Становление и развитие профессионала в ходе обучения. профориентация. профессиональное образование, профессиональное обучение
Психологическое становление и развитие профессионала происходит как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму. Есть разные подходы к развитию: при одном подходе развитие – это только прогрессивные, позитивные изменения, при другом – любые, в том числе регрессивные, негативные изменения; большинство авторов развитие рассматривают как изменение, некоторые авторы предлагают отличать развитие как появление принципиально нового от изменения (увеличения, уменьшения, усложнения) того же самого. В профессиональной психологии иногда различают становление профессионала и развитие профессионала. Далее будем использовать как синонимы понятия «профессиональное развитие» и «становление, развитие профессионала». Будем рассматривать профессиональное развитие как появление в психике человека его новых качеств профессионала; как овладение человеком новыми профессионально важными качествами (ПВК), как изменение ранее сложившегося соотношения ПВК. Профессиональное развитие включает как прогрессивные, так и регрессивные изменения. Таким образом, профессиональное развитие – это и становление профессионала, и его дальнейшее изменение (совершенствование или регресс) Вкладом в профессиональное развитие является как появление новых ПВК, так и изменение их характера (состава, структуры и др.). Профессиональное становление и развитие человека иногда обозначают понятием профессиогенез. Становление и развитие человека как профессионала осуществляется в ходе систематического обучения в разного типа профессиональных учебных заведениях. На этот процесс воздействуют и стихийные влияния окружающей профессиональной и социальной среды.
Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в школе и семье в следующих направлениях – психологическая подготовка к труду и психологическая помощь молодому человеку в выборе профессии. При реализации этих направлений работы стимулируются обе стороны психического развития человека:
– мотивационная сфера, в которую входят направленность на труд, трудовые и профессиональные интересы, профессиональные намерения, готовность к труду и к выбору профессии;
– операциональная сфера, которая включает знания о труде и о профессии, знания о качествах личности, необходимых для профессии и о наличии этих качеств у себя; трудовые умения, умения апробировать свои силы на этапах выбора профессии, а также преодоление ошибок в трудовой деятельности (таких, например, как потеря цели в трудовой деятельности, отвлечение на другие виды деятельности, преобладание репродуктивной деятельности, отсутствие переноса, злоупотребление приемом проб и ошибок вместо осознанного выбора стратегии поведения и др.). Допрофессиональная психологическая подготовка должна быть направлена на формирование целостной личности молодого человека, имеющей потребность в труде и в выборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а также обладающей способностью реализовать свои установки в труде и профессиональные интересы. Эти стороны психологической подготовки отражены в табл. 17. От того, как прошла допрофессиональная психологическая подготовка в школе и семье, зависит эффективность прохождения человеком дальнейших этапов профессионального пути – выбора профессии, профессионального обучения.
Успешность профессионального обучения существенно зависит от характера профориентационной работы. Профориентация– это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается недостаточная помощь. В обществе профори-ентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.
Профориентация – это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др,)_ Профессиональное самоопределение и профессиональное «созревание» длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри нее в зависимости от изменения в мире профессий, от изменении в себе самом, от отношения к труду. Профессиональное развитие человека – это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
Проведение профориентации – это осуществление широкой программы действий. Назовем основные вехи этой программы:
– необходимо иметь описание и классификацию профессий, а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее сторон – предмета труда в профессии, задач, условий труда, производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов. Особо следует указать условия труда и характеристики результата, требующие от человека значительных психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно увязать эту работу с реальными потребностями специалистов в данном регионе. При этом может использоваться так называемый веер профессий (31, с.74): веер профессии – это присущая данному этапу развития экономики страны и педагогически целесообразная модель дифференцированного распределения профессий между территориальными единицами, отраслями производства, учебными заведениями, отраженная в общественном и индивидуальном сознании в соответствии с социальной значимостью профессии, требованиями полноты и неизбыточности информации, логической преемственности развертывания профориентационного процесса Функция «веера профессии» – обеспечение соответствия содержания профориентационной работы экономической реальности данного региона, города;
– надо опереться далее на подробное изложение требований к субъекту труда – психограмму, то есть на описание сочетания необходимых для данной профессии ПВК. Особо надо указать те качества, которые обусловлены природными особенностями человека, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней (например, нелюбовь к детям у педагога, замедленная реакция у водителя). Важно изложить те психологические качества и даже тип личности, которые могут развиться в ходе осуществления труда в данной профессии;
– Необходимо собрать данные психологического обследования, беседы о человеке, выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные намерения, интересы, склонности этого конкретного человека, состояние его профессионального сознания (понимание качеств профессионала в данной профессии) и самосознания (выявление наличия этих качеств и возможностей у себя), историю его выбора профессии и этапы, подводящие к этому, объективную картину мотивационной и операциональной сфер его психического развития;
– необходимо располагать приемами помощи человеку в понимании самого себя как целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и помешать его работе в данной профессии;
– целесообразно использовать ряд процедур профконсультации: выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других (по ее графической модели (58), в ходе профконсультационных игр (40); соотнесение профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у человека «ощущения профессии», которая принесет ему максимальный профессиональный успех и удовлетворение в жизни.
