В теории социальной работы

П

роблема доверительного поведения должна стать одной из центральных проблем теории социальной работы. Нельзя говорить, например, об этике социальной работы не упоминая о значении доверия. Эффективная деятельность социальных служб безусловно зависит от отношения к ним клиентов, от складывания доверительных отношений. Но в первую очередь, человек должен научиться доверять себе. И это одна из задач социальной работы. Для того, чтобы работать над указанной проблемой, следует договориться относительно понятия «доверие».

Прежде всего доверие – это отношение человека к различным объектам реального мира, отношение, которое представлено в субъективных переживаниях. Так, «если в процессе ценностного отношения к объекту и переживания связей с ним у человека появляется оценка объекта как значимого и одновременно безопасного для него, то в этом случае возникает доверие» .

Человек не может жить, не доверяя никому. Если это происходит – можно говорить о сложнейших негативных последствиях и, в частности, о дизадаптации человека, который как бы выпадает из системы социальных взаимодействий. Как следствие возникает ощущение распада целостности мира, его враждебности. Индивид занимает оборонительную позицию, активность в этом случае может подменяться либо агрессивным поведением, либо пассивным апатичным наблюдением. Не в силах адекватно оценивать ситуации и своё положение человек подготавливает себе место аутсайдера в любой социальной группе.

В жизни существуют различные доверительные отношения, которые социальный работник должен учитывать для анализа проблемной ситуации. В частности социальной психологией выделяются следующие виды доверительных отношений:

1. Оба субъекта взаимодействия доверяют и себе, и партнёру. В этом случае возникает доверительное диалогическое общение.

2. Каждый из взаимодействующих субъектов доверяет только себе и не доверяет другому. Результат такого общения – соперничество и конфронтация.

3. Оба партнёра доверяют друг другу больше, чем сами себе. Такой вид взаимодействия сопровождается перекладыванием ответственности друг на друга и приводит к безответственности вообще. Один партнёр доверяет в равной степени себе, а другой – только себе. Такая взаимосвязь приводит к манипуляции со стороны второго.

4. Один партнёр доверяет в равной мере себе и другому, а второй доверяет первому более, чем себе. В этом случае первый превращается в авторитарную личность.

5. Один доверяет только себе, а второй – только другому. В этом случае налицо зависимость второго, первый может использовать его как средство.

Итак, человек в равной мере должен доверять себе и другим. Человек, доверяющий себе, как правило независимая, уверенная в себе личность. Однако при абсолютизации этих качеств и без доверия к другим человек направляет свою энергию лишь на поддержание собственных амбиций и становится подозрительным и лживым. Такая жизненная стратегия асоциальна и может привести к изоляции. Точно так же человек, не доверяющий себе, не способен принимать самостоятельные решения и постоянно вынужден обращаться за поддержкой извне. Рассмотренная психологическая проблема доверия обязательно должна учитываться в социальной работе. Социальный работник, моделируя и применяя в работе с клиентом доверительные отношения, должен показать преимущества таких отношений, постараться снять страхи и опасения перед самораскрытием индивида обществу. Показать возможность и меру соединения психологической защиты и доверия в единой стратегии. Однако доверительные отношения не должны строиться только на эмоциональной основе, такие отношения переходят в привязчивость и, как сказано было выше, в зависимость. Человек должен доверять не слепо, а рационально просчитывая ситуацию, отслеживая собственные цели и средства. Лишь такой человек – защищён.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Обоснуйте необходимость использования психологических и социально-психологических моделей и методов в теории и практике социальной работы.

2. Зачем в теории социальной работы востребованы теоретические психологические модели?

3. Какое значение в теории и практике социальной работы имеют доверительное отношения. Раскройте психологические механизмы доверия.

4. Можно ли ориентироваться в социальной работе на идеальную модель? Какие способы приближения к идеальной модели существуют?

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Алексеев О.Ф. Психологическое консультирование в работе социальной службы // Учитель – социальный педагог – социальный работник и их практическая деятельность: [Сб. науч. ст]. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. – С. 71 – 76.

3. Алмазов Б.Н.Психологическая средовая дезадаптации несовершеннолетних. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 151 с.

4. Беличева С.А.Социально-психологическая диагностик. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.

5. Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика личности. – Киев: Здоровье, 1998. – 168 с.

6. Горянина В.А., Масалков И.К. Преображение жизненных ситуаций: Эффективные психосоциальные технологии. – М.: Совершенство, 1999. – 400 с.

7. Лейтц Г.Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 352 с.

8. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Вища школа, 1989. – 375 с.

9. Ливехуд Б.Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. – Калуга: Духовное познание, 1994. – 224 с.

10. Психосоциальныефакторы на работе и охрана здоровья./ Под ред. Р. Калимо, М.А. Эль-Батави, К.Л. Купера. – Женева: ВОЗ, 1989. – 224 с.

11. Руденский Е.В.Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности: Введение в психологическую теорию социального функционирования личности. – Новосибирск: 1997. – 205 с.

12. Содержаниеи организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению./ Алексеев Л.С. и др. – М., 1997. – 269 с.

13. Соколова Е.Т.Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 176 с.

14. Теорииличности в западноевропейской и американской психологии. – Самара: Издат. Дом Бахрах, 1996. – 480 с.

15. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Минск: Изд-во В.П. Ильин, 1998. – 351 с.

16. Человеккак объект социально-психологической работы./ Матер. республ. науч.-практической конференции. – Сыктывкар, 1996.

ТЕМА 4. ТЕОРИИ КОНФЛИКТА В КОНТЕКСТЕ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1. Социальный конфликт и профессиональная социальная работа

С

оциальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт, не может существовать без мощной теоретической базы, включающей в себя как собственно теории социальной работы, так и значительный концептуальный материал наук гуманитарного и естественнонаучного цикла. Именно в силу интегративности данного вида деятельности, социальная работа должна опираться на парадигмы различных теорий. В современной литературе существуют разнообразные подходы к концепции социальной работы, которые зависят от различного понимания содержания ее деятельности. Например, один из специалистов в области социальной работы Л. Гуслякова выделяет четыре парадигмы социальной работы: «радикально-гуманистическую», «радикально-структурную», «интерпретативную» и «функционалистскую» . В толковом словаре «Социальные технологии» отмечены два подхода: системный или структурный (социально-организационный) и психосоциальный . Все эти подходы объединяет то обстоятельство, что социальная работа рассматривается как деятельность, направленная на решение социальных, экономических и психологических проблем клиентов; создание условий, благоприятствующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию. Фактически социальная работа – это деятельность, нацеленная на разрешение разнообразных конфликтов, противоречий и «сбоев» в системах личностного, группового, социетального уровня.

С этих позиций противоречие и тем более конфликт, в рамках используемых в социальной работе традиционных теоретических подходов, рассматривается как явление скорее негативно-деструктивное, и потому требующее немедленного разрешения или, в крайнем случае, оптимизации. Подтверждением тому служит тот факт, что в большинстве случаев предметом социальной работы оказывается клиент попавший в кризисную, конфликтную ситуацию. Соответственно, профессиональное взаимодействие с клиентом, в ряде случаев строится в форме социальной терапии нацеленной на предотвращение углубления или скорейшее разрешение конфликта или проблемной ситуации.

Подобное восприятие конфликта в социальной работе определяется не только пониманием сути социальной работы на уровне конфликтной парадигмы, но и определённым социальным заказом, характеризующимся в России высокой степенью общей социальной конфликтности. Не смотря на то, что негативное восприятие российских социальных конфликтов, с точки зрения массового сознания практикующих социальных работников, вполне логично и оправдано, современная теория конфликта требует от социальных работников более взвешенного, сбалансированного восприятия конфликта в качестве сложного многоаспектного социального феномена. Еще представитель Чикагской школы Роберт Парк отмечал положительные функции конфликта: «только там, где присутствует конфликт, поведение является сознательным и самоосознаваемым; только при этом существуют условия для рационального образа действий» .

Будучи одной из фундаментальных социальных парадигм ХХ в., теория конфликта не только может, но и должна быть, воспринята и использована современной теорией социальной работы; ибо конкуренция и, как следствие, конфликт лежат в основе всех видов и форм социальных практик и взаимодействий. В рамках социальной работы конфликт может рассматриваться на нескольких уровнях:

1. Конфликт как фундаментальная социологическая теория – методологическая база деятельности социального работника, отправная точка для рефлексии, определяющая место конфликта в обществе, в социальном взаимодействии. Это позволяет осознать его диалектичность как явления всеобъемлющего, несущего в себе как положительные, так и отрицательные функции, способного выступать как основой дестабилизации, так и стабильности социальных отношений. 2. Конфликт как теория среднего уровня – позволит социальному работнику использовать те или иные теории конфликта как основные подходы к анализу реальных социальных противоречий и конфликтов.

3. Конфликт как сумма технологий профилактики, диагностики, разрешения и управления конфликтом.

