Языковые средства организации введения

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа должна обладать целевой направленностью. Это означает, что изложение и структура работы должны быть под­чинены единой логике реализации поставленной цели. Целевая уста­новка работы должна проявляться в виде промежуточных выводов после параграфов, обобщающих выводов в конце глав, различного рода указаний на связь с предшествующим и последующим элемен­тами изложения.

Композиция дипломной работы - последовательность распо­ложения основных частей. Традиционная композиционная структура дипломного исследования включает: титульный лист, оглавление, введение, главы основной масти (обычно их три), заключение, список использованной литературы, приложения.

Рекомендуемое соотношение между композиционными элемен­тами: введение - 5%, глава 1 - 25, глава 2 - 40, глава 3 - 25, заклю­чение - 5%.

Титульный лист (прил. 1) является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. На нем указывают­ся: полное наименование учебного заведения; фамилия, имя, отчество исследователя (в именительном падеже); фамилия, имя, отчество руководителя; нормоконтролер; заглавие научной работы (без слова «тема» и без кавычек.

Заглавие дипломной работы должно быть кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Для конкретизации загла­вия может использоваться подзаголовок, который также должен быть кратким и не должен превращаться вотдельное заглавие. В заглавии не следует допускать неопределенных формулировок,например: анализ некоторых вопросов. ; к вопросу. ; к изучению. ; материалы к ..

В оглавлении (прил.2) приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в дру­гой формулировке, последовательности или соподчиненное™ нельзя. Не рекомендуется также использовать в оглавлении дипломной рабо­ты сокращение терминологических сочетаний (за исключением общепринятых).

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо распо­лагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени должны быть смещены на три-пять знаков вправо по отношению к за­головкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соеди­няют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВВЕДЕНИЯ

Во введенииобосновывается актуальность и новизна исследо­вания, определяются объект и предмет, формулируются цели и задачи работы, дается описание методов, указывается теоретическая и прак­тическая значимость работы. Иногда введение может содержать опи­сание структуры работы.

Актуальность исследования - степень важности в данный мо­мент для решения конкретных проблем. Существуют два пути характеристики актуальности: 1) через указание на слабую изученность в науке выбранной темы: в такомслучае исследование направлено на преодоление существующего в науке пробела; 2) через ссылку на возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Нередко оба пути совмещаются. При обосновании актуальности исследования используются языковые стереотипы: актуальность исследования определяется..., обусловливается (обусловлена)..., вытекает из.., следует из....

Пример:

В настоящее время в психологии речи и психолингвистике сущест­вует большое количество исследований, посвятценнъгх таким аспектам ре­чи, как онтогенетический (детская речь), коммуникативный, риториче­ский, нейрофизиологический, исследование речи в контексте разнообраз­ных социальных взаимодействий, компьютерное моделирование отдель­ных характеристик речевого процесса. Эти исследования характеризуются большой разнородностью, базируются на различных исходных посылках и основаниях. Особую актуальность поэтому приобретает целостное описание системы речепорождения в единой модели, позволяющей до­биваться принципиальной совместимости различных областей исследо­ваний в рамках единого каркаса представлений. Такаямодель разработана в Институте психологии РАН.

Одновременно она позволяетнамечать наиболее актуальные облас­ти исследования и концентрировать на них научный поиск.

Иногда можно встретиться с требованием указать противоречие, которым определяется актуальность.

Цель исследования - тот результат, который исследователь хочет получить при проведении исследования.

Пример;

Цель исследования заключалась в анализе психологических осо­бенностей и структуры настойчивости у людей с алкогольной и наркоти­ческой зависим остью.

После характеристики цели формулируется рабочая гипотеза. т.е. предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явле­ния. Гипотеза определяет направление научного поиска, организуя процесс исследования. Требования к гипотезе: 1) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; 2) гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

На основании цели исследования и рабочей гипотезы формули­руются задачи - тс исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели и проверки сформулированной гипотезы. Цель - это стратегия исследования, за­дачи - его тактика.

Формулировка задач должна быть предельно точной Задач должно быть несколько, они должны представлять собой шаги про­движения к цели. Основная часть текста должна соответствовать по­ставленным задачам, поэтому формулировки задач нередко совпада­ют с названиямиглав и параграфов основной части.

