Нейропсихология восприятия 8 страница
Опыты показали, что в сериях без дежурного изображения время опознания больными единичных контурных изображений (букв, цифр и контуров предметов) близко к норме, за исключением больного Сок., у которого время опознания намного выше (табл. 2). Разброс значений составляет 5—30 мс — для букв, 3—15 мс — для цифр, 5—25 мс — для предметов.
При опознании двух контурных изображений (без дежурного изображения) время опознания увеличивается почти у всех больных. Двое из них (Майр. и Пол.) вообще не смогли увидеть две буквы (табл. 2). Больной Сок. опознал букву, но его время опознания больше, чем у остальных.
Время опознания двух—трех наложенных изображений (без дежурного изображения) у различных больных возрастало в разной мере: в среднем, меньше — при предъявлении двух цифр, больше — букв и особенно сильно — изображений предметов. Несмотря на очень большой разброс данных, можно все-таки отметить, что наложение друг на друга изображений букв у многих больных (12 человек из 16) даже в меньшей степени увеличивает время реакции, чем у здоровых испытуемых (в 2—7 раз вместо 17,9); та же тенденция видна и в опытах с наложенными друг на друга цифрами: время опознания у 13 больных возрастает в меньшей степени, чем у здоровых (в 0—10 раз вместо 11,2). Иная закономерность прослеживается для изображений: только у 5 больных возрастание времени опознания близко к нормальным значениям (в 2—5 раз, в норме — в 5,5 раза). У остальных больных время опознания наложенных друг на друга контуров предметов возрастает в 10—70 раз. Подобные соотношения времени опознания проявляются как при относительно небольших абсолютных значениях времени опознания одиночных стимулов (сходных или даже меньше нормальных), так и при очень больших абсолютных значениях (до 1000.МС).
В серии с дежурными изображениями больные обнаруживали резкие отличия от здоровых испытуемых. Если у последних введение дежурного изображения увеличивало время опознания единичных букв и цифр в 2—3 раза, а контуров предметов — в 5—6 раз, то у больных при экспозиции букв время опознания возрастает в 10—100 раз (за исключением трех больных), при экспозиции цифр — в 8—56 раз, а при экспозиции изображений предметов — в 6—65 и даже 100 раз (за исключением двух больных).
Еще большая длительность экспозиции требуется для опознания наложенных друг на друга изображений в условиях дежурного изображения. По сравне-
Таблица 1
Группа испытуемых | Тип изображений | |||||||||||
буквы | цифры | предметы | ||||||||||
А | . Б | А | Б | А | Б | |||||||
Молодые | 5,0 | 8,0 | 10,0 | 142,9 | 3,8 | 7,0 | 12,2 | 78,7 | 11,3 | 20,2 | 53,5 | 111,2 |
Пожилые | 5,8 | 10,2 | 13,5 | 190,0 | 4,8 | 10,8 | 32,1 | 129,3 | 14,2 | 29,8 | 69,4 | 186,0 |
Примечание. Здесь и далее: 1 — предъявление одиночных стимулов; 2 — двух наложенных; А — без дежурного изображения; 6 — с дежурным изображением.
Таблица 2
Время опознания изображений у больных с поражениями лобных долей мозга, мс
Больные | Буквы | Цифры | Предметы | |||||||||
А | Б | А | Б | А | Б | |||||||
Кис. | Н/о | |||||||||||
Сок. Г. | 1,5с | |||||||||||
Вайш. | ||||||||||||
Майр. | Н/о* | |||||||||||
Ван. | Н/о | Н/о | ||||||||||
Бос. | 5 | |||||||||||
Бир. | 5 | |||||||||||
Сар. | 5 | |||||||||||
Пол. | 5 | Н/о | ||||||||||
Пар. | ||||||||||||
Кол. | ||||||||||||
Map. | ||||||||||||
Сит. | ||||||||||||
Сок. | ||||||||||||
Чув. | ||||||||||||
Гор. | 1Ь |
Примечание. * — отказ.
