Психолог районного психологического центра

Познакомимся с работой психолога в районном психологическом центре, организации «Чертаново-Северное. Инициатива добрых дел». Здесь работает группа психологов - 4 человека. В организации выделяется три основных направления деятельности: 1) собственно психологическая работа с населением, обращающимся в центр, 2) организация досуга детей, подростков, и 3) работа компьютерного класса.

Но психологи работают и за пределами стен «Центра», их привлекают для работы в школах района, в комиссии по делам несовершеннолетних, в милиции. Если школа не имеет своего штатного психолога, либо не удовлетворена качеством его работы, либо школьному психологу не удается охватить весь объем работы, то приглашают психолога районного центра. Так по заказам районной администрации в школах проводится первичная профилактика алкоголизма, наркомании и табако-курения. Обычно школы предлагают работать с трудными подростками и их семьями. Психологи центра проводят мини-тренинги для учителей по психологическим проблемам, связанным с возрастными особенностями подростков, по общению учащихся на территории школы, лекции по психологии.

Два раза в месяц психологи центра участвуют в работе районной комиссии по делам несовершеннолетних. Психологи выносят свои рекомендации и работают с людьми, которым предписано обратиться в психологическую службу, либо ведут контроль за обращением этих людей в другие психологические центры.

Во время летних каникул психолог районного центра выезжает с детьми за город в лагерь в качестве воспитателя отряда. Он организует досуг детей, закупает подарки, учитывая их интересы и возрастные особенности.

Как в самом центре, так и «на выездах» психолог имеет дело в основном с неблагополучными семьями разных категорий: это неполные семьи, семьи с родителями-алкоголиками, опекунские семьи, семьи с родителями-инвалидами. Также проводится работа с представителями «группы риска» по социальному сиротству, детьми, состоящими на учете комиссии по делам несовершеннолетних. В центре организуются групповые занятия с детьми и родителями, курсы для детей и родителей, осуществляется консультирование по поводу возможного необходимого медико-психиатрического обследования детей (этими вопросами занимаются клинические психологи).

Психологи оказывают социально-психологическую помощь, социальную и психологическую поддержку, реабилитационную помощь населению, проводят работу по морально-нравственным и обучающе-развивающим вопросам.

Психологи выбирают и устанавливают программы для компьютерного класса, который задумывался как составная часть общей психологической программы повышения познавательной мотивации детей, обучения и развития их психической сферы.

В центре осуществляется психологическое консультирование семей, родителей, коррекционная, диагностическая и развивающая работа с детьми, тренинги общения и развития их личности.

Возраст обращающихся в центр различен. Наиболее частые посетители - дети от 6 до 14 лет. Несмотря на то, что центр районный, помощь оказывается любому обратившемуся человеку независимо от места его проживания. Дети, посещающие центр, нередко обретают здесь второй дом, теплое место, приводят своих друзей и знакомых. Психолог записывает их координаты и связывается с родителями детишек, которые после беседы с психологом обычно дают согласие на посещение их детьми районного психологического центра.

Психолог центра должен иметь специальную квалификацию, но приветствуются и валонтеры (люди, не имеющие специального психологического образования), которым разрешается работать под началом психолога.

Орудиями и средствами труда психолога является почти весь психологический инструментарий возрастно-психологического консультирования и диагностики; нейропсихологические методики (обрабатываются только клиническим психологом). Психолог наблюдает, контролирует, обдумывает, принимает решения, занимается организацией и проектирует новые формы диагностической и воздейственной работы.

Рабочий день психолога центра, как правило, ненормированный, нередко это работа с 9 до 21 часов. Он сам планирует и организует свою деятельность. Оплата его труда - невысокая, ибо центр является муниципальной организацией.

Противопоказания к работе по данной специальности носят психофизиологический и социально-психологический характер. Так, если человек быстро утомляется и медленно восстанавливается после нагрузки, эмоционально неустойчив, если он в большей мере пессимист, чем оптимист, ему будет трудно справиться с работой. Здесь не должны работать люди озлобленные, «с внутренней пустотой», так как взаимодействие с детьми требует доброты, искренности, личностной зрелости и рекомендуется людям целостным, с устоявшейся Я-концепцией и позитивно-реалистическим взглядом на мир.

Человек, решивший посвятить себя этому делу, должен обладать жизнелюбием, доброжелательностью, находчивостью, изобретательностью, чувством юмора. Важно в общении не высказывать людям отрицательных оценок, уважать себя и других, уметь устанавливать контакт с ребенком, родителем, преподавателем, обладать известным артистизмом в общении. Психологу здесь нужно быть стрессоустойчивым, уметь быстро восстанавливать силы, управлять своими эмоциями и быть внимательным к эмоциональному состоянию другого человека; быть терпимым, готовым работать с человеком, который субъективно неприятен.

Помощь обращающимся людям, возможность поселить в душе ребенка ощущение «его нужности и желанности» придает смысл работе и самоуважение психологу; это работа «в море жизни», она интересна и непредсказуема.

Текст подготовлен студенткой факультета психологии МГУ Н. Кукушкиной на основе беседы с одним из психологов центра.

Психолог-реабилитолог

(Специализация «психология развития»)

Возрастная психология - одна из наиболее перспективных ветвей психологической науки. Было бы ошибочно думать, что область интересов соответствующих специалистов ограничивается психологической поддержкой детей в школе. Возрастные психологи оказывают также психологическую помощь в разнообразных организациях и структурах.

В нашей стране, особенно сегодня, остро стоит вопрос о социальной адаптации детей и подростков, имеющих проблемы с состоянием здоровья и другие социальные трудности. Существуют различные реабилитационные центры, где наряду с врачами и социальными работниками трудятся и возрастные психологи.

Особое значение приобретают практические методические материалы и наработки, дающие практикам возможность, исходя их местных условий, определить направления проектирования коррекционных образовательных учреждений, обеспечивающих оптимальные условия протекания процесса реабилитации, формирования и развития личности проблемного ребенка и подростка, не изолируя его из социума.

Основным контингентом, на который ориентируется деятельность психолого-медико-социальных центров являются семьи с детьми в возрасте от рождения до 18 лет, (имеющими различные по этиологии заболевания, нарушавшие процесс развития и другие особенности, препятствующие развитию личности и социализации несовершеннолетних), обратившиеся в центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Работники подобных центров видят в качестве своей цели не только восстановительное лечение, обучение, коррекцию и компенсацию нарушенных функций у ребенка, но и преодоление патогенных типов организации семейного воспитания, в основе которых лежит дисгармония внутрисемейных отношений и макросоциальных взаимодействий семьи, нормализацию ситуации развития личности ребенка в поэтапно организованном комплексном реабилитационном процессе, протекающем в ситуации совместной продуктивной деятельности специалистов-реабилитологов семьи и ребенка.

В таких учреждениях психолог производит диагностику различного рода нарушений, разрабатывает коррекционную программу помощи ребенку и его семье, организует реабилитационную работу.

Психолог, работающий в подобном центре, должен, прежде всего, иметь высшее образование по своей специальности. Он также должен ориентироваться в смежных с психологией дисциплинах (медицина, социология, юриспруденция, педагогика). Среди личностных качеств особо важны умение наладить взаимоотношения как детьми, так и с их родителями, способность эффективно работать в коллективе, т. к. часто психологу для принятия решения нужна помощь других специалистов, умение оперировать большим набором методик и правильно их использовать. Также психолог не должен забывать, что на него возлагается особая ответственность за свою профессиональную деятельность.

В качестве ориентиров своей деятельности психолог-реабилитолог использует следующие:

1. Совместная продуктивная деятельность специалистов-реабилитологов с ребенком и его семьей представляет собой динамичный процесс, развивающийся по мере изменения и перестройки социальных позиций, установок и способов взаимодействий в семье одновременно с формированием у ребенка новых межличностных и социальных отношений, культурных форм деятельности.

2. Социальная ситуация развития ребенка создается и позитивно перестраивается в совместной продуктивной деятельности триады «Специалист-Ребенок-Семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества, имеющих специфические функции и особенности на каждом этапе реабилитации.

3. В условиях совместной продуктивной деятельности специалиста, ребенка и родителей в реабилитационном процессе происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия — сотворчество и соразвитие, что открывает возможности включения семьи с проблемным ребенком в нормальную социальную жизнь.

Рабочее пространство психолога-реабилитолога организуется специально с учетом особенностей тех людей, с которыми приходится работать. Существуют специальные лифты для инвалидов, также и другие помещения спроектированы с учетом несовершенных возможностей потенциальных посетителей. Помещения должны быть большими и светлыми; цвета мебели, обоев и т.п. должны быть гармоничными. Кроме того, в распоряжении психолога должно быть обязательно несколько комнат: кабинет, где ведется прием клиентов, специальная комната для родителей, где они ожидают своих детей, игровая комната, где может проходить как диагностика, так и игротерапия. Этой комнате хотелось бы уделить особое внимание. Все здесь сделано с таким расчетом, чтобы ребенок, даже тот, у которого серьезные проблемы со здоровьем, чувствовал себя комфортно. Здесь нет острых углов, пол представляет собой мягкий ковер, в комнате много интересных игрушек. Ребенок быстро привыкает к новой обстановке и времяпрепровождение здесь становится для него приятным.

Внешность психолог также не должна быть отталкивающей. Приветливая улыбка - естественный спутник профессионального психолога.

Конечно же, в таких центрах не могут работать психически нездоровые люди, т.к. подобная деятельность требует большой затраты не только физических, но и духовных сил. Тем не менее, большую радость психологу приносят успешные результаты его труда. В ходе своей профессиональной деятельности психолог может постоянно совершенствовать свои возможности, развивать профессиональные способности и личностные качества.

Помимо медико-психолого-социальных центров возрастные психологи успешно работают и в различных консультационных центрах по проблемам семьи и развития личности, гармонизации детско-родительских отношений. Все больше внимания уделяется психологической помощи и поддержке безработных, людей, ушедших на пенсию, и даже будущих мам.

Таким образом, профессия возрастной психолог - это не только профессия школьный психолог, а профессия, занимающая огромное поле деятельности; профессия, которая помогает человеку развиваться гармонично с самых первых дней его работы и на протяжении всей жизни. А это очень важно. Ведь за гармоничным развитием отдельной личности стоит гармоничное развитие всего общества, а это так необходимо сейчас.

Текст подготовлен студентками факультета психологии МГУ А.А. Бучарской и Д.А. Дружиненко на основе беседы с директором Психолого-медико-социального центра Центрального учебного округа г. Москвы канд. психол. н. А.И. Красило.

Педагог-психолог в школе

(профилактика наркозависимости)

Познакомимся с профессией педагога-психолога и рассмотрим довольно узкую ее специализацию - профилактику злоупотребления психоактивными веществами. Специалист в данной области работает в основном с детьми и подростками. С помощью различных средств он пытается донести до них мысль о том, что не следует злоупотреблять такими веществами, как никотин, алкоголь, наркотики. Эта работа имеет колоссальное значение в современном обществе, когда психоактивные вещества становятся для детей и юношества не просто игрушкой, способом получить сильные ощущения, но порой единственным способом как-то справиться с их совсем недетскими проблемами. Профилактика формирования зависимостей от психоактивных веществ — главное направление в борьбе с этим злом, ибо известно, что существующие методы лечения пока все еще далеки от радикального успеха. Способы воспитательного воздействия в профилактике злоупотребления психоактивными веществами (в дальнейшем – «ЗПВ») - достаточно широко применялись и прежде, однако, поскольку традиционно данной проблемой занимались врачи, учителя физкультуры, сотрудники милиции и т.д., при этом использовались достаточно простые приемы: запугать возможными последствиями ЗПВ для здоровья, социальной изоляцией, внушить необходимость вести здоровый образ жизни, обещая при этом успех на работе, в школе, дома.

В настоящее время, когда дети плохо поддаются влиянию авторитета и, к тому же, постоянно слышат и видят нечто обратное тому, что им говорят, данные методы воздействия не являются высокоэффективными. Сейчас развивается принципиально новый подход в борьбе с ЗПВ. Современный психолог работает в этой области, обращаясь к личности подростка на равных, не внушая ему желательное поведение, а пытаясь создать вместе с ним нечто позитивное, что позволило бы ребенку сознательно и ответственно делать свой выбор по отношению к психоактивным веществам.

Специалист по профилактике ЗПВ может работать как в общеобразовательных учреждениях, так и в медицинских. Наркологические диспансеры и НИИ наркологии имеют должности психолога. Рассмотрим особенности данной профессии на примере труда школьного психолога.

В обязанности школьного психолога входят 3 основные сферы деятельности: ведение тренингов по различным проблемам (профилактика ЗПВ), профориентация среди старшеклассников (тестирование склонностей, интересов, способностей, индивидуальные беседы, групповые занятия), индивидуальное консультирование (по вопросам успеваемости, взаимоотношений в классе, взаимоотношений ученика с учителем, с родителями, родителей с учителями и пр.).

Ведение тренинга предполагает проведение лекций, групповых дискуссий, активизацию творческой деятельности участников (мозговой штурм), проведение упражнений, направленных на отработку полезных навыков, осознание проблем, постановку целей. Трудно перечислить трудовые функции и конкретные действия психолога, так как в большинстве случаев они направлены на преобразование социальных отношений и характеризуются не столько физическими признаками, наблюдаемыми извне (ходьба, сидение, говорение и пр.), сколько психологическими (установление контакта, понимание другого, сопереживание).

Основными приемами работы психолога являются: понимание ситуации и человека, быстрое принятие решений, взаимодействие с ситуацией или человеком. Конечно, это чрезвычайно упрощенная схема.

