ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ. вий, последствиях правильных и ошибочных решений и т
вий, последствиях правильных и ошибочных решений и т. д. Недостаточность признаков для построения концептуальной модели, их содержательная обедненность могут сделать это внутреннее средство деятельности источником неадекватных, ошибочных действий. Конкретное проявление качества концептуальной модели отражается в содержании оперативного образа выполнения определенного действия. Как образ очередного действия он может быть отнесен к задаче, объекту, эффекторной части, поэтому его качество (полнота, адекватность, значимость и т. п.) отража-_етс_я.на различных компонентах действия. В работе Н.Д. Заваловой с соавт. [29) подробно рассматривается психологический механизм ошибки летчиков, основным звеном которого оказывается несовпадение оперативного образа ситуации с образом-эталоном, формирующимся на основе показаний приборов.
Личностные особенности
!• -
_.; Специалисты в области психологии профессиональной деятельности уделяют большое внимание изучению личностных особенностей субъекта деятельности, которые, с одной стороны, являются, как правило, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой — в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности. Известно, что оценка личностных особенностей — необходимое условие и продуктивное направление изучения индивидуальных стратегий психической регуляции деятельности, а также эффективное средство выявле^ия^шц^.котог^ые по особенностям^ воих~познавательных процессов, характера, темперамента, по доминирующим психическим состояниям наиболее или наименее пригодны к конкрет-ной профессиональной деятельности/ ~ Для изучения возможностей использования некоторых методических приемов оценки личностной детерминации успешности летного обучения и надежности деятельности летчиков проведено специаль-
ное исследование [10). Было обследовано свыше 500 летчиков и штурманов военной авиации и курсантов летных училиш. Одно из теоретических положений работы заключалось в том, что с позиции включения личности в деятельность изучение субъекта должно проводиться как на нормативном уровне, т.е. с точки зрения характеристики достаточно устойчивых, сложившихся и необходимых для осуществления деятельности качеств личности, так и на профессиональном уровне, предполагающем учет возможного преобразования этих качеств в динамике профессионального обучения и труда, в том числе в связи с возможным изменением требований деятельности. Известно, что способ включения в деятельность, изменение и выявление своей позиции по ходу ее осуществления — это особые качества субъекта. Они появ-ляютсяГ'Тогда, когда личность становится субъектом деятельности, хотя, конечно, сложившаяся личность может рассматриваться в профессиональном отношении как обладающая вполне определенным уровнем способностей, деловой активности и т. д.
Осуществление любых профессиональных требований, как следует из гипотезы Б.Ф. Ломова, происходит не путем локального соизмерения с ними отдельно взятых психических процессов, свойств,_а_иелост-нъш способом организации на любом уровне активности. Структуры деятельности, переводятся субъектом на язык своих возможностей с учетом индивидуальных особенностей, при этом субъект обнаруживает потенциальные возможности и активность, выходяшие за пределы требований. Это означает, что изучение личности с полиции ее соответствия требованиям, конкретной деятельности должно проводиться в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных ее характеристик с учетом возможностей индивидуального стиля и активности определенного субъекта в реализации профессиональной .необходимости.
Принцип системности применительно к задачам психологического изучения субъекта деятельности означает необходимость определения и учета особенностей развития, взаимного влияния статических
7.5. Психология профессиональной деятельности
Свойства личности | Коэффициент корреляции | Уровень значимости |
Эмоциональная устойчивость к стрессу, | 0,32 | р < 0,001 |
фрустрации | ||
Энергичность, способность к быстрой | 0,34 | р < 0,001 |
мобилизации энергии, к риску | ||
Интуитивность, снижение инстинкта | 0,29 | р < 0,005 |
самосохранения, отсутствие страха | ||
за жизнь | ||
Интенсивность мотивации | 0,32 | р < 0,001 |
Стремление к достижению успеха | 0,36 | р < 0,001 |
в деятельности | ||
Стремление избежать неуспеха | -0,27 | р < 0,05 |
в деятельности | ||
Стремление к соперничеству, | 0,35 | р< 0,001 |
соревновательный азарт | ||
Тревожность | 0,27 | р < 0,05 |
Общительность | 0,28 | р < 0,05 |
Экстраверсия | 0,28 | р < 0,05 |
Таблица 7.1 Значимые коэффициенты корреляции свойств личности с уровнем летной классификации (по СМИЛ и 16-ФЛО) |
Примечание. Пороговое значение коэффициента корреляции 0,19 (р< 0,05); 0,32 (р< 0,001). |
ТО/ ч >k-po
и динамических характеристик личности, включенной в сферу предметной деятельности, психологических параметров струк-Г\ТУРЫ и условий деятельности, требований ^показателей эффективности труда и т. п. В экспериментальном исследовании были использованы стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ), 16-факторный личностный опросник (16-ФЛО), вариант проективной методики (ТАТ X. Хекхаузена).