При формулировании цели исследования можно пользоваться следующими стереотипами:

Цель работы изучить закономерности, раскрыть специфику, выявить (определить, установить) закономерности, исследовать проблему, создать (разработать) типологию, объяснить явление

(дать объяснение явлению), описать (охарактеризовать) функции, разработать (выработать) модель, обосновать эффективность, охарактеризовать систему, обобщить факты, систематизировать подходы.

При определении цели и задач могут использоваться также сло­восочетания с отглагольными существительными:

Цель работы состоит (заключается) в установлении (выявле­нии) закономерностей, создании классификации, описании функций, разработке модели, характеристике явления, обобщении (система­тизации) фактов.

Пример:

Целью данной работы является описание и анализ причин и зако­номерностей сознательной смены профессии как феномена профессио­нального развития. Общая проблема изучения сознательной сметы про­фессии была конкретизирована s следующих задачах исследования.

1. Систематизация психологических причин сознательной смены
профессии и оценка их как признаков профессионального развития.

2. Анализ динамики представлений о требованиях трудовой деятельности в процессе профессионализации

3. Анализ динамики выраженности профессиональной направленности в процессе профессионального развития.

4. Анализ динамики взаимосвязи профессионально важных качеств
в процессе овладения профессией.

5. Построение модели сознательной смены профессии.

Объект исследования — это реальный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования - это аспект рассмотрения объекта, определяемый областью научногознания, методологией и методами иссле­дования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть или общее я частное.

Примеры:

Объект исследования: межличностное общение.

Предмет исследовании:роль и функции визуальных знаков внеш­него облика в общении.

Объект исследования: настойчивость как системное свойство лич­ности.

Предмет исследования- психологическая структура, количествен­ные и качественные особенности настойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью.

Иногда (при выполнении работ по лингвистике, социологии, психологии, педагогике и т.п.) требуется указание на материал иссле­дования, Для характеристики материала могут использоваться следующие стереотипы: исследование проводится на материале.... в основе исследования - экспериментальный материал.. ; материа­лом для исследования служат,..; материалом исследования послужило...; в качестве материала избраны . .

Научная новизна исследования может заключаться в изучении уже известного в науке явления на новом экспериментальном мате­риале, изучении известного явления более совершенными методами и т.п. Научная новизна обязательно формируется только в магистерских диссертациях и может не указываться в дипломном проекте, диплом­ной работе.

Пример:

Научная новизнаи теоретическая значимость работы:

1. Определеныколичественные и качественныехарактеристики на­стойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью.Группа с алкогольной и наркотической зависимостью получилаболее вы­сокие показатели (в сравнениис группой людей, не злоупотреблявших алкоголем и наркотиками)по астеничности,экстерналыюсти, по когни­тивному и мотивационному компоненту. Эти данныесвидетельствуют о том, что у людей е алкогольной и наркотической зависимостью сильнее выражены апатия, тревога, пессимизм, пассивность саморегуляции. У этой группы ниже показателипо энергичности.

2. Выявленаспецифика настойчивости в группах людей с алкоголь­ной и наркотической зависимостью. Определен характер связимежду ее
компонентами (динамическим, продуктивным,мотивационным, когни­тивным, эмоциональными регуляторным).Показано, что экстернальная
переменная в структуре настойчивости людейс алкогольной зависимо­стью более тесносвязана с аэргической и астенической переменными,что
определяет пассивность саморегуляции и снижает ее силу, устойчивость стремлений к достижению цели. От этого возрастает апатия, тревога, пес­симизм.Особенность структуры настойчивости у людей с наркотическойзависимостью заключается в том, что мотивационный компонент не свя­зан с продуктивностью деятельности. Он становится автономным и как быотстраняется от операционно-продуктивных характеристик деятельно­сти и связан только с положительными эмоциями.

3. Дан сравнительныйанализ связи между компонентами настойчи­вости и акцентуациями черт характера у людей с алкогольной и наркоти­ческой зависимостью. У людейс алкогольнойзависимостью педантич­ность увеличивает эргичность, снижает стеничность, мотивацию и ре­зультативность настойчивости. Они тянутс решением, чтобы избежать неприятностей. При этом снижается положительная мотивация к деятельности, стремление что-либо предпринять становится более слабым, уменьшается сила, устойчивость стремлений к достижению цели. У людей же с наркотической зависимостью педантичность наоборот стимулирует эргичность, снижает пассивность саморегуляции, увеличивает социально значимую мотивацию.

Наши рекомендации