В ходе профконсультации важно учитывать:
– общую профессиональную направленность личности, называемую иногда профессиональной валентностью личности (С.Я. Батышев). Наблюдаются моновалентные, поливалентные относительно мира профессий типы людей, а также неопределенные типы. Профессиональную валентность можно расширить в ходе обучения и воспитания, но важно учитывать, насколько целесообразно тот или иной ярко выраженный тип человека адаптировать к неадекватным видам профессии (31);
– соотношение мотивационной и операциональной сферы у данного молодого человека, а также затраты усилий и возможные потери на пути получения профессии; например, операциональная сфера может забегать вперед мотивов (способности есть, а
интереса к профессии нет), мотивационная сфера может опережать операциональную, когда молодой человек стремится к профессии, например, к актерской, но не обладает нужными качествами; или способности и мотивы есть (14), но усилия и затраты на пути профессии очень велики, например, получение данной профессии вредит здоровью или приносит ущерб семье;
– индивидуальные особенности учащихся, проявляющиеся в отсутствии выраженных способностей и склонностей, в колебаниях и неуверенности человека, в присутствии противоречивых, неоднозначных мотивов выбора профессии.
Психофизиологические особенности к началу трудовой деятельности еще не говорят однозначно о пригодности человека, главное зависит от личности, от желания трудиться в этой сфере. Центральное внимание надо уделить анализу типа личности, а не только отдельных ее качеств. Соответственно профессию желательно подбирать не к отдельным ПВК человека, а к целостной личности. С другой стороны, целесообразно ориентировать личность не на узкую профессию, а на достаточно широкий спектр специальностей внутри профессии (например, учитель-предметник, методист, управленец, школьный психолог), что облегчает взаимозаменяемость специалистов, их возможную переквалификацию.
Готовность к выбору и к овладению профессией определяется знанием требований профессии к человеку и адекватной оценкой человеком необходимых ПВК у себя, успешным решением учебно-профессиональных задач. Выбор профессии считается удачным, если человек эффективно осуществляет профессиональную деятельность, приносит пользу обществу, получает удовлетворенность от этого, а также если его психофизиологические затраты на получение профессионального образования и на осуществление профессиональной деятельности не являются чрезмерными.
– Необходимо располагать и системой приемов по продолжению профориентационной работы с человеком в условиях его профессиональной адаптации на этапе начала учебы и работы, в условиях его переквалификации на последующих этапах. Профориентация сопровождает и раннее, и позднее профессиональное самоопределение человека, продолжающееся всю жизнь.
Все эти приемы профориентационной работы желательно знать молодому человеку, выбирающему профессию, чтобы активно и сознательно участвовать в этой работе в качестве главного действующего лица, субъекта выбора профессии.
