Подростковом и юношеском возрасте. 4 страница
в своем развитии у ребенка проходит несколько стадий:
1 )способность мысленно представить действие (прошлое,будущее) 3-4 года;
2)способность их отличить, чтобы точнее воспроизвести пережитую / воображаемую картину = 5 лет;
3)способность установить связь м\у этими действиями, т.е. уметь датировать события = 6-7 лет.
Индивидуальные особенности восприятия времени.
Изучая это явление Б.И.Цуканов (Одесса) использовал метод воспроизведения промежутков времени. Выделил «спешащих», «точных», «медлительных» субъектов. Для каждой характеристики Личностного ощущения ввел понятие собственной (индивидуальной) единицы времени. Обозначил - К (рау) = отношение воспроизведенного времени к эталонному времени. Оказалось что большинство людей относятся к спешащему типу. Определил границы К от 0,7 до 1,1.
Симметрия наблюдается относительно точки 0,9. При сопоставлении Я с темпераментом, оказалось, что холерик самый спешащий, флегматик - самый медлительный, сангвиник К= 0,8 - 0,9, меланхолик = 0,9 - 1.
0,9 соответствует равновесному типу. Есть связь м/у К и предрасположенностью к заболеваниям. Больные перенесшие инфаркт К = 0,8 и 1,0.
К представляет «шаг» биологических часов чел. От нее зависит так называемый «большой биологический цикл» жизни. Для сангвиника цикл = 7,1 года, для меланхолика = 8,3. Появление инфаркта вероятно к 5 - 8 циклу. Если К = сопз(, то он в жизни постоянен, одаренный человек, точен, имеет успех в любой сфере Д.
19 Проблема личности, ее структуры и функции в советской психологии.Становление проблематики Л в истории отечественной психологии. Методологический анализ проблемы Л в работах С.Л.Рубинштейна. Психология родилась в конце 19в. как дитя философии и эксперим физиологии.Истоки жё~те6рйи Л восходят к медицине и обстоятельствам медицинской практики. Историческая связь между теорией Л и практикой прослеживается на протяжении всего развития психологии и составляет важное отличие этого типа теорий от рада других. В развитии психологии теория Л выступала как инакомыслие, теория Л никогда не шла в русле академической психологии, что связано с несколькими важными моментами. Теоретики Л пытались освободиться от конвенционального мышления и предубеждений относительно человеческого поведения и во вторых теории Л функционального своей направленности. Фактически первыми гигантами в этой области (Фрейд,Юнг, Мак-Даугалл) были не только медиками, но и психотерапевтами. Теоретики Л признавали решающую роль мотивацыонных процессов. Они были убеждены в том, что адекватное понимание человеческого поведения возможно только при изучении чел в его целостности. Настаивали на том, что 5-та необходимо рассматривать с позиций целостного функционирования в естественной среде. Они настаивали на контекстуальном изучении поведения, когда каждое поведенческое событие изучается и интерпретируется в соотношении с остальными. В 20-ЗОе годы в психологии ведущую роль играло изучение реальной Личности (дефектология, беспризорность). В основном личность ребенка. Личность рассматривали как психосоциальное явление. В советской психологии и в психологии Л преобладал методологический уровень за счет различных подходов к Л. хотя на протяжении длительного времени изучение реальной Л сов чел подменялось обсуждением идеала сов чел. Эти теории Л разрабатывались в рамках псих науки. ЗО^ годы явл-ся периодом кризиса в психологии и в это время Л разрабатывалась в 2-х направлениях:
1) как теоретические проблемы общественной психологии на основе методологии марксизма, но соотносительно с контекстом мировой психологии (С.Л.Рубинштейн);
2) как проблема психологического развития реб и его личности (Выготский,
Запорожец, Божович).
Басов конкретизировал понятие среды, оказал неповторимое влияние на Рубинштейна, сформулировал основные положения теории... В его концепции впервые появилось понимание Личности как 8-та.
В ранних работах Выготского содержится обращение к Фрейду и разумная критика за абсолютизацию сексуального начала в развитии. Культурно-историческая теория Выготского была конкретизирована Ленотьевым А.Н.
