Реформы СД. На практике (разбор)
«Реформа СД»
26 августа 1917 г. в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.
Реформа СД
1992 – 1993 г.г. произошли большие изменения в подготовке медсестер – началась реформа СД.
1) Изменились программы обучения (раньше обучали 2 года, а сейчас 3 года и на базе средней школы).
2) Появились ВСО более 22 ВУЗах России.
Медсестры с высшим образованием могут работать главными врачами больниц сестринского ухода, главными и старшими медсестрами крупных больниц.
3) Изменилось качество выполняемой медсестрами работы (сейчас медсестры получили больше самостоятельности).
4) Благодаря реформе появились общественные сестринские организации.
В связи с тем, что СД в России отставала в темпах и уровнях развития от зарубежных стран с 90 – х г. в России идет реформа СД.
Дипломы медсестер окончивших двух летнее образование в зарубежных странах не признавались.
Сущность реформы:
1) Внедрены новые программы в подготовке медсестер – 3 года обучения в колледжах.
2) ВСО более 20 ВУЗах России.
3) Была организована ассоциация медицинских сестер России, как общественная организация медсестер.
4) В настоящее время сестры получили большую самостоятельность и ответственность за свою работу.
5) Благодаря реформе Российские медсестры имеют международные связи с другими странами и с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
В нашей Республике с 1993 г. существует колледжное обучение.
В МЗ существует должность главного специалиста по работе со средними медицинскими кадрами.
С 1995 года – Журнал «СД», 2000 г. – «Медицинская сестра», «Медицинская помощь».
Лекция
Тема: «Сестринский процесс: понятия и термины»
Введение.
Термин «Сестринский процесс» впервые ввела Лидия Холл в 1955г. в США.
Понятие «процесс» (от лат. Processus – продвижение) означает последовательную смену действий (этапов) для достижения какого-либо результата.
Сестринский процесс – это научно-обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путем планомерного и этапного решения возникающих у него проблем.
Цель сестринского процесса способствовать в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента.
Сестринский процесс состоит и 5 этапов:
1 этап – сестринское обследование
2 этап – сестринская диагностика (выявление проблем и постановка сестринского диагноза)
3 этап – определение целей и планирование ухода
4 этап – реализация плана ухода
5 этап – оценка и коррекция ухода в случае необходимости.
Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно-важных потребностях. Потребность есть физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. В сестринской практике используется классификация потребностей Вирджинии Хендерсон, которая все их многообразие свела к 14 наиболее важным. К российским условиям адаптированы Мухиной и Тарновской 10 потребностей:
1. нормально дышать
2. адекватное питание и питье
3. физиологические отправления
4. движение
5. сон и отдых
6. одежда: одеваться, раздеваться, выбирать. Личная гигиена
7. поддерживать температуру тела в нормальных пределах
8. обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
9. поддерживать общение с другими людьми
10. труд и отдых.
2. 1 этап – обследование пациента
Цель этапа получение информации для оценки состояния пациента или сбор и анализ объективных и субъективных данных о здоровье пациента.
Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса (беседы). Источник такой информации, в первую очередь сам пациент, который делится собственными представлениями о состоянии здоровья и связанных с ним проблемах. Субъективные данные зависят от эмоции и чувств пациента.
Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает в результате его осмотра, наблюдения и обследования. К объективным данным относятся результаты физикального обследования пациента (пальпация, перкуссия, аускультация), показатели измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания. Лабораторные и инструментальные исследования относят к дополнительным методам обследования.
Данные о пациенте должны быть описательными, точными и полными; они не должны содержать спорных положений. Полученные данные медсестра заносит в лист сестринского обслуживания (сестринскую историю пациента).
3. 2 этап – сестринская диагностика
Цель этапа установит существующие и потенциальные проблемы пациент как своего рода реакции организма на его состояние, в том числе и на болезнь;
Выявить причины, вызывающие развитие этих проблем, а также сильные стороны пациента, которые помогли бы их предупреждению или разрешению.
Фактически существующими называют проблемы, которые есть у пациента в настоящее время. Потенциальными (вероятными) те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Например, при существующей проблеме нарушенной подвижности (неподвижности) пациента потенциальной проблемой будет риск нарушения целостности кожных покровов (развитие пролежней).
При обследовании у пациента могут быть выявлены две, три и более проблем одновременно. В таких случаях медсестра должна установить их приоритетность для определения последовательности их разрешения с учетом степени опасности и риска для жизни и здоровья пациента. По приоритетности проблемы делятся на первичные, промежуточные и вторичные. К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи. промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства. Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.
На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.
Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.
Сестринские диагнозы следует отличать от врачебных диагнозов:
- врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью;
- врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни. Сестринский диагноз может меняться каждый день или даже в течение дня, по мере того как изменяются реакции организма на болезнь;
- врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский – сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики;
- врачебный диагноз, как правило, связан с возникшим патофизиологическими изменениями в организме. Сестринский часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.
Сестринские диагнозы – основа для построения плана оказания сестринской помощи.
4. 3 этап – планирование сестринской помощи.
Цель этапа определение целей сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение.
Требование к постановке целей:
- реальность и достижимость;
- диагностичность (возможность проверки достижения);
- временные пределы (указание сроков достижения целей).
По видам различают цели6 краткосрочные (рассчитанные на 1-2 недели) и долгосрочные (более 2 недель).
В структуре целей должны быть отражены:
- конкретное действие;
- критерий (дата, время и т.д.);
- условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат).
5. 4 этап – выполнение плана сестринских вмешательств.
Виды сестринских вмешательств и их характеристика:
- независимые вмешательства – действие, выполняемые медсестрой в соответствии с ее самостоятельными профессиональными решениями, без непосредственных указаний и назначений врача.
- зависимые вмешательства – действия, выполняемые медсестрой на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением.
- взаимозависимые вмешательства - взаимные действия медсестры и врача, другими работниками, родственниками пациента и т.д.
Пациенту могут потребоваться от медсестры вмешательства в виде:
- поддержки;
- лечения;
- заботы о текущих условиях;
- обучения;
- заботы по предотвращению возможных проблем со здоровьем.
6. 5 этап – оценка эффективности сестринской помощи.
Цель этапа оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.
К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:
- прогресс в достижении целей;
- ответная реакция пациента на вмешательство;
- соответствие полученного результата ожидаемому.
Оценка идет постоянно и производится, когда медсестра общается с пациентом. Оценка изменяется в зависимости от сестринского диагноза и состояния пациента. Если цель не достигнута, необходимо выявить причины, пересмотреть цель и сроки ее реализации, а также внести необходимые коррективы в план сестринского ухода.
Основные положения процесса ухода за больным