В литературе последних лет (9) описано, как могут влиять на выбор профессии астрологические факторы. Так, у людей, родившихся под разным знаком Зодиака, наблюдают предрасположенность к различным профессиям. Процитируем соображения автора по указанному источнику (9, с, 5). Так, знаки Огня (Овен, Лев, Стрелец) указывают на изобретательские и рационализаторские способности, интерес к технике, механике, к машинам, приборам, к ремеслам и к профессиям, требующим способностей организатора и руководителя; эти люди любят властвовать и не любят подчиняться. Знаки Земли (Телец, Дева, Козерог) всегда указывают на тенденцию к трудоемкой, длительной, медлительной, даже тяжелой работе (по своей доброй воле и по принуждению), требующей большого трудолюбия, упорства, настойчивости, выдержки, выносливости, терпения; этим людям наилучшие успехи приносит работа в сельском хозяйстве, фермерстве, архитектуре и строительстве, геологии, а также в финансовом и банковском деле (для Тельца), в административной и политической деятельности (для Козерога), в научной деятельности (для Девы). Знаки Воздуха (Близнецы, Весы, Водолеи) могут проявиться в сферах искусства, в литературе, в музыке или в мире науки, а также на педагогическом поприще, в юриспруденции, где больше требуется участие и деятельность мозга, интеллекта, чем тела. Знаки Воды (Рак, Скорпион, Рыбы) чаще всего способствуют профессиям, которые связаны с миром искусства, литературной деятельностью, с миром науки и исследований, медицины, людей, деятельность которых связана с секретами. Часто она способствует людям, имеющим дело с плаванием (речным, морским) или с разными жидкостями (минеральные воды, нефть и др.).
Переходя к профессиональному обучению, уточним психологическое и педагогическое содержание ряда понятий. Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности (34). Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека (34). Обучение в психологии рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися. Учение понимается как активная деятельность обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.
Профессиональное образование – это система педагогических воздействий на человека со стороны общества, которая направлена на формирование необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности. Профессиональное
образование – это содействие человеку в процессе его профессионализации. Профессиональное образование понимается как процесс и результат овладения обучающимся профессией и соответствующей квалификацией, освоения научных знаний, умений и навыков, личностных способностей. Профессиональное образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных профессиональных уровней. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации (15, с. 14). Профессиональное обучение – это процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого осуществляется профессиональное образование. Профессиональное обучение осуществляется с помощью образовательных программ, разработанных и реализуемых государственными и негосударственными образовательными учреждениями. «Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровня, подготовку специалиста соответствующей квалификации» (15, с. 9). Это программы начального, среднего, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
Рассмотрим психологические характеристики профессионального обучения.
Профессиональное обучение направлено на стимулирование у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии, повышения квалификации и т.д.). Главной целью профессионального обучения является формирование, проектирование личности специалиста, эффективно осуществляющей трудовую деятельность, наиболее полно реализующей себя в труде. Поэтому в ходе профессионального обучения продолжается начатое в допро-фессиональной подготовке развитие и формирование целостной личности человека как субъекта труда, владеющей рядом качеств, необходимых для данной профессии: активное целе-полагание в трудовой деятельности, умение осуществлять трудовую деятельность на уровне высоких заданных стандартов, в том числе в новых неопределенных профессиональных условиях и ситуациях, при решении неизвестных профессиональных задач (42); готовность в последующей трудовой и профессиональной деятельности освоить новые необходимые, но пока отсутствующие профессиональные знания, умения, технологии и при необходимости – новую профессию (32, с. 35-37), владение некоторыми базовыми способностями и функциями, общими для широкого круга профессий (42) и обеспечивающими переход от одной профессии к другой, чтобы быть конкурен-тноспособным на рынке труда; умение вместе с тем не упускать из вида свою самореализацию, строить и реализовывать программы своего профессионального развития, самосохранения.
В ходе профессионального обучения на всех его этапах важно следовать человекоцентристскому, личностному подходу в профессионализации.не к обслуживанию производства готовить человека, а максимально развивать человека при выполнении его профессиональных задач, развивать его способности, потребности в самореализации в труде, в творческом обогащении своим индивидуальным вкладом опыта профессии, ибо уровень развития личности должен опережать развитие производства (32, с. 8). Не только вид труда предъявляет требования к специалисту, но и сама личность работника может иметь требования к труду в профессии, в том числе и к насыщенности труда творческим содержанием (32, с. 11-12). Важно уже в ходе профессионального обучения заложить у работника установку не только на приспособление и адаптацию к труду в профессии, но и установку на преобразование опыта профессии, усиление в ней творческих компонентов, индивидуального вклада в нее.
