Биологическое, социальное и духовное в личности человека
Слово «личность» часто употребляется в обыденной речи и даже иногда в научной литературе применительно не к каждому человеку, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения: «Вот это личность! А тот – разве это личность?» Следует отметить, что личность – не оценочная категория, личность присуща каждому человеку, по крайней мере начиная с определенного возраста. Только так можно всерьез говорить о личности как о предмете научного познания. Если же только избранным присваивать почетное звание личности, то вопрос «что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом - вопросом «кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем: у каждого времени и у каждой даже не страны, а компании – свой «герой». Если же мы признаем, что личность есть достояние каждого человека, то, что, собственно, и делает его человеком, перед нами открывается возможность объективного научного анализа того, в чем состоит сущность личности. Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности.
Таким образом, в исследовании личности, будем отталкиваться от четырех простых аксиом:
1) Личность присуща каждому человеку.
2) Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
3) Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества.
4) Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.
В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека, факт принадлежности к человеческому роду. О человеке, как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью.
Таким образом, человек– понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психологическую, духовную: совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют они или отсутствуют у данного конкретного человека. В своем физиологическом и психологическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость. Индивид– понятие, характеризующее отдельного человека, его биологические и психологические свойства. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие, представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. То есть понятие индивидуальность содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна для понимания психологии личности становятся важными следующие положения:
1) психические свойства личности в её поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всём многообразии её свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов: − чего хочет личность, что для неё привлекательно, к чему она стремится? (это вопрос о направленности личности, установках, тенденциях, потребностях, интересах и идеалах); − что может личность? (это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одарённости); − что личность есть, что из её тенденций закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? (это вопрос о характере). Все эти аспекты психического облика личности взаимообусловлены и взаимосвязаны.
Теории личности
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального фактора в развитии личности человека. В понимании сущности вопроса имеются разные подходы.
Рис. 22. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии
Биогенетические концепции. Представители этого разряда теорий личности считают, что ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Так, американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества: охота и т.д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями и инстинктами, и в первую очередь сексуальными.
Социогенетические концепции. Социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения (бихевиоризм). Согласно ей, жизнь личности, её отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк. Б. Скиннер и др.). Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, её отношения с другими людьми. Одним из направлений в разработке психологии личности является теория поля, предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремлениями, намерениями и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства». В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
Психогенетические концепции. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.). Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называют персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюллер, А. Маслоу и др.).
Современная психология считает, что личность биосоциальна.Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т.п.) безусловно определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности. Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное. Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.
Личность таким образом – не просто результат биологического созревания организма или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает личностные черты. Иными словами, личность – это уровень развития, достигаемый не каждым индивидом. Мера этого развития – воплощение в личности «надличностных», общественно-исторических потребностей развития человечества.