В целях выявления профессионально значимых для летной деятельности свойств личности была определена степень корреляции 52 личностных показателей с уровнем профессиональной квалификации летчиков (табл. 7.1). Как видно из таблицы, в которой представлены показатели, имеющие достоверную корреляционную связь с внешним (профессиональным) критерием, наиболее значимы для летчиков такие черты личности, как эмоциональная устойчивость к стрессу, фрустрации, твердость установок, убеждений, уверенность в себе. Эти качества сочетаются с жизненной активностью, высокой самооценкой, открытым характером, выраженной силой мотивации достижения цели. Следует отметить, что уровень достоверности связи повышается при одновременном учете индекса стремления к достижению цели и
количественного преобладания желания добиться успеха над страхом перед неудачей. Важной является корреляционная связь между уровнем летной квалификации и высокой интуитивностью, «опорой на чутье», смелостью. Все эти гиперсте-нические личностные характеристики компенсируются, как бы сдерживаются нерезким повышением уровня тревожности. Эту последнюю особенность летчиков необходимо отличать от высокой тревожности как константного свойства личности, которое может дезорганизовывать действие в экстремальных условиях, способствует проявлению неуверенности в себе, мнительности и тем самым снижает эффективность выполнения профессиональных действий. В свою очередь некоторое повышение уровня тревожности в этой группе компенсируется высоким индексом стремления к достижению цели (по данным ТАТ), причем в мотивации летчиков преобладает уверенность в достижении успеха в деятельности.
Существуют предположения, что причиной многих ошибочных действий летчиков или даже аварий являются их неблагоприятные индивидуально-психологические особенности. В данной работе проведено изучение личностных характеристик летчиков, имеющих в анамнезе предпосылки к летным происшествиям. Анализ результатов психологического обследования позволил выявить некоторые общие черты личности, характерные для них. Профили СМИЛ для указанных лиц характеризовались высокими показателями: а) по 4-й и 9-й шкалам (72—82 Т), что подтверждает эмоциональную неустойчивость, неадекватный оптимизм; б) по 4-й шкале (70—75 Т), особенно при низких показателях по 2-й шкале, что отражает снижение чувства тревоги в связи с ненормативными социальными тенденциями; в) по 8-й и 0-й шкалам (75—80 Т), что говорит о значительном своеобразии личности, плохой социальной адаптации, «шизоидных» чертах; г) по 9-й и 7-й шкалам (70-75 Т),
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
отражающих постоянное стремление к действию в сочетании с высокой тревожностью, т. е. особенности, приводящие в экстремальных условиях к хаотическому поведению. Выявлен также ряд личностных особенностей, которые предрасполагают к неадекватному поведению в экстремальных условиях, а в совокупности предопределяют снижение профессиональной надежности.
Изучение роли личностных и в более широком плане индивидуально-психологических особенностей в психической регуляции профессиональной деятельности, в психологической обусловленности характера профессионального поведения в последние годы привлекает наибольший интерес. В работе М.А. Котика, A.M. Емельянова [37] дан широкий обзор исследований роли личностных черт, познавательных процессов, психических свойств и состояний в формировании предрасположенности к нарушениям профессиональной надежности.