Личностное пространство обучающегося в ходе профессионального обучения находится в постоянной динамике и определяется в значительной мере теми профессиональными задачами, которые в настоящее время осваиваются в обучении. На каждом из этапов профессионального обучения важно предусмотреть не только формирование определенных знаний и умений, но и последовательное развитие психических качеств. Так, авторы, изучающие особенности профессионального обучения в медвузе (61, с. 107), указывают, что каждый этап освоения профессиональной деятельности выдвигает на первый план различные блоки психологических умений. Авторы отмечают, что на этапе «дилетант-студент клинических семестров» наиболее актуально освоение блоков мнемо-мыслительных, сенсорно-перцептивных и саморегуляционных умений, на этапе «студент клинических семестров – врач профессионал – коммуникативно-технических и саморегуляционных умений В психологии подчеокивается, что необходимо знакомить учащихся в ходе профессионального обучения с психограммой модели успешного специалиста, а также с психограммой модели неэффективного, несостоявшегося работника, чтобы будущий специалист имел как эталоны нужных психологических качеств, так и примеры того, чего надо стараться избегать.
Формируя и развивая на каждом этапе профессионального обучения психологические качества будущего специалиста, важно стимулировать, прежде всего, мотивационную сферу (ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адаптацию, определяющие направленность личности) и затем, на ее основе – операциональную сферу (профессиональные знания, профессиональные способности, профессиональные действия, профессиональное мышление, профессиональные технологии, в том числе приемы сотрудничества в совместной профессиональной деятельности и др). В процессе профессионального обучения желательно также по возможности преодолевать дисбаланс, рассогласование, дисгармонию между мотивационной и операциональной сферой будущего специалиста, когда, например, опережает мотивационная сфера – есть интерес к будущей профессии, а необхо-димых знаний и умений еще нет и т.д.
Средствами профессионального обучения могут стать разные психологические стратегии а) стратегия развития и до-развития нужных психологических качеств путем стимулирования имеющихся у учащегося потенциальных качеств, доведения их до желательного уровня; б) стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке, в) стратегия мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации; г) стратегия коррекции – перестраивание неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста. Названные психологические стратегии обучения могут быть соотнесены с различными педагогическими технологиями деятельностно-ориентированное и личностно-ориентированное обучение, жестко алгоритмическое, программированное обучение и индивидуально-вариативное и тд Предлагаются и разрабатываются разные виды обучения1 адаптивное, развивающее, проблемное, дифференцированное или индивидуализированное, контекстное, интенсивное, модульное, компьютерное и др ; описывается обучение, использующее среду обучения в виде учебного аналога прогнозируемой профессиональной среды (42) и т.д
В последнее время профессиональное обучение и образование становится все более гибким, отвечающим потребности личности. Быстрая смена технологий в разных сферах производства и изменения в социальном мире требуют, чтобы профессиональная подготовка обеспечила возможность дальнейшего саморазвития выпускника учебного заведения, успешную адаптацию к изменяющемуся миру. Меняются задачи образования, ими становятся не только усвоение готовой суммы минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и усвоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных ранее и нестандартных профессиональных задач, приемов потенциального переучивания на другую профессию и специальность.
Изменчивость рынка труда создает новую ситуацию в профессиональном образовании. Исследователи (33) отмечают, что в настоящее время задача учебных заведений заключается «...не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых и новых специальностей и квалификации.... Если раньше достижение профессионализма человеком какой-либо конкретной трудовой деятельности было конечной целью образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из очередных этапов его карьеры» (с. 14). Иными словами, в содержании профессионального образования должна быть предусмотрена подготовка к гибкой смене профессий и специальностей, что требует формирования у молодых людей соответствующих качеств личности (мобильность, обучаемость и др.).
Разрабатываются гибкие, многоуровневые системы подготовки специалистов, представляющие возможность молодому человеку выбрать для себя уровень образования и получить соответствующую квалификацию с учетом совокупности своих индивидуальных возможностей; уровни образования отличаются разной широтой и глубиной профессиональной направленности, перед каждым новым уровнем подготовленность учащихся оценивается, даются рекомендации по дальнейшей специализации, Возрастной состав учащихся и их потребности в профессиональном образовании становятся все более разнообразными – от юношей до пенсионеров, от овладения первой профессией до переучивания на новую специальность. Появляются новые альтернативные формы образования – дистантное, экстерное и др. Расширяется сфера образовательных профессиональных услуг, осуществляемых не только государством, но и другими общественными и частными учебными заведениями. При анализе зарубежного опыта (8) описаны образовательные программы «с тремя скоростями», где третья скорость, например, рассчитана на краткосрочную профессиональную подготовку не вполне благополучных молодых людей, нуждающихся во временном трудоустройстве, и их быстрое социальное и профессиональное включение. Создаются программы профессиональной подготовки к временной занятости и т.д. Таким образом, изменения в профессиональном и социальном мире вызывают изменение потребностей отдельных личностей, а это, в свою очередь, требует новых гибких форм профессионального образования и обучения, учитывающих потребности и запросы работников разных возрастов.