Первым шагом социального работника в понимании проблемного поля социального конфликта, содержания деятельности в рамках конфликтного взаимодействия, должно стать определение понятия конфликта. Это сделать не просто, поскольку в социологии и социальной психологии существует множество теорий по-разному интерпретирующих конфликт, даже в плане определения границ конфликта, например, где заканчивается противоречие и начинается конфликт. Существует как минимум два подхода к данной проблеме. Так, например, Э. Гидденс, выдающийся современный английский социолог, описывает такие явления как противоречие и конфликт по-разному. В подготовленном учебнике социологии Э. Гидденс даёт такое определение конфликту: «конфликт есть антагонизм между индивидами или группами в обществе. Конфликт может принимать две формы. Первая, – когда происходит столкновение интересов между двумя или более индивидами или группами, вторая, – когда люди вовлекаются в активную борьбу друг с другом. Конфликт интересов не всегда ведет к открытой борьбе. В то же время сильные конфликты могут возникать между партиями, которые ошибочно считают свои интересы противоположными». То есть, к понятию конфликт могут быть отнесены как состояние противоречия между субъектами, так и собственно сам открытый конфликт. В другой своей работе «Устройство общества» Э. Гидденс эти понятия разводит, и в этом случае конфликт есть осознанное и открытое противодействие двух и более субъектов.

Учёный пишет: «Под конфликтом, я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. В отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между собой, так как противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции социетальной системы. Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами» . Здесь Э. Гидденс отмечает, что противоречия не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения.

Ряд авторов «противоречие» и «собственно конфликт» разводят, определяя их разными понятиями: конфликтной ситуация и конфликт. В этом случае, конфликтная ситуация определяется как противоречивые позиции сторон по какому-то поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т. д.

Так или иначе, какой бы из подходов к пониманию конфликтов мы не выбрали, для реального понимания места конфликта в социуме, необходимо рассматривать весь спектр взаимосвязанных явлений: противоречие – «конкуренция – конфликт». Это тем актуальнее в рамках парадигмы социальной работы, если мы будем рассматривать последнюю как деятельность направленную на разрешение противоречий клиентов, поскольку последнее может существовать как на стадии предконфликтной, латентной, когда противоречие существует, социальная напряженность возрастает, само взаимодействие уже является конкурентным, но еще не приняло осознанно конфликтный характер, так и на стадии когда существующее противоречие уже приняло характер открытого конфликта. С этой точки зрения, конфликт может стать объектом исследования социального работника с нескольких позиций как:

· форма взаимодействия индивидов объектов социальной работы, например, семейные, этнические, бытовые, производственные противоречия, конфликты и т.д., то есть непосредственный предмет деятельности социального работника;

· источник или социальный фон, оказывающий непосредственное влияние на индивидов, или корректирующий их взаимодействие - предмет деятельности социального работника, например, в рабочем поселке, с высоким уровнем безработицы, будет наблюдаться высокий уровень социальной напряженности и конфликтности, который в свою очередь будет прямо или косвенно оказывать влияние на поведение его жителей почти во всех сферах

· возможное следствие разрешения или изменения проблемной ситуации – предмета деятельности социального работника, например, непродуманная политика размещения беженцев на территории населенного пункта, может привести к росту напряженности и, даже конфликтам.

Социальный работник может занимать две позиции в конфликте: как лицо, содействующее одной из сторон конфликта, оказывая помощь клиенту в преодолении конфликта, участником которого клиент является и как социальный посредник при разрешении и оптимизации конфликта между субъектами. В обоих случаях, как отметила В.Г. Бочарова: «социальная работа – своего рода связка; социальный работник – посредник, регулирующий, уравновешивающий деятельность общества по отношению к клиенту» .

Профессиональная деятельность социального работника в рамках конфликта осложняется двумя обстоятельствами. Во-первых, конфликты не всегда объективны, а потому далеко не всегда прогнозируемы. Возникновение и специфика конфликта как социального явления может быть не только крайне разнообразным, но и чрезвычайно зависимым от особенностей участвующих в нем субъектов. Так конфликты могут возникать даже при отсутствии объекта конфликта. Например, по утверждению Э. Гидденса, противоречие, или противопоставленость интересов не всегда идет к открытой борьбе, но активные столкновения могут иногда возникнуть и между сторонами, которые неоправданно думают, что их интересы противопоставлены , что наблюдается сегодня во многих этнических или экономических конфликтах. Во-вторых, в рамках конфликтного взаимодействия двух и более субъектов, социальному работнику трудно действовать в рамках только социальной роли, сохранить дистанцию, уберечься от того, чтобы остаться не втянутым в конфликт. Это относится к обеим позициям социального работника в конфликте, но более свойственно второй, когда он отстаивает интересы одной из сторон, а потому вынужден вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта – официальными или не официальными лицами, учреждениями. И сохранить свою позицию независимой, сохранить эмоциональную нейтральность тем сложнее, чем менее институализированным является сам конфликт и поведение социального работника в данной ситуации.

