
Принцип направленности в будущее | «Зачем, а не почему» |
Принцип ответственности | «Сказано — сделано» |
Принцип высшей эффективности | «Подходящее не есть лучшее» |
Принцип сотрудничества | «Выиграл-выиграл» |
Практикум
Расставьте эти принципы по ранжиру их важности в вашей жизни. На первом месте — самый важный, самый работающий на вас принцип, за ним — по порядку остальные.
А теперь постарайтесь определить, для какой области жизни вы сделали этот ранжир. Это сфера:
Предметные цели в личной жизни?
Предметные цели в бизнесе?
Построение отношений в личной жизни?
Построение отношений в сфере бизнеса?
Если, размышляя об этом, вы еще и поняли, для какой сферы жизни вы не применяли эти принципы, предлагаем вам именно это и сделать. Главные сферы вашей будут по-настоящему освоены вами тогда, когда вы начнете встраивать в них универсальные принципы эффективности, прилаживать эти общие правила к конкретике тех или иных обстоятельств.
Чтобы вам делать это было проще, в следующим главах мы покажем, как это делать можно. Общим лозунгом будет:
Дайте мне принцип, и я переверну жизнь!
ДАЙТЕ МНЕ ПРИНЦИП, И
Я ПЕРЕВЕРНУ ЖИЗНЬ!