нию с серией без него время опознания для двойных букв возрастает в 2—23,3 раза; для двойных цифр — в 2—42 раза; для тройных предметов — в 1,4—100 раз (см. табл. 3). Как видно из этих данных, у больных наблюдается очень большой разброс и абсолютных значений и соотношений времен в разных условиях.
При анализе ошибочных ответов больных оказалось, что тип и число ошибок зависят от условий предъявления стимулов. В целом при предъявлении дежурного изображения ошибок существенно больше, чем без него. По типу ошибочные ответы больных можно было разделить на 4 категории: 1) фрагментарность восприятия, неверные оценки по одному признаку, трудности соотнесения признаков с определенным эталоном; 2) инертность в оценках, персеверации ответов; отсутствие активных усилий, необходимых для опознания объекта в сложных условиях; 3) ошибочное отнесение всех изображений к одной и той же категории — шаблонность осмыш-ления объектов; 4) тенденция видеть изображение зеркально перевернутым.
Наряду с этим больные иногда могли давать чисто случайные ответы, никак не связанные со стимулом.
Примером первого типа ошибок может служить ответ больного Ван. (диагноз: «менингеома задне-лобно-парасагиттальной области, больше справа»), который при предъявлении буквы Л воспринимал ее фрагментарно и говорил, что это «дуга... колея...». Другими больными цифра 8 определялась как О, цифра 7 — как Т, яблоко — как сердце и т.д. Второй тип ошибок возникал при переходе от одной категории изображений к другой. Тогда больные упорно продолжали видеть буквы вместо цифр, если перед цифрами предъявлялись буквы и наоборот или даже цифры вместо предметов. Третий тип ошибок был характерен для опознания наложенных друг на друга изображений контуров предметов. В этих случаях огурец опознавался как стол, потому что в «наборе» предметов был стул и т.п. Необычные ответы по четвертому типу отмечались, как правило, при опознании изображений предметов и ответы больных часто носили вычурный характер.
обсуждение результатов
Полученные данные подтверждают результаты других исследований, свидетельствующие о том, что при введении дежурного изображения время опознания у здоровых испытуемых возрастает (В.Д. Глезер и др., 1975). Этот феномен расценивается как следствие вмешательства дежурного изображения в иконическую память, особенно, если это изображение состоит из элементов контуров тестовых изображений (В.Д.Глезер, 1966; А.А.Невская, 1973 и др.).
Возрастные различия в скорости опознания в каждой серии незначительны, хотя в целом время опознания у старших испытуемых больше, чем у молодых. Общие закономерности, полученные у молодых испытуемых, повторяются и у старших, однако молодые испытуемые чаще пытались отыскать в дежурном изображении те контуры, которые могли бы помочь им при опознании, быстрее выделяли главные элементы в тестовом изображении. Старшие испытуемые реже прибегали к помощи дежурного изображения, в большинстве случаев оно им только мешало.
Отмечались и индивидуальные различия внутри каждой возрастной группы. Они были связаны как с профессиональным опытом испытуемых, так и с общими характеристиками их перцептивной деятельности. Индивидуальные различия возрастали при усложнении условий опознания стимула. Влияние прежнего опыта проявлялось, например, в том, что в предварительных экспериментах шофер опознал контур машины значительно быстрее, чем другие «индифферентные» контурные изображения предметов (на фоне дежурного изображения); спортсмен мгновенно опознал среди двух предметов клюшку, но с трудом узнал остальные контуры и т.п. По особенностям перцептивной деятельности здоровых испытуемых можно разделить на три группы: 1) быстрые, помехоустойчивые испытуемые, которые правильно опознают предложенные стимулы при коротких экспозициях и почти независимо от наличия или отсутствия дежурного стимула (в основном это молодые испытуемые); 2) быстрые, но неустойчивые к помехам испытуемые, которые легко опознают стимулы при свободном зрительном поле, но при введении дежурного изображения время опознавания у них резко возрастает (испытуемые обеих возрастных групп); 3) медленно опознающие и обладающие низкой помехоустойчивостью испытуемые, которые опознают все стимулы при длительных экспозициях, особенно в условиях дежурного изображения (главным образом испытуемые старшей группы).