Одним из направлений изучения роли познавательных процессов в регуляции деятельности являются исследования когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере и индивидуальном своеобразии преобразования информации. Предметом специального изучения стала проблема риска — рискованного поведения и знания личностной предрасположенности к нему, а также содержание и структура такой психологической категории, как профессиональная ответственность личности.
Функциональные состояния
Изучение психофизиологических механизмов регуляции функционального состояния в профессиональной деятельности человека обусловлено возрастающим значением этой проблемы в связи с усложнением операторского труда и увеличением частоты возникновения и значимости таких состояний, как психическая напряженность и стресс, утомление и переутомление, десинхроноз, монотония, неврозы и т. п.
Под руководством Л. Г. Дикой проведен цикл исследований проблем саморегуляции состояния человека [23]. При изучении взаимодействия между когнитивным и активационными компонентами в этом процессе было выдвинуто предположение, что с психологической системой операторской деятельности функциональное состояние (ФС) взаимодействует через актива-ционный компонент деятельности (АКД), основной функцией которого является обеспечение оптимального энергетического уровня для освоения и выполнения деятельности [50]. Анализ структуры АКД и его роли в осуществлении деятельности показал, что целенаправленно изменяя лишь уровень активации входящих в АКД специфических и неспецифических систем, можно оказывать регулирующее воздействие на эффективность той или иной деятельности. Ведущая роль активацион-ного компонента в процессе адаптации к сложным параметрам и особым условиям деятельности показана в задачах обнаружения звуковых сигналов в психофизическом эксперименте с регистрацией биопотенциалов мозга и в условиях управления динамическим объектом [50, 55J. Анализ экспериментальных исследований динамики продуктивности на макро- и микроинтервалах времени подтвердил данные о том, что при изменении ФС в трудных задачах и в условиях режима непрерывной деятельности (РИД) снижается эффективность выполнения этих задач за счет деструкции активационных механизмов процесса обнаружения сигнала. В дальнейших исследованиях Л.Г. Дикой и В.В. Семи-кина выявлена неоднородность и поликонтинуальность ФС, включая состояние напряженности. Показано, что для состояний напряженности, развивающихся на разных уровнях бодрствования, при утомлении или повышенной активности, характерны большие различия в показателях, относящихся к разным психофизиологическим системам регуляции.
Теоретический анализ существующих подходов и направлений в исследованиях проблем управления психическими состояниями позволил определить некоторые основания и принципы систематизации способов, приемов и методов саморегуля-
7.5. Психология профессиональной деятельности
ции [24]. К ним были отнесены принципы целостности, системности активности, осознаваемости представления о структуре психической деятельности, о компонентах ФС и механизмах регуляции активацион-ных систем мозга. Выделена следующая направленность воздействий: на системы неспецифической активации (непроизвольные, неосознаваемые человеком приемы саморегуляции); на системы специфической активации (включая произвольные, но неосознаваемые приемы самовоздействия); на личностный уровень регуляции (сознательный уровень самовоздействия, ориентированный в основном на когнитивные и мотивационно-целевые компоненты деятельности). Исследования показали, что для людей с преобладанием эмоционального типа саморегуляции характерны высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, наибольшие показатели нейротизма, напряженность в деятельности и общении, низкие адаптивные возможности и неустойчивость к действию экстремальных факторов. Лица с хорошо развитой волевой регуляцией успешно снижают уровень эмоциональной напряженности, они более продуктивны, активны и вследствие этого быстро исчерпывают свои резервы. Наиболее устойчивыми к воздействию неблагоприятных факторов и надежными в профессиональной деятельности оказались лица с развитой волевой саморегуляцией и сформированными приемами саморегуляции, направленными на восстановление психофизиологических ресурсов [52].
Л.Г. Дикая выдвинула гипотезу о том, что психофизиологическая саморегуляция ФС в определенных условиях становится самостоятельной психической деятельностью — это позволяет подойти к анализу ФС как к результату взаимодействия двух психологических систем: профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции состояния. В экстремальных условиях расхождение векторов «мотив-цель» этих видов деятельности приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности за счет стабилизации состояния либо к полному отказу от нее. Показано, что на определенном этапе адаптации преобладание мотива по само-
регуляции состояния становится «несостоятельным» для эффективного выполнения сложной деятельности, в то время как в простых видах деятельности, наоборот, надежность работы тех же операторов повышается. Успешность совмешения двух видов деятельности определяется степенью сформированности навыков, действий и способов выполнять каждую из них, а также возможностью переключать внимание с объекта деятельности на объект саморегуляции [25].