Наконец, позиция социального работника в конфликте, по мнению Т.С. Сулимовой, может осложниться и тем, что, в процессе отношений с клиентом между ним и социальным работником также может возникнуть конфликт, если появится противоречие между целями и потребностями. Клиент может не соглашаться на изменения, так как они требуют от него значительных усилий, энергетических затрат, отказа от выбранной им и ставшей привычной модели жизни и образа мышления. В этой ситуации действия социального работника будут направлены на изменения и достижения перемен, т.е. они изначально содержат в себе возможность сопротивления другой стороны, возможность возникновения в процессе изменений конфликта .

4.2. Типология социального конфликта

О

пределение типа социального конфликта для социального работника, социолога или любого исследователя, есть один из основных вопросов при анализе проблемы, в которой в той или иной степени присутствует конфликт. Выявление его системных признаков позволит диагностировать конфликт, выработать стратегию поведения социального работника в конфликте, определить способы его урегулирования.

Единой типологии конфликтов в современной литературе нет, и возможно не будет, слишком сложен и многообразен данный вид социального взаимодействия, а потому существует множество подходов к типологии. И хотя для эффективного разрешения социального конфликта необходимо рассмотреть конфликт со всех сторон, для социального работника могут представлять интерес типологии, опирающиеся на следующие критерии: по сферам проявления: экономические; политические; идеологические; трудовые; бытовые; культурные.

Так, например, межнациональные противоречия и конфликты по мере разрастания могут проявляться во всех вышеуказанных сферах, но высшего пика, скорее, достигнут в сфере политической и экономической. По участвующим в них субъектам конфликты делят: на внутриличностные; межличностные; между личностью и группой; групповые (между малыми неформальными группами в составе одной общности); между социальными группами.

Последний вид конфликтов многие исследователи делят еще и в соответствии с размерами группы. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют конфликты между малыми социальными группами, между средними социальными группами, между большими социальными группами и межгосударственные конфликты .

По источникам возникновения межличностные и конфликты социальных групп выделяют:

1. Конфликт ценностей. Возникает, когда участники конфликта по разному понимают смысл и цели деятельности. Направляемые разными доминирующими ценностями модели поведения участников взаимодействия приходят в противоречия друг с другом. При этом противоречия затрагивают не нормы поведения, а смысловые аспекты существования людей (для одного работа смысл жизни, для другого способ заработать на жизнь). Собственно конфликт начинается тогда, когда различия подходов влияют на взаимодействие людей или они начинают посягать на ценности друг друга;

2. Конфликт интересов, – когда партнеры имеют различные цели, интересы и вступают в конфронтацию ради их достижения. Конфликты интересов часто лежат в основе инновационных конфликтов, когда вводимое изменение затрагивает множество интересов и может вызвать существенные противоречия;

3. Ресурсный конфликт, когда цели участников конфликта совпадают, но ресурсы, на которые претендуют, ограничены;

4. Статусно-ролевой конфликт, или конфликт идентификации, когда индивид отождествляет себя с занимаемыми социальными позициями: социальными ролями и статусами. Часто такой конфликт может выливаться в прямое и косвенное выяснение «кто главнее», а не понимание или сознательное неприятие ролевых экспектаций, может вылиться в конфликт правил взаимодействия, когда одним или обоими участниками нарушаются принятые нормы, правила, и это наносит удар нормальному взаимодействию.

Американский конфликтолог Р. Даль предложил типологию конфликтов по количеству сторон, участвующих в конфликте и их последствиям (см.: таблицу 1). Таблица наглядно демонстрирует интересный феномен, с которым в своей работе социальные работники будут неоднократно сталкиваться: меняющиеся, перекрещивающиеся пары антагонистов в случае роста напряженности или остроты конфликта демонстрируют меньший уровень раскола (сегментации), чем пары антагонистов, включенные только в один конфликт. Не случайно Р. Даль назвал эту группу кумулятивной (от лат. cumulatio – увеличение, скопление). Эта закономерность конфликта, в свое время была отмечена одним из основоположников теории конфликта Л. Козером. Развивая мысль Г. Зиммеля, Л. Козер заметил, что в закрытых обществах или сплоченных социальных группа подавленные противоречия и, как следствие, накопленная враждебность, могут привести, в терминологии Р. Даля, к глубокой сегментации социальных групп, общества в целом, или даже к их расколу.