У здоровых испытуемых выявилась также определенная зависимость времени опознания от характера стимулов. Анализ данных показывает, что как в условиях свободного зрительного поля, так и особенно при введении дежурного изображения выявляются различия во времени опознания стимулов разной степени сложности — единичные изображения опознаются быстрее, чем наложенные, а символы быстрее, чем предметы. Этот факт, видимо, можно объяснить тем, что алфавит символов ограничен (10 — для цифр, 33 — для букв), в то время как алфавит предметов бесконечен. Однако имелись и исключения: некоторые испытуемые в любых условиях быстрее опознают буквы, чем цифры. Важен, по-видимому, также и порядок предъявления стимулов (в наших экспериментах сначала предъявлялись буквы, потом цифры, потом контуры предметов).
Анализ полученных данных показывает далее (табл. 1), что время опознания двух и трех наложенных контуров в серии с дежурным изображением резко (в 10—18 раз) возрастает по сравнению с серией без него. Возможно, этот факт отражает переход от симультанного опознания к сукцессивному. Единичные предметы в условиях дежурного изображения, по-видимому, рядом испытуемых также опознаются последовательно, о чем свидетельствует резкое увеличение времени опознания в этих условиях. Однако окончательное решение этого вопроса возможно лишь при одновременной регистрации движений глаз во время опознания стимулов.
Анализ результатов, полученных у больных, показал, что время опознания одиночных изображений в сериях без дежурного стимула у них совпадает с нормальными показателями или незначительно больше последних. Это указывает на принципиальную сохранность у больных механизмов опознания единичных изображений различных семантических категорий в условиях, когда из-за краткости экспозиции возможно лишь симультанное опознание.
Предъявление наложенных друг на друга двух символов в условиях свободного зрительного поля у большинства больных дает возрастание времени опознания в тех же пределах, что и у нормы. Более того, у некоторых больных увеличение времени даже меньше выражено, чем у здоровых испытуемых. Вероятно, и это задание может осуществляться в значительной мере симультанно, путем непосредственного опознания объектов.
Значительные отличия от нормы наблюдаются при опознании трех наложенных друг на друга предметов — здесь у большинства больных с поражением лобных долей мозга резко возрастает время опознания и увеличивается число ошибочных ответов. Выполнение этого задания требует последовательного анализа различных элементов изображения, активной целенаправленной поисковой деятельности. Именно этот вид задания и оказался трудным для больных с поражением лобных долей мозга, что следует, видимо, объяснить нарушениями у них структуры перцептивной деятельности.
Еще более резкие отличия от здоровых испытуемых обнаружили больные в опытах с дежурным изображением. Переход к этой серии экспериментов требует от испытуемого еще большей активности, с одной стороны, и еще большей развернутости, сук-цессивности перцептивных действий — с другой (при анализе наложенных друг на друга изображений). Именно эти факторы, по-видимому, ответственны за резкое замедление опознания и появление разнообразных ошибочных ответов.
Дефекты сукцессивной организации психических процессов и ранее отмечались как характерная черта поражений передних отделов больших полушарий (А.Р.Лурия, 1962, 1963 и др.). Полученные результаты еще раз подтверждают это положение.
Сопоставление типов ошибок, наблюдающихся у больных с локализацией поражения в пределах правой и левой лобной доли, дает основание выделить некоторые тенденции (табл. 2): первый тип ошибок (фрагментарность восприятия) встречается преимущественно у больных с очагами поражения в правой лобной доле; для правосторонних больных характерен также и четвертый тип ошибок (необычные ответы, зеркальное переворачивание изображения); у больных с поражением левой лобной доли имеется тенденция к третьему типу ошибок (к стереотипии категорий, перебору предметов, относящихся к одной семантической группе). Ошибки второго типа (инертные оценки, трудности переключения от одного типа стимулов к другому) встречаются и у правосторонних и у левосторонних больных.
Можно отметить также, что больные с поражением правой лобной доли чаще давали отказы, полное отключение от задания. Полученные данные согласуются с гипотезой о преимущественном отношении правой лобной доли к непосредственному симультанному схватыванию или опознанию изображения в целом, а левой — к включению данного изображения в определенную семантическую категорию.