Своеобразие динамики психических состояний человека, включенного в конкретную деятельность, определяется его личностными особенностями [42]. Особенно велика роль таких свойств личности, как тревожность, нейротизм. а также тип и направленность реакций во фрустрирую-щих ситуациях, что проявляется в доминировании в факторной модели психического состояния на конкретных этапах адаптации либо показателей состояний, либо показателей, относящихся к психологическому и социально-психологическому уровню анализа. И только в момент развития стрессовых состояний ведущими становятся психофизиологические показатели, оценивающие акти-вационно-энергетический компонент психического состояния. Факторная модель психических состояний позволяет определить не только то, на каком этапе адаптации к воздействию неблагоприятных условий преобладают те или иные условия, но и то, какие регулятивные системы используются более активно, т. е. какая активность «предшествует» состояниям стресса и напряженности, а какая их сопровождает.
Данное направление исследований развивается в плане изучения личностной детерминации стрессогенности жизненных событий и анализа методов ее оценки [27]. Глубокое изучение получила проблема адаптивных стратегий субъекта деятельности в стрессовых ситуациях. В работах С.А. Шапкина [57] показано, что ведущая роль целевой активности субъекта, задающей направленность и интенсивность адаптационных процессов, обусловлена прежде всего структурой мотивации. Эти результаты позволили объяснить различный характер динамики показателей дея-
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
тельности и состояния в процессе адаптации к экстремальным условиям. Так, у субъектов с преобладанием мотивов избегания неудачи активность падает, субъект выбирает стратегию экономии физиологических резервов, в результате чего эффективность его деятельности снижается. У субъектов с преобладанием мотивов стремления к успеху, наоборот, происходит активизация энергетических ресурсов — они выбирают рациональные стратегии распределения своих ресурсов и активизации резервов, т. е. более успешно адаптируются.
Деятельность человека-оператора может сопровождаться снижением его работоспособности на фоне развития утомления и переутомления. По данным мировой статистики утомление играет существенную роль в нарушении функциональной надежности и эффективности деятельности [45, 62]. Отмечается, что в 10% летных происшествий их причина заключается в утомлении персонала. Утомление — это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной и/или длительной умственной (физической) нагрузки в процессе деятельности и проявляется во временном нарушении ряда функций организма, снижении эффективности и качества выполнения профессиональных задач. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии полноценного восстановления функциональных нарушений утомление может перейти в состояние переутомления. В исследовании В.А. Бодрова (6] обоснованы причины развития утомления (переутомления): 1) основная — профессиональная нагрузка; 2) дополнительные — воздействие неблагоприятных факторов деятельности, психическое напряжение, чрезмерная умственная или физическая нагрузка перед работой; 3) способствующие — нарушения режима труда, отдыха и питания, длительные перерывы между работой, слабая профессиональная подготовленность и т. д. В зависимости от характера причин развития утомления, симптомов его проявления и способов восстановления работоспособности это состояние классифицируется на компенсируемое, острое и хроническое утомление и переутомление. В работе
обосновываются симптомы этих форм утомления, методы их диагностики и способы восстановления работоспособности. Особым психическим состоянием, развивающимся под влиянием чрезвычайных условий и сложных рабочих ситуаций, является стресс. Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма {«общего адаптационного синдрома» — по Г. Селье) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, биологическом, поведенческом уровнях. Психологический стресс является реакцией на особенности взаимодействия между личностью и окружающей средой. Это в большей степени продукт когнитивных процессов, образа мыслей, оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегиям поведения, их адекватному выбору [9, 60, 64J. Теоретико-экспериментальное изучение проблемы психологического стресса, проведенное F Ла-зарусом, Р. Бенджамином, Р Грин, В.А. Бодровым, Л.А. Китаевым-Смыком и др., позволило определить роль когнитивных процессов в развитии стресса, в частности выявить роль субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного воздействия внешних факторов. В исследованиях обоснован опосредованный характер детерминации реакций, наблюдаемых при психологическом стрессе. Эта опосредованность определяется процессами оценки (предвосхищения) угрозы воздействия, анализа значения ситуации и отношения к ней- Предложено различать три типа стрессовых оценок: а) травмирующую потерю, утрату чего-либо субъективно значимого; б) угрозу воздействия, требующего от человека чрезмерных купирующих способностей; в) сложную задачу, проблему, ответственную и потенциально опасную ситуацию.