Табл. 1. Классификация социальных конфликтов по Р. Далю

Конфликты Пары антагонистов Уровень антагонизмов
Низкий Высокий
Кумулятивные Постоянные Биполярные (двусторонние) Умеренная биполярность Поляризация
Мультиполярные (многосторонние) Умеренная мультиполярность Глубокая сегментация
Перекрещивающиеся Меняющиеся Умеренные перемещающиеся конфликты Умеренная сегментация

Именно это явление мы наблюдаем в российском обществе в последнее десятилетия. Годами подавляемые этнические, кросскультурные конфликты, экономические противоречия, помноженные на недовольство большинства россиян своим сегодняшним положением, перспективами его улучшения, криминогенной ситуацией, политикой властных структур и т. д. привело к интеграции ранее разрозненных противодействий социальных субъектов, их слиянию в единый поток конфликтности социума и к глубокому расколу общества, разрыву связей, формировавшихся не одно столетие.

Таким образом, в условиях тотального подавления противоречий, конфликт, возникший в любой социально значимой сфере, выступает основой дезинтеграции общества, способствует росту социальной напряженности и может привести к расколу, на всех уровнях социального взаимодействия от личности до общества в целом.

В открытом обществе, характеризующемся низким уровнем организованности и сплоченности, основанном на плюрализме и принципе одновременности участия их членов в различных группах, каждый человек включен во множество взаимодействий, в том числе и конфликтного характера. Если враждебные отношения не подавляются, во вторичных отношениях возникают конфликтные ситуации, которые лишь частично затрагивают интересы участников. Эти отношения носят менее напряженный характер и не представляют опасности разрушения согласия по основным вопросам, вследствие того, что многообразные конфликты приводят как к внешнему, так и внутреннему компромиссу и приспособлению взаимодействующих частей системы. Таким образом, опасность влияния конфликта на основной консенсус минимизируется, то есть, интенсивность конфликта обратно пропорциональна его полинаправленности.

То же явление, по мнению сторонников теории конфликта, наблюдается и на уровне межличностного взаимодействия и взаимодействия малых групп - основных объектов деятельности социального работника. В первичных группах, где как следствие близких и тесных отношений насыщенных эмоциями любви и ненависти, сила симпатии и антипатии всегда выше, а отсутствие конфликтов свидетельствует о наличии внутренней враждебности. Индивиды, пытаясь сохранить существующие социальные связи, будут всячески избегать действий основанных на враждебности. Если же отношения стабильны и участники чувствуют, что конфликт им не опасен, то между ними наверняка будут происходить столкновения и враждебность не аккумулируется. Исходя из этого Г. Зиммель делает вывод, что особая напряженность конфликта возникает из-за накопленной враждебности .

Таким образом, согласно предположению одного из основоположников теории социального конфликта, Г. Зиммеля, активно поддерживаемого Л. Козером и другими сторонниками данной теории: отсутствие конфликтов в отношениях нельзя рассматривать как показатель прочности и стабильности этих отношений или как признак отсутствия в них напряжения, обладающего разрушительным потенциалом, поскольку отсутствие конфликта само по себе не доказывает отсутствия враждебных чувств и антагонизма и, следовательно, элементов напряженности и разъединения. Эта мысль, на первый взгляд несколько парадоксальная, еще раз подводит нас к восприятию конфликта как явления, в том числе и позитивного, что не раз отмечалось теоретиками конфликта.

4.3. Функции социального конфликта

В

целом, к позитивным функциям конфликта можно отнести следую щие функции:

Ø информационно-сигнальную – подобно боли в организме, демонстрирующую наличие полей напряжения, рассогласования, выявляющую реальный потенциал каждого противника, необходимость в глубинных преобразованиях в системе;

Ø объединяющую – способ сплочения группы, восстановления ее внутреннего единства в том случае, если последнему угрожает вражда и антагонизм членов группы. Способствует снижению уровня социальной изоляции или объединению таких индивидов и групп, которых, в противном случае, не связывали бы никакие иные отношения, кроме обоюдной ненависти. По мнению Л. Козера, сформулированном в работе «Функции социального конфликта» эта функция является положительной, если социальные конфликты, затрагивают только цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений;