Проведенное исследование позволило выявить также скрытые от обычного нейропсихологического исследования нарушения зрительного восприятия у больных с поражением лобных долей мозга и уточнить наши представления о природе псевдоагнозии у данной категории больных.
Выводы
1. Опознание наложенных друг на друга двухтрех зрительных стимулов в условиях дежурного изображения как в норме, так и у больных осуществляется во много раз медленнее, чем опознание единичных объектов, что отражает, видимо, переход от симультанного к сукцессивному типу перцептивной деятельности.
2. У больных с поражением лобных долей мозга в целом относительно сохранны механизмы симультанного опознания единичных (а иногда даже двойных) изображений, но резко затруднен процесс последовательного сукцессивного анализа изображений, необходимого для опознания наложенных друг на друга контуров — в условиях дежурного изображения.
3. Имеется тенденция к преобладанию у правополушарных больных фрагментарности восприятия,
а у левополушарных — неадекватной категоризации воспринимаемых изображений.
Раздел 5
Нейропсихология памяти
А.Р.Лурия нарушения памяти при локальных поражениях мозга
Нарушения памяти при локальных поражениях мозга 'часто отмечались, но редко описывались с достаточной тщательностью и почти никогда не служили предметом исследования, которое могло бы приблизиться к анализу лежащих в их основе механизмов. Вот почему глава о нарушениях памяти при очаговых поражениях мозга является по существу новой и почти незаполненной страницей нейропсихологии, активные попытки к заполнению которой стали делаться лишь в последние годы.
В этом сообщении мы попытаемся резюмировать в самом кратком виде те принципиальные положения, из которых мы исходили в наших исследованиях, и те факты, которые были найдены в результате проведенной работы.
I. факторы нарушения памяти
Известно, что нарушения памяти, встречающиеся едва ли не у половины больных с очаговыми поражениями мозга, проявляются в том, что больные начинают жаловаться на повышенную забывчивость («ничего не могу запомнить», «все забываю», «не могу припомнить, что должен был сделать», «забываю фамилии, названия предметов», «потерял прежние навыки»). Однако природа этого повышенного забывания обычно оставалась без достаточного анализа.
В психологической науке сталкивались две гипотезы, по-разному объяснявшие это явление. Одни авторы исходили из предположения, что всякое забывание объясняется слабостью следов и их легким угасанием, которое приводит к их исчезновению (ДжА.Браун, 1958, 1964; Конрад и др., 1958); считалось, что при патологических состояниях мозга это угасание следов наступает быстрее.
Другие авторы, исходя из того, что следы памяти обычно запечатлеваются надолго (о чем свидетельствует возможность оживить казалось бы давно забытые воспоминания), приходили к мысли, что в основе забывания лежит торможение следов побочными интерферирующими воздействиями и что забывание представляет собой лишь временное, динамическое явление (Мак Ги, 1932; А.В.Мелтон и др., 1940, 1941; А.А.Смирнов, 1940; Дж.Андервуд, 1957; Л.Постман, 1963, 1967 и др.). Повышенная забывчивость, которую обнаруживают больные с мозговыми поражениями, с этой точки зрения могла объясняться тем, что патологическое состояние мозга приводит к повышению тормозимости следов побочными (интерферирующими) воздействиями, а отсюда следует, что именно в этих динамических факторах нужно искать патофизиологическую основу мнестических расстройств, встречающихся при поражениях мозга. Именно эти предположения особенно настойчиво высказывались исследователями патологических изменений памяти (Г.А.Талланд, 1965; Г.А.Талланд, Н.С.Воу, 1969; К.Прибрам, 1969, 1970 и др.), и естественно, что мы
' Вопросы психологии. 1973. № 4. С.109—117.
начнем с попытки экспериментальной проверки обеих гипотез.
Для того, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, мы должны были провести на больных с локальными поражениями мозга серию специальных опытов. В некоторых из них прослеживалась сохранность воспроизведения следов предъявленных раздражителей после короткой (1—2 мин) паузы, не заполненной какими-либо побочными раздражителями или побочной формой деятельности («пустые паузы»). В других опытах, посвященных анализу тормозимости запечатленных следов побочными (интерферирующими) воздействиями, такая же краткая пауза заполнялась какой-либо побочной деятельностью, иногда совершенно иного характера, например, при запоминании слов — счетом (гетерогенная интерференция), иногда того же вида, например, при запоминании одной группы слов — другой (гомогенная интерференция).
