Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться
- Взять себя в руки и не паниковать.
- Попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
- Ликвидировать их.
- Создать дома спокойную обстановку.
- Не ссорится при ребёнке и не конфликтовать.
- Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).
- Исключить шумные игры и шумные детские компании.
- Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
- Помочь избавиться от страхов.
- Выработать уверенность в себе.
- Найти правильную тактику воспитания.
- Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
-При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.
- Научить правильно общаться.
- Постараться не ломать его стереотипы.
- Повременить с оформлением в детский сад.
- Как можно реже ходить в гости.
- Не приглашать часто к себе гостей.
- Ослабить нервное напряжение.
- Любыми способами отвлекать ребёнка от речевого дефекта
и не фиксировать внимание на нем.
-Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.
• Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести
к минимуму беседы с ним.
• Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, который заикается
• Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.
• Акцентировать внимание на дефекте речи и в присутствии
ребенка жалеть его.
• Впадать в панику.
• Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
• Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.
• Ссориться, конфликтовать, пугать.
• Увеличивать интеллектуальную нагрузку,
• Постоянно ломать стереотипы.
• Помните, что сроки прекращения заикания во многом за
висят от вас.
ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕБЕНКЕ
В возрасте до года:
> выраженная тревожность, крикливость;
> нарушение сна;
> плохой аппетит, частые срыгивания;
> плохая прибавка в весе;
> плохая реакция на звук и свет;
> очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;
> нарушение тонуса мышц, судороги;
повышение внутричерепного давления;
^ частые простудные заболевания;
> тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.
В возрасте от 3 до 5 лет:
> чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
> раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;
> чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
> плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто
просыпается и т. п.);
> страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);
^ тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);
> хронические заболевания;
^ трудности контактов со сверстниками и взрослыми;
^ сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
>• задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;
^ заикание.
В возрасте 5-6 лет:
> частые хронические заболевания, операции, травмы;
>• импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);
^ чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;
> нарушения сна;
^ страхи;
> навязчивые движения, кривляния;
> боязнь новых вещей, чужих людей, возникающих впервые
ситуаций;
>• трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ
ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ
Причины:
• Чрезмерный контроль, родители пристально следят
за детьми и всегда желают знать, что те делают.
• Стремление ребенка избежать наказания.
• Ложь, связанная с источниками удовольствия, запретными
вещами.
• Дети говорят неправду, потому что хотят добиться некоторой личной свободы.
• Чаще всего дети лгут о том, как обстоят дела в детском саду и школе. Причины следующие: родители не поддерживают
с педагогами тесных контактов и не всегда могут установить,
говорит ли их ребенок правду.
Советы родителям
• Задумайтесь, насколько честны вы сами. Родители - главный образец для подражания. Психологи отмечают, что дети-лжецы обычно растут в семьях, где сами родители отличаются
нечестностью.
Многие думают, что, зная все о ребенке и о его делах
(в том числе личной жизни), можно оградить ребенка от неприятностей. Конечно, каждый родитель должен располагать определенной информацией, но её объем зависит от возраста ребенка. То есть родители должны четко различать, что им необходимо знать, а с чем они могут смириться как с проявлением независимости ребенка. Родителям можно составить перечень проблем, в курсе которых им необходимо быть, например:
• поведение друзей, кто друзья ребенка;
• какие телепередачи смотрит ребенок;
• как ведет себя в детском саду.
• Сферы, в которые родители не вторгаются:
• личная корреспонденция;
• телефонные разговоры;
• детская комната.
• Отношения, полностью построенные на доверии, зарождаются с самого начала общения родителей и детей, и если родители постоянно будут демонстрировать ребенку полное доверие,
то ребенку незачем будет врать.
• Если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия (единичная ложь все же простительна). Если ложь примет хронический характер, ребенок в дальнейшем пострадает от последствий утраты доверия.
Формула доверия для родителей:
«В наших с тобой отношениях нет ничего важнее доверия. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся мне об этом сказать. Можешь напомнить мне, что не надо сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».
Как надо вести себя родителям с маленьким лгунишкой
• Понять возможную причину лжи и проанализировать ее.
• Ответить на вопрос: малыш солгал безвинно или преднамеренно? А если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы?
- У вас завышенные требования к ребенку или он вам лишь
только подражает?
- Не спровоцировали сами вы обман соблазнами или вопросами-ловушками?
- Кто пострадал от лжи: вы, ваш ребенок или посторонний?
-Чем может отозваться ложь в дальнейшим: какой-то следовой реакцией или исчезнет раз и навсегда?
-Что закодировано в ней? Какую информацию вам ложь предоставляет?
- Взгляните на себя со стороны и трезво оцените ситуацию.
- Не чувствует ли ваш малыш себя отверженным в семье?
- Не сравниваете ли вы его с другими детьми в семье, высказывая недовольство и вызывая ревность и соперничество?
- Не занижаете ли вы его самооценку?
- Не опекаете ли вы излишне малыша?
- Не подражает ли ребенок так своим ровесникам и сверстникам?
- И не копирует ли он вас, являясь неожиданным свидетелям
того, как вы «манипулируете» ложью, считая ее сущим пустяком?
-Не вызываете ли вы в нем враждебность своими наказаниями «за дело» или с целью «профилактики»?
- Как только вам покажется, что вы нашли возможную при
чину лжи, старайтесь действовать и помогать ребенку.
-Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее одобрите, чтоб поверил в собственные силы: раз смог сознаться, что сказал неправду, значит -честный и больше не обманет никого.
- Если ребенок не хочет сознаваться, не заставляйте его это
делать, а лучше расскажите ему сказку или придумайте историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей.
• Учите говорить его любую правду. Пусть он поймет, что
лучше, чтобы была «невежливая» правда, чем «вежливая» ложь.
• Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребенка. Его забавы не должны быть связаны с обманом.