Классификация коммерческих переговоров.
Глава 11
Психологические особенности ведения переговоров.
· 11.1. Общая характеристика переговорного процесса
Термин “переговоры” ведет свое происхождение от латинского “negociare” и первоначально использовался для обозначения деловых сделок и разрешения спорных вопросов [45, c.251] ИВАНОВ. В русском языке под “переговорами” понимают обсуждение, обмен мнениями, взглядами по какому-либо вопросу для заключения соглашения. На сегодняшний день понятие “переговоры” приобрело широкое значение, от урегулирования международных споров и проблем бизнеса, до разного рода бытовых разногласий.
Особенности переговорного процесса.
· Важной социально-психологической характеристикой переговорного процесса является общение в форме диалога.
· Наличие у каждой из сторон, ведущих переговоры, несовпадающих интересов, взглядов, позиций, целей, которых они стремятся достичь процессе переговоров. Необходимость в переговорах возникает тогда, когда имеются противоречия, различные точки зрения или необходимо договориться о совместной деятельности.
· Каждая из сторон использует свои стратегии, тактики, доводы и аргументацию с целю получить выгоду в решении проблемы.
· Предметом обсуждения на переговорах является проблема, представляющая взаимный интерес для переговорщиков, либо проблемная (конфликтная) ситуация, требующая разрешения.
· Конечной целью переговоров является нахождение взаимопреемлемого решения.
Таким образом,переговоры -это взаимодействие в форме общения двух или более сторон с целью нахождения взаимоприемлемого решения общей проблемы, представляющей обоюдный интерес для переговорщиков.
Классификация коммерческих переговоров.
1. По времени протекания:
- кратковременные переговоры;
- затяжные переговоры.
2. По уровню участников:
- переговоры на высшем уровне (первые лица и руководители фирм и организаций);
- переговоры на уровне специалистов (экспертов, юристов и др.).
3. По виду деятельности:
- переговоры о покупке-продаже;
- переговоры о поставке и сбыте;
- переговоры по разрешению организационных (трудовых) конфликтов;
- корпоративные переговоры;
- переговоры по сделкам с недвижимым имуществом;
- судебные иски и т.п.
4. По характеру переговорщиков:
- переговоры с государственными организациями и федеральными службами (с налоговой инспекцией, таможней и т.д.);
- переговоры с муниципальными и административными органами (с управой, мэрией, регистрационными службами и др.);
- переговоры с коммерческими организациями;
- переговоры с предпринимателями;
- переговоры с потребителями;
- переговоры с поставщиками;
- переговоры с частными лицами и т.д.
5. По последствиям:
- успешные (конструктивные) переговоры;
- деструктивные (безрезультатные) переговоры.
6. По целям вступления в переговорный процесс [Негреш, Ф.Ч.Икле]:
-переговоры о продлении действующих соглашений (например, для продления срока действия торгового соглашения, внесения изменений в уже действующее соглашение с учетом складывающейся ситуации;
- переговоры о нормализации (проводятся с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному типу взаимодействия);
- переговоры о перераспределении (одна из сторон требует изменений в соглашениях свою пользу за счет другой, эти требования могут быть вполне справедливы и обоснованы, или сопровождаться угрозами наступающей стороны);
- переговоры о создании новых условий (их целью является формирование новых отношений, заключение новых договоров);
- переговоры по достижению побочных эффектов (решаются второстепенные вопросы (например, заключение договора о намерениях сторон, демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).
7. По способу взаимодействия:
- прямые, т.е. “лицом к лицу” за столом переговоров;
- опосредованные, проводимые через посредников.