Ø оптимизации межличностных отношений – может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, способствовать восстановлению оптимального равновесия во взаимоотношениях;

Ø стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений, что возможно только в конфликтах в свободно структурированных группах и открытых обществах;

Ø инновационная – конфликт выступает как средство активизации социальной жизни, способствует разрешению противоречия, обеспечивает переход к новому состоянию, установление новой системы отношений, появлению новых социальных норм и обновлению существующих, обеспечивающих существование субъектов конфликта в новых условиях, чем вносится вклад в структурирование более широкого социального окружения, определяя положение разных групп внутри системы и распределяя позиции власти между ними.

Ø социализации – конфликты, особенно межличностные, будучи отражением противоречий процесса, социализации, служат одним из средств самоутверждения, становления, социализации личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими, а также источником развития личности, межличностных отношений.

К негативным функциям конфликта можно отнести:

Ø разрушение, уничтожение полное или отдельных элементов социальных систем, организаций и сформировавшейся системы коммуникаций, а также изоляция либо подавление субъектов конфликта;

Ø негативное воздействие на психическое состояние участников, вызывающее стресс, социальную пассивность;

Ø деформация отношений между субъектами, системами, нарушение стабильности и интеграции, ослабление ценностно-ориентационного единства группы, снижают групповую сплоченность;

Ø истощение материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.

Таким образом, современными специалистами в области конфликтов отмечается, что разделение функций конфликта на однозначно позитивные и негативные в реальности часто затруднено. Подавляющее большинство реальных конфликтов, с которыми приходится иметь дело социальным работникам, содержат одновременно как конструктивные, так и деструктивные функции. Доминирование одной из них может зависеть, например, от стадии развития конфликта (по мере развития конфликта возрастает опасность увеличения его деструктивного потенциала), интересов сторон (одна сторона ориентирована на разрешение проблемы, другая – на эскалацию конфликта), особенностей процесса разрешения конфликта и т. д. Так, например, по мнению Ю.В. Растова, конструктивная роль конфликта на одном уровне социальной реальности (выражающаяся, скажем, в консолидации какой-либо другой группы) может дополняться его деструктивной значимостью на другом уровне (раскол более широкой общности на консолидированные группы) и наоборот .

4.4. Социальная напряженность и социальная работа

С

оциальный работник в процессе своей деятельности порой сталкивается не с собственно социальным конфликтом как конкретным объектом своей деятельности, а с некоторыми его проявлениями, корректирующими поведение клиентов в той или иной ситуации. Чаще всего это социальная напряженность, выступающая как одно из свидетельств наличия противоречия и конфликта в межличностных отношениях, в группе или социуме в целом. В обыденном понимании социальная напряженность характеризуется как неспокойная ситуация, готовая разразиться чем-то неприятным. Напряженность человек ощущает на различных социальных уровнях: в бытовых ситуациях, на работе и т. п. В научной литературе социальная напряженность – явление, чаще всего связываемое с ростом недовольства различных социальных групп и общностей, возникновением противоречий и столкновением интересов, т.е. кризиса общественных отношений.

Являясь основной категорией конфликтологии, равно как и понятие социального конфликта, понятие социальной напряженности не является однозначным, поскольку активно используется и наполняется разным содержанием, как социологами, так и психологами, правоведами, экономистами и представителями других наук. В современной литературе социальная напряженность рассматривается главным образом как состояние общества, характеризующееся особым эмоциональном состоянием индивидов, выражающемся в специфике восприятия и оценки действительности; особым состоянием общественного сознания и поведения. Это проявляется в таких массовых действиях как ажиотажный спрос, росте масштабов межрегиональной миграции и эмиграции, резкой активизации деятельности различных общественных движений и политических организаций и вовлечении граждан в массовые акции, роста числа преступлений и правонарушений . Социальная напряженность представляется как результирующая трех взаимодействующих и взаимовлияющих факторов: неудовлетворенности, способов ее проявления и массовости. И хотя характерная последняя черта многими исследователями считается обязательной, в ряде работ отмечается, что социальная напряженность может проявляться не только на уровне общества, но и в отдельных социальных группах, в межличностном взаимодействии, но в этом плане проблема разработана значительно хуже .

