Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться

- Взять себя в руки и не паниковать.

- Попытаться разобраться в причинах дефекта речи.

- Ликвидировать их.

- Создать дома спокойную обстановку.

- Не ссорится при ребёнке и не конфликтовать.

- Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празд­нование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

- Исключить шумные игры и шумные детские компании.

- Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

- Помочь избавиться от страхов.

- Выработать уверенность в себе.

- Найти правильную тактику воспитания.

- Не расходиться в методах воспитания с другими родствен­никами.

-При рождении второго ребенка уделять первенцу макси­мум внимания.

- Научить правильно общаться.

- Постараться не ломать его стереотипы.

- Повременить с оформлением в детский сад.

- Как можно реже ходить в гости.

- Не приглашать часто к себе гостей.

- Ослабить нервное напряжение.

- Любыми способами отвлекать ребёнка от речевого дефекта
и не фиксировать внимание на нем.

-Не заставлять правильно повторять «невыговаривающие­ся» слова.

• Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести
к минимуму беседы с ним.

• Повышать общую сопротивляемость его организма для про­филактики различных заболеваний.

Как не надо вести себя родителям с ребенком, который заикается

• Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.

• Акцентировать внимание на дефекте речи и в присутствии
ребенка жалеть его.

• Впадать в панику.

• Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать иско­верканные слова.

• Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в бе­седы и разговоры.

• Ссориться, конфликтовать, пугать.

• Увеличивать интеллектуальную нагрузку,

• Постоянно ломать стереотипы.

• Помните, что сроки прекращения заикания во многом за­
висят от вас.

ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕБЕНКЕ

В возрасте до года:

> выраженная тревожность, крикливость;

> нарушение сна;

> плохой аппетит, частые срыгивания;

> плохая прибавка в весе;

> плохая реакция на звук и свет;

> очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;

> нарушение тонуса мышц, судороги;

повышение внутричерепного давления;
^ частые простудные заболевания;

> тяжелые заболевания (с применением больших доз анти­биотиков и других препаратов), операции.

В возрасте от 3 до 5 лет:

> чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, им­пульсивность;

> раздражительность, плаксивость, резкая смена настрое­ния;

> чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

> плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто
просыпается и т. п.);

> страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);

^ тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);

> хронические заболевания;

^ трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

^ сниженная острота зрения (близорукость, дальнозор­кость), косоглазие и другие нарушения зрения;

>• задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;

^ заикание.

В возрасте 5-6 лет:

> частые хронические заболевания, операции, травмы;

>• импульсивность, бесконтрольность поведения (преобла­дание «хочу» над «можно»);

^ чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непо­седливость, крикливость, раздражительность, настойчивая бол­товня;

> нарушения сна;
^ страхи;

> навязчивые движения, кривляния;

> боязнь новых вещей, чужих людей, возникающих впервые
ситуаций;

>• трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрос­лыми.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ

Причины:

• Чрезмерный контроль, родители пристально следят
за детьми и всегда желают знать, что те делают.

• Стремление ребенка избежать наказания.

• Ложь, связанная с источниками удовольствия, запретными
вещами.

• Дети говорят неправду, потому что хотят добиться некото­рой личной свободы.

• Чаще всего дети лгут о том, как обстоят дела в детском са­ду и школе. Причины следующие: родители не поддерживают
с педагогами тесных контактов и не всегда могут установить,
говорит ли их ребенок правду.

Советы родителям

• Задумайтесь, насколько честны вы сами. Родители - глав­ный образец для подражания. Психологи отмечают, что дети-лжецы обычно растут в семьях, где сами родители отличаются
нечестностью.

Многие думают, что, зная все о ребенке и о его делах
(в том числе личной жизни), можно оградить ребенка от непри­ятностей. Конечно, каждый родитель должен располагать опре­деленной информацией, но её объем зависит от возраста ребен­ка. То есть родители должны четко различать, что им необходимо знать, а с чем они могут смириться как с проявлением неза­висимости ребенка. Родителям можно составить перечень про­блем, в курсе которых им необходимо быть, например:

• поведение друзей, кто друзья ребенка;

• какие телепередачи смотрит ребенок;

• как ведет себя в детском саду.

• Сферы, в которые родители не вторгаются:

• личная корреспонденция;

• телефонные разговоры;

• детская комната.

• Отношения, полностью построенные на доверии, зарожда­ются с самого начала общения родителей и детей, и если роди­тели постоянно будут демонстрировать ребенку полное доверие,
то ребенку незачем будет врать.

• Если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия (единичная ложь все же простительна). Если ложь примет хронический характер, ребенок в дальнейшем по­страдает от последствий утраты доверия.

Формула доверия для родителей:

«В наших с тобой отношениях нет ничего важнее доверия. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравит­ся, не бойся мне об этом сказать. Можешь напомнить мне, что не надо сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».

Как надо вести себя родителям с маленьким лгунишкой

• Понять возможную причину лжи и проанализировать ее.

• Ответить на вопрос: малыш солгал безвинно или преднаме­ренно? А если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы?

- У вас завышенные требования к ребенку или он вам лишь
только подражает?

- Не спровоцировали сами вы обман соблазнами или вопро­сами-ловушками?

- Кто пострадал от лжи: вы, ваш ребенок или посторонний?
-Чем может отозваться ложь в дальнейшим: какой-то сле­довой реакцией или исчезнет раз и навсегда?

-Что закодировано в ней? Какую информацию вам ложь предоставляет?

- Взгляните на себя со стороны и трезво оцените ситуацию.

- Не чувствует ли ваш малыш себя отверженным в семье?

- Не сравниваете ли вы его с другими детьми в семье, выска­зывая недовольство и вызывая ревность и соперничество?

- Не занижаете ли вы его самооценку?

- Не опекаете ли вы излишне малыша?

- Не подражает ли ребенок так своим ровесникам и сверст­никам?

- И не копирует ли он вас, являясь неожиданным свидетелям
того, как вы «манипулируете» ложью, считая ее сущим пустя­ком?

-Не вызываете ли вы в нем враждебность своими наказа­ниями «за дело» или с целью «профилактики»?

- Как только вам покажется, что вы нашли возможную при­
чину лжи, старайтесь действовать и помогать ребенку.

-Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее одобрите, чтоб поверил в собст­венные силы: раз смог сознаться, что сказал неправду, значит -честный и больше не обманет никого.

- Если ребенок не хочет сознаваться, не заставляйте его это
делать, а лучше расскажите ему сказку или придумайте историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет непри­ятностей.

• Учите говорить его любую правду. Пусть он поймет, что
лучше, чтобы была «невежливая» правда, чем «вежливая» ложь.

• Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребен­ка. Его забавы не должны быть связаны с обманом.

Наши рекомендации