Психологическое самообразование
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Как бы вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:
а) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения;
б) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии;
в) ваш собственный опыт говорит, что некоторые люди, далекие от профессиональных занятий психологией, тем не менее являются тонкими знатоками человеческих душ;
г) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии; в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого — гениальным педагогом-психологом?
2. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В.Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для В.Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы — ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология — психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие — неэкспериментальные — методы. В чем вы видите причину подобной «непоследовательности» В.Вундта?
3. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?
4. Из истории психологии известно, что попытки описать строение человеческой субъективности приводили чаще всего к схематичным и упрощенным моделям внутреннего мира человека, к подмене целого частью.
Подумайте, есть ли в принципе необходимость выделения частей при познании целого? Возможен ли научный анализ живой реальности, какой является человеческая субъективность?
5. Можно ли согласиться с утверждением, что в дидактических целях для лучшего понимания изучаемых являний можно пренебречь научной строгостью в изложении психологических фактов? Иначе говоря, можно ли сложное изложить просто?
Литература для чтения
Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1991. Гл.У.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психологии. 1995. №2.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. T.I. C.291-436.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1983.
Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл.2.
Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. №4.
Ждан А.Н. История психологии. М., 1990. Разд.V-VI.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.
Петухов В.В., Столин В.В. Психология. М., 1989.
Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. Гл.З.
Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1990. №2.
Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §2.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. Гл.1. Предмет психологии; Гл.Ш. История психологии.
Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии // Проблемы общей психологии. М., 1976.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1986. №6.
Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. T.I C.306-312.
Хрестоматия по истории психологии // Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. Разд.1 Бихевиоризм; Разд.И Гештальтпсихология.
Фрейд 3. Психология бессознательного. Проблемы метатеории. М., 1989.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. Гл.II.
Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Гл.10-14.