Подготовка к следующему возрастному этапу
Многочисленные исследования показали, что у школьников к третьему классу положительное отношение к учению и ответственность снижаются. Мотивы, которые составляли основу поведения детей в первых-вторых классах, начинают ослабевать. Объясняется это тем, что к этому времени ребенок уже привык к позиции ученика, она уже не вызывает у него чувства гордости и готовности выполнять все требования учителя. Авторитет учителя в глазах ребенка также падает. Эти явления наблюдаются не только в нашей отечественной школе, но и в школах других стран. Является ли такое положение вещей неизбежным или его можно избежать? Исследования последних десятилетий показали, что снижения интереса к учению и снижения ответственного отношения к нему может не быть. Другими словами, эти явления не отражают закономерных возрастных особенностей детей, а являются результатом неправильной организации обучения в начальной школе.
Тридцатилетний эксперимент, проведенный под руководством В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, убедительно показал, что в экспериментальных классах таких явлений не наблюдается. Объясняется это тем, что в этих классах дети усваивают учебные предметы на более высоком уровне, у них формируется теоретическое мышление, глубокий познавательный интерес. При этом процесс обучения организован так, что учитель выступает в нем не как авторитарный руководитель, а как более опытный участник, сотрудничающий с детьми, решающий вместе с ними различные задачи. Коллективные формы работы и коллективные формы ответственности органично входят в ежедневную жизнь классов.
Массовая школа недооценивает интеллектуальные возможности младших школьников.
Предлагаемое для усвоения содержание не удовлетворяет любознательность детей, с которой они приходят в школу.
В плане организации учебного процесса, как уже было сказано, учитель постоянно стремится укреплять свою позицию, не формирует коллективной ответственности, мнения коллектива. Но именно это закономерно становится значимым для подростка. Учение в этом возрасте уже не является ведущей деятельностью, авторитет учителя заменяется авторитетом коллектива. И это надо предвидеть, к этому надо готовить детей. Если же с этим не считаться, то своеобразный регресс развития в начальной школе будет сохраняться, а переход на следующую ступень развития будет связан с кризисом.
***
Итак, обучение в начальной школе должно обеспечить усвоение не только интеллектуального, но и других видов человеческого опыта. Центральное место среди них занимает нравственный опыт, который лежит в основе личности человека. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного члена общества.
Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения.
Говоря о видах социального опыта, особо надо выделить религиозный опыт. Как должен вести себя учитель по отношению к нему? Мы разделяем точку зрения тех, кто считает, что школа не может игнорировать его, но в то же время учитель не имеет права навязывать детям религиозное мировоззрение. В начальной школе дети должны получить общую ориентировку в богословских знаниях, иметь представление о задачах, которые решаются с помощью религии. Обязательно надо воспитывать уважительное отношение к верующим и к различным видам религиозных воззрений.Это элементы религиозного просвещения, но это не воспитание в духе религии.Дети должны сами сознательно определить свое отношение к религии. Свобода выбора должна остаться за ними'.
'Давыдов В. В. Теория развивающего обучения.- М. 1996.-С. 150.
Контрольные вопросы
1. Какие виды опыта включает в себя социальный опыт?
2. Когда мы говорим об обучении, а когда о воспитании?
3. Какой вид опыта лежит в основе личности человека?
4. Чем отличается ориентировочная основа нравственных действий от ориентировочной основы познавательных?
5.Может ли умный, способный человек быть плохим? Почему?
6. Что понимается под направленностью личности? Какие виды направленности вы знаете?
7. В чем проявляется уровень развития личности?
8. Почему важно формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности?
9. Почему некоторые дети ведут себя нравственно в школе, но безнравственно в семье, с товарищами?
Литература
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М,.1968.-С. 247-292.
Залесский Т.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.
Петровский В.А. Психология воспитания. - М., 1995.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995 –С.332-342.
Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. –М., 1981. – С. 49-82.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. –М., 1984.- С. 81-138.