Понятие угрозы является основным в когнитивной теории психологического
7.5. Психология профессиональной деятельности
стресса. С его помощью описывается установленный в эмпирических исследованиях сложный компонент явлений, связанных с поведением человека в трудных условиях. К этим условиям следует отнести фактор неопределенности (вероятности) возникновения неблагоприятного события, его объективную и субъективную значимость и др. Важны с точки зрения развития стресса некоторые особенности психической деятельности субъекта, которые характеризуют, например, процесс интерпретации и организации информации в перцептивной системе, искажения восприятия, избирательность внимания, явления «перцептивной зашиты», реинтеграции и реконструкции информации в памяти и др. Интенсивность стрессовых реакций зависит и от некоторых личностных особенностей субъекта, например уровня его эмоциональности [65].
Процессы принятия решения
В регуляции профессиональной деятельности существенную роль играют процессы принятия решения, которые обеспечивают формирование и реализацию фактически всех компонентов психологической системы деятельности (выбор ее цели, элементов программы, компонентов информационной основы, способов выполнения действий и т. д.). Необходимость определения варианта действий, способа его вы полнен ия, желательного исхода (особенно в ситуации неопределенности, возникновения непредвиденных обстоятельств) обусловливает высокую значимость принятого решения в обеспечении эффективности и надежности деятельности.
-Еоль--*чэоцессов принятиялеш_ения__в... регуляции деятельности зависит от их специфики и места в структуре трудового процесса. В.Д. Шадриковым [58] обоснованы параметры, определяющие эту специфику: 1) ведущие детерминанты процессов решения (лля^штиваяирнного блока — уровень притязаний, престижность "профессии; для формирования программы — •полнота информационной" "основы дея-i /гельности и т.д.); 2) содержание реогЯе-
, вид их неопределенности (лич-ностно-мотйвационная;'ИНф<5рмационная, операционная); 3) значимость вырабатываемых решений для личности; 4) характер преобладающих психических процессов при выборе альтернативы (преимущественно волевой, интеллектуальный или эмоциональный тип решений) и т.д.
Важным условием регуляции деятельности является отработка способов подготовки и принятия решения на этапе ее освоения. А.В. Карпов [31] выделил три способа подготовки и принятия решения в зависимости от условий неопределенности выбора; а) принимается максимальный критерий предпочтительности полностью детерминированного решения, для чего производится поиск необходимой и достаточной для этого способа информации (используются известные нормативные правила, алгоритмические предписания и т. д.); б) минимизация критериев предпочтительности при большом дефиците времени и информации, для чего используются в основном эвристические и статистические правила, трансформируется нормативная структура решения — способ не оптимальный, но в экстремальных информационных условиях позволяет уменьшить вероятность ошибки, поддержать точность действий на высоком уровне; в) в условиях неполной информации устанавливаются инвариантные ситуации деятельности, однозначно определяющие конкретную программу действий, — ситуациям, фиксированным и упорядоченным субъектом, соответствуют определенные программы, которые воспроизводятся при возникновении какой-либо одной из этих ситуаций.
Влияние процессов принятия решения на регуляцию профессиональной деятельности еще недостаточно изучено, что прежде всего обусловливается сложностью этих процессов. Попытка оценить эту сложность предпринята Г.М. Зараковским и В.Д. Магазанником [30], которые выделили три этапа в процессе принятия решения: интенциональный, связанный с осознанием и переживанием ситуации неопределенности; операциональный (информационная подготовка решения), направленный на уменьшение неопределен-