В настоящее время в Законе об образовании России (15) предусмотрены следующие уровни профессионального образования- и обучения: допрофессиональное трудовое обучение и воспитание, обеспечивающее мотивационную готовность и операциональную подготовленность к труду и вы,ору профессии; начальное, среднее, высшее профессиональное образование, на каждой из этих ступеней в той или иной мере должна решаться задача формирования личности специалиста, (его мотивации, профессиональных ценностей) и задача вооружения необходимыми действиями, операциями, умениями и навыками, тактиками (анализ полного технологического процесса), стратегиями (способность ориентироваться во всей системе производства); послевузовское профессиональное образование как повышение квалификации, профессиональный тренинг и дополнительное образование, которое желательно осуществлять как использование широкой гибкой системы мер по всесторонней профессионализации населения, которая может стать важным средством его психологической защищенности. Со временем ныне действующая система профессионального образования может изменяться с учетом запросов общества.
В табл. 18 мы предположительно наметили психологическое содержание отдельных этапов профессионального обучения, задачи формирования мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности. Разумеется, мы не претендуем при этом на исчерпывающее изложение проблемы. Мы стремились лишь привлечь внимание людей, занимающихся профессиональным образованием (и самих обучающихся) к психологическому обеспечению учебного процесса: на каждом этапе профессионального обучения важно предусматривать не только усложнение профессиональных знаний, но и специальное продумывание того, какие новые психологические качества специалиста желательно развивать здесь с учетом конечной цели – модели личности специалиста.
Направления психологической подготовки учащихся к труду и к выбору профессии, осуществляемой в допрофессиональном трудовом обучении и воспитании в школе и в семье
Табл. 17
Психологическая готовность (мотивационная сфера) | Психологическая подготовленность (операциональная сфера) |
– трудовая направленность личности, потребность в труде; – сознание общественной необходимости труда, мотивы долга; – установка на труд, на высокую продуктивность труда; – положительное эмоциональное отношение к труду («радость труда»), трудовое настроение; – уважение к любому труду; сочетание избирательного отношения к отдельным видам труда с готовностью в случае необходимости выполнить любой труд; – трудолюбие (любовь к труду); – трудовые интересы и склонности (как источники достижения целей в труде и преодоления препятствий); – устойчивые профессиональные намерения, призвание; – уверенность в своих силах в труде (как основа удовлетворения от труда); – готовность сделать самостоятельный выбор (вида задания, уровня сложности задачи, партнера- для совместной работы, профессии), принять ответственное решение с учетом индивидуальных склонностей; – готовность к труду и готовность к выбору профессии; – качества личности: требовательность к результатам своего труда, ответственность за результаты и способы труда; упорство и настойчивость в достижении цели; инициативность как постановка новых Целей в труде; | – знания о различных видах профессиональной деятельности, видах труда; – знание о «веере профессий», необходимых в данном регионе; – общетрудовые умения и навыки, умения и привычка работать; – знание требований, которые предъявляют разные виды труда к человеку; – осведомленность выбирающего трудовой путь в своих личных склонностях и способностях; – знание того, что еще надо развить у себя; – знание путей и средств, с помощью которых можно развить у себя нужные качества и способности; – знание того, какие позитивные и негативные черты личности могут развиться у человека данной профессии; – знание о стиле жизни в данной профессии; – умение осуществлять практическую пробу сил в различных видах деятельности (в разных трудовых операциях, в разных трудовых заданиях); – умение выполнять работу за фиксированный отрезок времени; – знания о неприятных сторонах однообразного, монотонного, обязательного труда, о трудностях адаптации на начальных этапах труда; – умение мобилизовать усилия; – знания о дисциплине труда; – умение планировать, контролировать свои трудовые операции; – знания о культуре труда (соблюдение плана, темпа, ритма работы); – умение работать совместно (определить общую цель, распределить функции, участки работы, средства, инструменты, материалы, определить сроки работы, свое место в общем труде); – качества личности: тщательность выполнения, организованность, саморегуляция в труде и др.; – активное включение в учебный, бытовой, обслуживающий, общественно-полезный труд; |
Психологическое содержание и методы отдельных этапов профессионального обучения
Табл. 18