Социальная напряженность представляет интерес для социальных работников, поскольку может выступать как:

· фоновая напряженность – естественное состояние развивающегося и изменяющегося общества или социальной группы, свидетельствующее о восприятии социальными агентами всевозможных новаций, отношение которых к традиционным ценностям представляется неопределенным. Эта «нормальная» напряженность есть по сути «слепой» потенциал социальной активности и имеет как минимальный, так и максимальный уровни, в пределах которых каждая устоявшаяся форма социальных взаимосвязей гарантирована от возникновения нежелательных всевозможных ее трансформаций, так и от стагнации.

· результат вынужденного взаимодействия социальных объектов в неблагоприятных формах, в том числе и конфликтных. В этом плане социальная напряженность может выступать как индикатор наличия и степени развития противоречия и конфликта, когда она превышает некую величину обусловленную мерой адаптивных и защитных реакций социального организма в отношениях между индивидами, социальными группами и социумом в целом, характеризуя как уровень конфликтности, меняющийся во времени, и так постконфликтный феномен, который может сохраниться некоторое время, даже после разрешения конфликта.

Таким образом, социальная напряженность может являться не только свидетельством существования конфликта, но является и средством отражения оптимальности, степени устойчивости разных векторов общественных отношений. Тем не менее, в литературе, отмечается, что между степенью социальной напряженности и уровнем развития социального конфликта, безусловно, существует корреляция, позволяющая социальному работнику использовать социальную напряженность как симптом зарождающегося или существующего конфликта. С этой точки зрения, вслед за Ю.В. Платоновым можно выделить ряд стадий в развитии социальной напряженности:

1. Фоновый уровень социальной напряженности – норма.

2. Латентная стадия (скрытая, невидимая) нарастания социальной напряженности выше нормы или на ее границе, еще не осознанная участниками событий.

3. Стадия проявления с.н. посредством учащения конфликтов, роста недовольства и осознания конфликтности ситуации, выработки требований.

4. Инцидент или критическая стадия перехода социальной напряженности в острый конфликт.

5. Стадия ускоренного развития социального конфликта – взрыв.

6. Стадия наивысшего развития социальной напряженности – пик конфликта.

7. Спад социальной напряженности до фонового уровня, прекращение социального конфликта .

Социальная напряженность может представлять интерес для социального работника и как некая социальная реальность, в которой пребывают субъекты социальной работы. Она оказывает непосредственное влияние на их поведение, поскольку оно осуществляется не в закрытом аквариуме, а в реальных условиях реального социума. И с этой точки зрения социальную напряженность можно классифицировать как явление свойственное крупным социальным группам. По мнению С.С. Соловьева качественной мерой классификации здесь может стать – уровень социальной напряженности, формируемый суммой негативного отношения преобладающей части общества к актуальным явлениям и процессам в обществе и наличием с ее стороны конкретных практических действий, которые способны привести к деструктивным изменениям в обществе :

1. Отсутствие с.н.(нижняя граница) – неудовлетворенность отдельных личностей или групп на обыденном уровне.

2. Низкий уровень– массовое недовольство на обыденном уровне, неудовлетворенность отдельных социальных групп своим положением и готовностью предпринять демонстративные и незаконные действия для выражения своего протеста.

3. Средний уровень– на обыденном уровне различные виды панических настроений. Готовность к акциям протеста принимает массовый характер. Возникают группы готовые к силовому способу решения проблемы

4. Высокий уровень– осознание аномии большей частью исследуемой общности. Повсеместно не выполняются распоряжения властных структур, приказы непосредственных начальников. Имеет место невооруженная демонстрация силы – митинги, шествия, пикетирование.

5. Очень высокий уровень– массовая аномия сопровождается готовностью к решению проблем с помощью насилия. Правовые акты, распоряжения официальных властей не выполняются. Формируются социальные группы, которые провозглашают и реализуют силовые методы, в том числе с применением оружия.

6. Критический уровень– действия протеста в любых формах, где превалируют силовые методы. В массовом сознании преобладают страх и безысходность, стремление поддержать любые силы способные навести порядок.

7. Верхний «сверхкритический уровень» – общественное поведение приобретает деструктивный характер (социальный взрыв, революция, гражданская война).

Особенный интерес для социального работника диагностика социальной напряженности представляет на начальных этапах развития конфликта, поскольку именно здесь социальный конфликт, находящейся в латентной стадии, сложно определим.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Дайте определение понятиям «социальный конфликт» «социальная напряженность» .

2. По каким основным принципам можно классифицировать социальные конфликты?

3.Еще раз перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Выделите, в чем суть сложившегося противоречия. Классифицируйте данный социальный конфликт.

4.Перечислите основные позитивные и негативные функции социального конфликта.

5.Приведите примеры конфликтов, в которых, на ваш взгляд, доминируют позитивные функции конфликта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Донченко Е.А., Титаренко Т.М.Личность, конфликт, гармония. – Киев: Политиздат Украины, 1998. – 173 с.

2. Какпостроить своё «Я»./ Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.

3. Клейберг Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. – 141 с.

4. Клейберг Ю.А.Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 163 с.

5. Мастенбрук У.Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 279 с.

6. Сулимова Т.С.Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учеб. пособие. – М.: Ин-т практической психологии,1996. – 176 с.

ТЕМА 5. Социальная работа в пенитенциарной системе Российской Федерации *

К

лиентская база пенитенциарных учреждений РФ, будучи наиболее специфической, массовой и потенциально опасной для общества социальной группой, в силу советской уголовной традиции десятилетиями рассматривалась лишь как объект репрессивного государственного воздействия (коллективного перевоспитания) силовыми методами. Для советской пенитенциарной системы были характерны следующие негативные черты: несоразмерное использование репрессий, а так же физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного. Основой советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект, а сами осужденные рассматривались лишь как дешёвая рабочая сила на «великих стройках социализма». Советская же пенитенциарная политика при этом исходила из примата государственных интересов над интересами личными. Индивидуальные потребности людей рассматривались и учитывались настолько, насколько они совпадали с интересами государства.

Становление современного правового государства и развитого гражданского общества в РФ невозможно без коренной реконструкции всей отечественной пенитенциарной системы. Проблема коренного реформирования пенитенциарных учреждений РФ давно вышла за государственные рамки, превратившись в общенациональную задачу. Экономическая и социальная «цена вопроса», равно как и масштабы реформируемой системы уголовного наказания требуют от общества и государства ясного понимания: что, как и почему необходимо менять в пенитенциарной сфере. Данная глава посвящена одному из краеугольных аспектов реформирования: проблеме обновления и переподготовки кадров для пенитенциарной сферы. Думается, что активная деятельность профессиональных социальных работников в ИТУ способна переломить известные негативные тенденции, приблизив отечественную пенитенциарную систему РФ к европейским стандартам.

К сожалению, современная ситуация в ИТУ усугубляется практически полным отсутствием необходимого числа обученных социальных работников-практиков способных работать с различными категориями осужденных по-новому. В не меньшем дефиците и социальные работники-теоретики, призванные разрабатывать научную методологию социальной работы в местах лишения свободы .

В последние годы задача реформирования пенитенциарной системы далеко вышла за рамки чисто российской «тюремной проблемы», приобретя известный международный резонанс. И от того насколько быстро и эффективно решится эта общероссийская гуманитарная проблема не в последнюю очередь, будет зависеть международный авторитет государства

5.1. Система пенитенциарных учреждений РФ

Ч

то же представляет собой современная система пенитенциарных учреждений РФ? По данным Минюста к системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998 г. относится: 742 исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и 191 следственный изолятор, в которых на 1 июля 1998 г. в общей сложности находилось 1 017 814 чел.

Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных. В настоящий момент существует чёткая структурно-функциональная дифференциация ИТУ РФ.

К примеру, исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными лицами, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими. Колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные граждане, переведенные из ИТК общего и строгого режима.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК. Тюрьмы бывают особого и строгого режима.

В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 г. Все эти учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ.

После развала Советского союза пенитенциарная система РФ находится в состоянии длительного реформирования. Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа работы с осуждёнными провозгласила приоритет интересов личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2. Конституция РФ, 1993 г.). Этот принцип и лег в основу формирования теоретических основ современной государственной пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста уровня преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными. Стереотипическое восприятие личности преступника, представление о его неисправимости, сформированное в массовом общественном сознании и у персонала ряда пенитенциарных учреждений привело к тому, что тяжесть наказания определялась не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема ограничений материально-бытового характера и минимизацией контактов с внешним миром .

Деятельность многих исправительно-трудовых учреждений зачастую направлена на формирование образа «идеального» заключённого, а не на исправление осужденного. В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям социально-бытового обеспечения заключённых. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном плане: каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление; велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными, так и субъективными причинами. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключённых под стражу. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что пенитенциарная практика РФ по-прежнему ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении осуждённых. Результат этого известен: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало примерно 40 млн. чел., и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества.

Для преодоления кризиса в пенитенциарной системы необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных .

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе.

Наши рекомендации