Молодая редакция» «Москвитянина».
В первой половине 1850-х годов Островский близок был к кругу младших славянофилов.Резко критикуя российскую реальность,они мечтали о возвращении прежней национальной гармонии,о восстановлении земства и земщины.То есть местного самоуправления, на котором "держалась" старая Россия. И от искусства молодые славянофилы ждали не просто проповеди гуманных идей,не просто совершенства художественной формы.Они видели в писателе,художнике, музыканте хранителя культурной традиции,проводника народности, проповедника основ русской жизни.Потому требовали от искусства,чтобы оно обращалось к народному быту,фольклору,было жизнеподобным.Идеи молодых славянофилов во многом разделяли писатели, художники, музыканты,которые объединились в 1852—1854 годах вокруг издателя журнала «Москвитянин» Михаила Погодина.А затем фактически взяли выпуск этого издания в свои руки.Они считали,что основу народности, русской самобытности "обеспечивают" не столько крестьяне,сколько патриархальное купечество.Дворянская культура пропитана ядом индивидуализма, а купеческая среда хранит общинную традицию.Молодые "москвитяне" ходили в замоскворецкие трактиры,слушали рассказы народных говорунов,русские песни,до которых Островский был большой охотник.Самую серьёзную роль в этом кружке играл Аполлон Григорьев —поэт и критик.Воодушевившись,Островский ещё активнее стал вводить в действие своих пьес образы людей из простонародья,уличных торговцев. Ему,выросшему в Замоскворечье,была предельно близка славянофильская идея общинности,солидарности.Островский стал инициатором создания и многих драматургических обществ.Правда,к 1859 году он успел разочароваться в славянофильстве,перейти на иные культурные позиции.Не потому,что отрёкся от прежних идеалов,а потому,что всё более трезво смотрел на реальную жизнь,видел роковое расхождение между патриархальной мечтой и неизбывной реальностью.Россия конца 1850-х словно замерла накануне великих реформ, затаилась;старые формы общественной и семейной жизни уже себя исчерпали,выродились,а новые пока не сложились.
«Гроза».Восприятие критики.Полемика началась еще до выхода в статье Добр.«Темное царство».Осн.вним.Д.на нов.материал(купеч-во) и соц.-нравств.проблематику:конфликт личности и общ-ва.С т.з.Д.тема купеч-ва описана в быто-описат.традициях нат.школы на нов.мат-ле.С др.стор.романтич.аспект,столкновение героя со средой,разлад личности с миром.Герой лучше,чем толпа.Интерес к личности зародился в ром-ме и сент-ме,т.е.О.-наследник их идеологии.Д.рассматривал односторонне.Вся среда представлена негативно,осн.аспект-самодурство,т.е.люди хороши,но среда портит.В ответ О.пишет «Грозу», появляется статья «Луч света в темном царстве».Д.считает «Грозу» «сам.решит-ым произв-ем О.».Катерина у Д.-выразит-ца нар.начала и ее смерть-героич.поступок,но это односторонний подход.Здесь важен не факт самоубийства,а тема женск.судьбы,т.е.мотивы самоуб-ва.Сила проявл-ся в протесте окр.среде,сопротивлении.На сам.деле сила-в смирении,терпении,принятии жизни.Кат.не отвергла Бога,а вручает ему свою душу,бессильна и уповает на него.Писарев:Кат.-психопатка и ее религиозность-невежество.Прелюбодеяние м.отмолить,суицид-нет.Пис.счит,что Кат.-не героич.натура,иначе м.гов-ть о романтизации смерти,суицида.Спорил с Добр-ым,не обращал вним-ия на Кат.,т.к.она необразованная,темн.женщ.Это наз-ет причиной ее беды.Признает талант О.,кот.создал карикатуру рус.дуры.Григорьев: видит нац.хар-р Кат.Здесь нац.,народное и «почвеническое» начало.Не обращает вним-я,что жизнь Кат.кончается самоубийством и не рассматривает мотивы и вину,т.к.она не только жертва,но и героическая натура.Он рассматривает с т.з.поэтич.,эстетич.аспекта.
Островский. «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес» и др. “Бесприданница”, драма из жизни большого приволжского города Бряхимова... Живет в нем дворянка-вдова средних лет, из цыган, Харита Игнатьевна Огудалова. У нее осталась младшая бесприданница — Лариса Дмитриевна. Ее печальная участь в темном царстве наживы — центр этой драмы. Действующие лица: Огудалова, Лариса, Мокий Парменыч Кнуров, Василий Данилыч Вожеватов, Юлий Капитоныч Карандышев (небогатый чиновник, жених Ларисы), его тетушка Ефросинья Потаповна, блестящий барин и судохозяин Паратов Сергей Сергеич, цыган Илья, Робинзон, Гаврило, Иван. В пьесе 4 дей-я: на городском бульваре по-над Волгой, с площадкой перед кофейной; в комнате дома вдовы Огудаловой; в кабинете Карандышева и светлою летнею ночью на том же приволжском бульваре... Характер Ларисы: это белая чайка над Волгой, сраженная своим поэтичным и искренним чувством к недостойному человеку, холодным цинизмом людских отношений, где любовь и семья — только сделка, жестокий расчет. Но гордая Лариса не стала товаром. Своей смертью Лариса выказала презрение к тому оскверненному миру, что создали люди. Жизнь идет, не кончаясь, и нет в ней как будто начала. Но ведь именно в прошлом заложена часто трагедия, и надобен лишь толчок, чтоб сверкнула она, как молния, над судьбой чел-ка. Так и с Ларисой. Ее драма начнется через год после бегства Сергея Паратова, когда уже отстрадалась как будто она и выйти замуж за первого встречного — за чиновника, мещанина Карандышева. Тут-то явится вдруг Паратов, и драма начнется. В сердце Ларисы вспыхивает любовь, драма начнется и она умрет. В 60 г.г. в творчестве О. появляется и герой дворянин. Но такой, который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои «Леса» - двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица, проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер. В последних произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех.