Печатная противопожарная пропаганда
В пропаганде мер пожарной безопасности самое весомое значение имеет печатное слово. В настоящее время организован централизованный выпуск пожарно-технической литературы, памяток и брошюр. Органы ГПН в своей работе должны регулярно сотрудничать с местными редакциями и издательствами. Своевременно предоставлять редакциям газет информацию в виде заметок, статей на острую и злободневную тему, в определённый пожароопасный период, оперативную информацию по пожарам.
В многотиражных газетах очень полезна оперативная информация о состоянии пожарной безопасности на объекте, о лицах, нарушающих правил пожарной безопасности, о членах добровольных пожарных дружин (ДПД), добившихся хороших результатов по предупреждению пожаров.
В сельских районах – информация о подготовке объектов агропромышленного комплекса к осенне-зимнему и весенне-летнему сезонам, соблюдение противопожарных требований в период подготовки и проведения уборки урожая, боеготовности ДПД.
В каждом подразделении ГПН имеется журнал учёта статей, куда вырезаются и подклеиваются опубликованные статьи и заметки на противопожарную тематику.
Требования к составлению текста статей и заметок в газеты:
1. Качество публикаций – материалы должны быть проблематичными, эмоциональными, чётко направленными. Необходимо, чтобы каждая публикация получила активный отклик читателей.
2. Планомерность – все публикации в печати должны быть чётко спланированы, дополнять и развивать друг друга, не столько насыщая людей новой информацией, сколько поддерживая уровень эмоциональной заинтересованности.
3. Целеположение – правильный выбор цели на областном или районном уровне – необходимое условие для эффективности пропаганды. Целей не должно быть много, они должны быть достаточно реальны и базироваться на анализе местных условий и обстановки, социального и возрастного состава населения, возможностей местных газет и журналов.
4. При написании статьи старайтесь избегать технических и специальных терминов, непонятных большинству читателей. Пытайтесь разнообразить текст вводными словами, используйте разговорные обороты, пословицы и поговорки. Текст, написанный простым, живым языком легко читается и воспринимается проще.
5. Броский, вызывающий интерес заголовок обеспечивает 50%-ую гарантию успеха статьи.
6. Широкое использование различных форм печати – необходимо использовать все виды публикаций: репортажи, интервью, кроссворды, публицистические статьи.
Схема подготовки статьи на противопожарную тематику приведена на рисунке 4.
Рис. 4.Схема подготовки статьи на противопожарную тематику.
Массовые мероприятия
Массовые мероприятия пожарной охраны – ещё одна форма пропагандистской работы. Они полезны тем, что дают возможность непосредственно ощутить общественную атмосферу, активно использовать различные средства прямого воздействия на аудиторию.
Массовая разъяснительная работа включает такую важную форму, как проведение тематических вечеров, «Дней пожарной охраны», викторин и т.д. Тематические вечера дают возможность наиболее полно и удачно составить агитацию среди населения по предупреждению пожаров, с пропагандой боевых традиций пожарной охраны. Как правило, тематические вечера начинаются с демонстрации короткометражных противопожарных фильмов. Затем выступают представители ГПН, пожарные добровольцы, руководители предприятий, очевидцы пожаров. Заканчивается такой вечер концертом художественной самодеятельности.
К организации проведения тематического вечера предъявляется такое важное требование, как разработка тщательно продуманной программы. Надо отметить, что проведение массовых мероприятий, требующих затраты сил и средств, привлечение для организации многих людей, должно тщательно продумываться и обосновываться с тем, чтобы эти силы и средства не были затрачены впустую, а дали бы максимальный эффект.