Выявление существенных дефектов воспроизведения следов уже в первой серии опытов говорило бы в пользу предположения о том, что в основе нарушений памяти, возникающих при патологических состояниях мозга, лежит ослабление следов; сохранность же воспроизведения следов после «пустой паузы» при наличии существенных дефектов припоминания в опытах с интерференцией давало бы основание для предположения, что основой нарушения памяти при патологических состояниях мозга является повышенная тормозимость запечатленных следов побочными воздействиями.
Наблюдения, проведенные над очень значительным числом больных, дали достаточно четкие и однородные результаты (Н.А.Акбарова, 1971; Н.К.Киященко, 1969; А.Р.Лурия и др., 1970; Л.Т.Попова, 1964). Было найдено, что больные с очаговыми поражениями (опухолями, травмами мозга, последствиями мозговых кровоизлияний) различной локализации (речь не идет о больных с тяжелыми афазиями и агнозиями) без труда удерживали предъявленный им материал (короткие группы зрительных изображений, слов, фраз), воспроизводили его как непосредственно, так и после пауз (30 с—1 мин—1,5 мин), не заполненных побочной деятельностью, но проявляли резкие нарушения воспроизведения предъявленного материала, если пауза, отделявшая это воспроизведение от предъявления материала, заполнялась какой-либо побочной деятельностью (счетом, рассматриванием картин, повторением других слов или фраз и т.п.). В последнем случае можно было видеть, что больной, который только что легко воспроизводил запечатленный материал, был не в состоянии припомнить и воспроизвести его, либо ссылаясь на то, что он уже забыт, либо же замещая правильное воспроизведение только что запечатленного контаминациями, т.е. смешивая ранее предъявленный и интерферирующий материал, или же заменяя правильное воспроизведение предъявленного материала инертными стереотипами.
Полученные данные давали основание утверждать, что патологическое состояние мозга, вызванное очагом, приводит не столько к общему ослаблению следов, сколько к патологическому повышению их тормозимости побочными воздействиями.
Это имело место как в случаях глубоко расположенных опухолей мозга (Н.К.Киященко, \969;Л.Т.Попова, 1964), при аневризме передней соединительной артерии (А.Р.Лурия и др., 1970), так и в случаях поражения конвекситальных (поверхностных) отделов коры больших полушарий (Фам Мин Хак, 1973), острых травм мозга (Н.А.Акбарова, 1971). Исключение составляли только больные с поражением левой височной области и левой теменно-височно-затылоч-ной области (М.Климовский, 1966), у которых наряду с описанными нарушениями наблюдалась и отчетливая нестойкость следов. Выступала она, однако, лишь в пределах той модальности, которая была непосредственно связана с функцией пораженного участка (слухо-речевая память у больных с поражениями левой височной области, удержание зрительных образов у больных с поражением затылочной области, удержание пространственных отношений у больных с поражением левой теменно-затылоч-ной области).
Только что сформулированное положение является общей характеристикой всех видов нарушения памяти, связанных с патологическим состоянием мозга. Существуют, однако, и такие нарушения памяти (возникающие при разных по локализации поражениях мозга), которые существенно отличаются друг от друга. В соответствии с этим нарушения памяти могут быть или общими, модально неспецифическими, одинаково проявляющимися в любых сферах следов зрительных, слуховых, двигательных, или могут носить частный, модально-специфический характер, проявляться преимущественно в воспроизведении следов, относящихся к какой-либо одной сфере (зрительной, слуховой, кинестетической). Эти особенности могут иметь существенное значение, различаясь своим проявлением при глубинных поражениях ствола мозга и его медиальных отделов, с одной стороны, и при поражении конвекситальных отделов мозговой коры, с другой стороны. Исследование того, как удерживаются и воспроизводятся зрительные, слуховые и двигательные следы при различных по локализации поражениях может дать ценную информацию для дифференциальной диагностики поражений и для выяснения той роли, которую играют соответствующие отделы мозга в организации мнестических процессов. Далее, нарушения памяти могут проявляться на различных уровнях мнестической деятельности. В одних случаях они равномерно распространяются на все уровни, начиная с элементарных сенсомоторных процессов и кончая сложнейшими формами смысловой организации мнестической деятельности. В других случаях проявления нарушения могут ограничиваться лишь одним из уровней, например, уровнем наиболее элементарных процессов, при компенсации этих дефектов за счет сохранности сложных форм кодирования запоминаемого материала. Возможно обратное: нарушение наиболее сложных уровней мнестической деятельности при достаточной сохранности хранения и воспроизведения элементарных процессов.
