Практическое занятие 4.Культура и мастерство исследователя
Практическое занятие 1.Методы научного познания
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема классификации методов познания по различным основаниям (критериям). Взаимодействие методов в научном познании.
2. Философские методы: диалектический и метафизический, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.
3. Общенаучные методы: системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, синергетический и др.
4. Методы междисциплинарных, дисциплинарных и частнонаучных исследований.
5. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент.
6. Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному.
7. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, определение, классификация, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, научное объяснение, моделирование.
Практическое задание к семинару:
а. составить таблицу «методы научного познания»
б. дать сущностную характеристику одному из методов (на выбор;
с примерами)
в.подготовить сообщение на тему:
1. Возникновение науки и основные этапы в ее развитии.
2. Основные проблемы методологии науки.
3. Наука и образование.
4. Наука как социальный институт.
5. Наука и система ценностей.
6. Наука как профессиональная деятельность.
7. Институциональные формы научной деятельности.
8. Методологический анализ как направление изучения науки.
9. Современные тенденции в развитии методологических проблем науки и научного творчества.
Практическое занятие 2.Психологические особенности личности ученого
Вопросы для обсуждения:
1.Интеллект и научное творчество.
2. Формы воображения в науке и творчестве.
3. Роль интуиции в творческом процессе. Особенности интуитивного знания.
4.Тестология общих интеллектуальных способностей.
5.Тесты творческих способностей и результативность научного творчества.
6.Индивидуально-психологическая характеристика ученого (исследователя).
7. Основные профессионально-значимые личностные качества исследователя.
8.Типология учёных по Селье.
Практическое задание к семинару:
а. Составить подборку тестов «Диагностикапрофессионально-значимых личностных качеств исследователя».
б. Эссе по теме «Психологический портрет исследователя»
в.подготовить сообщение на тему:
1.Воображение, интуиция, фантазия как мотивы побуждения к творчеству
2.Взаимосвязь интуитивного, неосознанного и сознательного в научном творчестве
3.Концепция креативности Дж. Гилфорда, Э. Торренса
4.Принципы и стимулы творческой деятельности
5.Особенности интуитивногознания
Практическое занятие 3.Стимуляция творческого мышления
Вопросы для обсуждения:
1.Специфические методы стимулирования творческого мышления (инструментальные).
2. мозговой штурм, синектика
3. рабочие листы, морфологический анализ
4. ариз,триз
5. Неспецифические методы стимулирования творческого мышления (личностные).
6. метод групповой динамики
7. трансцендентальная медитация
8. методика формирования целостности и веры в себя.
Практическое задание к семинару:
А. Составить таблицу «методы стимуляции творческого мышления». Привести примеры.
Б. Разработать тренинг развития творческого мышления
Практическое занятие 4.Культура и мастерство исследователя
Вопросы для обсуждения:
1. Творчество и новаторство в научном исследовании.
2. Проблема нравственной оценки научного творчества.
3. Научная добросовестность и этика исследователя.
4. Мотивация исследовательской деятельности.
5. Коммуникация в учёном сообществе. Рабочая атмосфера в научном коллективе.
6. Общие оценки творческой деятельности молодого учёного.
Практическое задание к семинару:
а. Подготовить сообщение на тему:
1. Интуиция и её философская интерпретация.
2. Полиативы логического творчества и фантазии
3. Положение научного творчества в современной научной картине мира.
4. Творчество молодого ученого как акт созидания.
5. Информационные процессы в современном творчестве и их проблемы.