Школьный психолог имеет внешние и внутренние средства труда. К внешним средствам относятся: компьютер, диктофон (видеокамера), блокноты для записей. Это также методическая литература (программы тренингов и специальные программы для профилактики ЗПВ, сборники различных методик и тестов). Специальная литература по детской и подростковой психологии, проблемам зависимости также необходима. Кроме того, его внешними средствами деятельности являются различные материалы, необходимые во время работы с детьми (плакаты, фломастеры и бумага, аудиозаписи и прочее). Внутренние средства его труда намного сложнее и разнообразнее. Это, прежде всего, знания профессионала (как теоретические, так и практические, полученные в ходе собственной работы). Это - представления о возможном ходе работы и ее результате, это и более тонкие вещи: эмоциональные отношения, может быть даже бессознательные установки психолога, сложившиеся в его опыте. Напомним, что под средствами труда понимается все, с помощью чего субъект труда (т.е. психолог) преобразует предмет труда (т. е. то, на что направлены его усилия в работе). В данном случае предметом труда является отношение подростков к психоактивным веществам.

На что же направлены все усилия школьного психолога, проводящего профилактику ЗПВ, если он старается следовать идеалам гуманизма, т.е. обращается к подростку как к равноценной личности, не давит его своим авторитетом, а создает условия для его личностного роста и развития?

Основные цели его работы в профилактике ЗПВ таковы:

· предоставление подросткам объективной информации о психоактивных веществах;

· обсуждение и демонстрация преимуществ здорового образа жизни;

· создание у подростков личностных ресурсов, позволяющих находить выход из трудных жизненных ситуаций и решать проблемы;

· обучение навыкам уверенного поведения (оценка ситуации, принятие решения, умение сказать «нет» и т.д.);

· создание установки на самостоятельный выбор («в конечном итоге только ты сам можешь решить, как относиться к ПВ, опираясь на свои знания и навыки»);

· совместное с подростком построение ближних и дальних жизненных целей.

Эти цели не могут быть реализованы одномоментно, во время урока или на приеме у психолога. Необходима длительная индивидуальная работа, результаты которой также трудно поддаются оперативной объективной оценке сразу после ее проведения. Ведь личностный рост это такой сложный и неоднозначный процесс! Конечно, иногда результаты появляются почти сразу: школьник становится более уверенным в себе, более открытым, может бросить курить. Но иногда результаты остаются неизвестны психологу. Кто знает, почему вчерашний подросток (юноша или девушка) отказываются от дружески протянутой сигареты с «травкой»? Поэтому работа психолога всегда связана с неопределенностью, непредсказуемостью, в ней должна присутствовать … надежда.

Требования, которые предъявляет работа к психологу здесь «просты»: умение общаться, понимать и любить детей. Ему необходимы также обширные профессиональные знания, опыт, устойчивое личностное здоровье. Чтобы занятия психолога были эффективны, он сам должен соответствовать тому, о чем он говорит: владеть теми навыками, которым он обучает детей, иметь собственную твердую позицию относительно ПВ.

Условия и оплата труда психолога сильно разнятся в зависимости от организации, в которой он работает. В школе обычно ставка психолога примерно соответствует ставке учителя. Обычно психологу выделяют отдельный кабинет, где он оборудует свое рабочее место. Говоря об условиях труда психолога, следует остановиться на следующем. Психологу важно иметь хорошее самочувствие, так как неблагополучное состояние будет отрицательно влиять на его настроение, способность сосредоточиться на собеседнике, думать о его проблемах, а не о своих. Психолог включен в обширную систему социальных связей, с одной стороны. С другой стороны, он пытается воздействовать на социальные отношения своих клиентов. В этой связи психолог должен занимать особую рефлексивную позицию при анализе своих взаимоотношений с другими людьми. Психологу важно постоянно интересоваться новой информацией по своей специальности и быть в курсе последних исследований, научных споров, тенденций развития психологии.

Чтобы стать квалифицированным специалистом-практиком в данной области мало закончить вуз по специальности «психология» (или «клиническая психология»), полезно поработать в смежных с психологией сферах - социальным работником, учителем или воспитателем; для имеющих среднее медицинское образование - медсестрой (медбратом) в диспансерах, психиатрических клиниках.

Итак, работа педагога-психолога, специализирующегося на профилактике злоупотребления психоактивными веществами является важной, трудной, ответственной, так как связана с помощью людям - подросткам в поиске ими самих себя и самоопределении в мире. Может быть, именно поэтому она является такой захватывающе интересной?

Автор текста – С.П. Циновская, студентка ф-та психологии МГУ.

Наши рекомендации