И эта характеристика расстройств памяти может иметь существенное значение для выяснения той роли, которую отдельные системы мозга играют в обеспечении мнестических процессов. Наконец, патофизиологические изменения, лежащие в основе дефектов мнестической деятельности, могут варьировать также по типу нарушений памяти. В одних случаях повышенная тормозимость следов сторонними (интерферирующими) воздействиями может носить характер обычного про- и ретроактивного торможения, вызывая лишь затруднения в припоминании
только что запечатленного материала (А.А.Смирнов, 1940). В других случаях она может осложняться явлениями «уравнивания возбудимости» различных следов (А.Р.Лурия и др., 1967), которое, будучи характерным для «фазовых» (тормозных) состояний коры, неизбежно приводит к утере селективности всплывающих связей. Наконец, в третьих случаях может иметь место патологически повышенная инертность раз возникших следов, и тогда нарушения мнестической деятельности будут носить совершен- . но иной характер.
Картина нарушений памяти при локальных поражениях мозга оказывается поэтому несравненно более сложной, чем она выступает у многих исследователей.
II. общие (модально-неспецифические)
НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
Общие (неспецифические) нарушения памяти, одинаково выступающие во всех модальностях, в наиболее грубых случаях приводящие и к нарушению сознания личности в виде дефектов ориентировки в месте и времени, возникают, как правило, при очагах, расположенных в глубинных отделах мозга, захватывающих мозговой ствол и медиальные отделы полушарий (лим-бическая область, гиппокамп) и подкорковых образований (гипоталамус, ядра зрительного бугра и их связи). К ним относятся и те случаи нарушения нормального течения возбуждений по гипоталамо-ма-миллярно-таламическому кругу («кругу Пейпеца»), которые были описаны в классической литературе и которые в стертых случаях приводят лишь к невыраженным общим расстройствам памяти, а в тяжелых случаях могут вызывать возникновение корсаковского синдрома. К этой же группе относятся и ставшие широко известными случаи нарушения памяти при двустороннем поражении гиппокампа, внимание к которым было привлечено после описаний их, которые дали Сковилл, Б.Милнер и Пенфилд (В.Б.Сковилл, 1954; В.Б.Сковим, Б.Милнер, 1957;В.Пенфилд, Б.Милнер, 1958; Б.Милнер, 1968, 1970).
Все эти случаи объединяются тем, что нарушения памяти проявляются здесь во всех модальностях, и тем, что они выступают прежде всего в патологически повышенной тормозимости следов побочными, интерферирующими воздействиями. Их физиологическим механизмом является, по-видимому, снижение функции гиппокампа, клетки которого в значительной мере несут функцию сохранения следов и их сличения с актуальными раздражителями, а также нарушение нормальных связей ретикулярной формации с корой, которое приводит к снижению тонуса коры и к нарушению ее нормальной следовой деятельности.
Однако если только что упомянутые признаки объединяют все случаи нарушения памяти, возникающие при глубоких поражениях мозга, то следующие из упомянутых выше характеристик — уровень нарушений памяти и особенности патофизиологических изменении нейродинамики — могут приводить к возникновению различных по своему характеру вариантов мнестических расстройств.
А. Стертые нарушения общей (неспецифической) памяти.Эта группа расстройств может возникать при сравнительно нерезко выраженных нарушениях в работе названных выше образований и прежде всего при негрубых дисфункциях лимбической области, влияющих на нормальную работу гиппокампа и связанных с ним образований.