Главными принципами стали личностные принципы единства сознания и деятельности и категория 8-та, превратившаяся в 8-но деятельностный подход. В кон. 30-х годов изучение Л постепенно угасает и в первом учебнике «Психология» 38г. под редакцией Корнилова, Теплова и Шварца была глава не о личности, а о ее индивидуальностях. Только три психолога сохранили данную проблематику в 30-40-х годах - Вл.Н.Мясищев, - работал в Петербурге у Бехтерева, который изучал влияние коллектива на личность; С.Л.Рубинштейн - включил главу посвященную Л в свою книгу «Основы общей психологии»; и Дм. Н.Узнадзе - основатель грузинской школы психологии, рассматривал потребностно-мотивационное понимание личности. Системный подход позволил осмыслить логику развития представлений о личности в отеч псих и в конце 60-х годов произошла выработка единой концепции. С.Л.Рубинштейнвыдвинул принцип единства сознания и деятельности^ при этом сознание включается в контекст жизненных связей чел с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой чел, изменяя мир, изменяется сам. Он предложил новый продуктивный метод психологического познания -единство воздействия и изучения. Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, а в процессе преобразования изучаемых объектов посредством практических действий. Он одним из первых в сов псих начал говорить о проблеме Л, о способностях чел. о его характере, но не характеризовал Л как единое целоеУПугь к. исследованию целостной Л Рубинштейн нашел в изучении Д. в частности в исследовании творческой деятельности. Он считал, что формирование Л и равитие самознания чел. это процесс онтологический, а не одномоментный, т.к. чел рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая различные свои качества, мотивы, стремления. Постигая себя, чел творит свою жизнь. А сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя, чел лучше реализуется , в своем бытии, которое полнее отражает его сущность. Всякий чел имеет свою историю и развитие Л опосредовано результатом ее Д: чем Я был?; что сделал?; кем стал? Чел, сделавший что-то значительное,уже не тот. Он растет и формируется , если реализуется в продуктах своего труда. Линия ведущая от того, чем чел был на одном этапе своей истории, к тому чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности чел, в его делах, практических и теоретических, психическое и духовное развитие не только проявляется, но и формируется.
Личность как объект системного психолоч-кого изучения (Б.Г.Ананьев). Специфика подхода Бор. Гер.Ананьева заключалась в том, что он включал Л в широкий антропологический контекст и в контекст человекознания. Его заслугой явл-ся включение личности в интегральную систему человекознания. Он рассматривает такие проблемы Л как антропологический аспект, исторический, возрастной, биографический. Он проанализировал и изучил все взгляды психологов на структуру личности. В его концепции Л имеет временное измерение. Он ставит проблему времени в психологию Л. В отличии от др. психологов Ананьев рассматривает социальную детерминацию личности не абстрактно, а с учетом социологических позиций. Личность определяется как обучающий индивид, он конкретизирует это определение ч/з социальные ситуации ее развития, статус, образ жизни, соц псих условия и др. Личность выступает как объект общественного развития. Он считает, что для псих науки Л явл-ся объектом, т.е. предметом познания. У Ананьева отсутствует понимание 8-та как 3-та жизненного пути, которое было предложено Рубинштейном в то же время (50-е г.). Ананьев предложил историческое, биографическое понимание жизни - этот старт кульминационный момент. Он показал зависимость кульминации от момента старта, а старта от воспитания личности. Ограниченность подхода Ананьева в том, что он до конца не разработал структуру Л. В его концепции есть внутренние противоречия между притязаниями и объективными возможностями, между природными данными и приобретенными. В целом его концепция Л оказалась многогранной, позволила соединить множество концепций. Личность у него предстала и как включенная в социум и как оказывающаяся в отношениях жизненного пути, как современница своей эпохи.
Деятельностный подход к изучению личности (А.Н.Леонтьев).
Личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Человек как эмпирическая целостность проявляет свои св-ва во всех формах взаимодействия, в к\р он вовлечен. Предмет анализа - это проблема внутренней структуры личности образующей ее уровни, их иерархическое отношение. Психолога., интересует индивид как личность. Роль, которую чел играет - не личность, а изображение, за которым она скрывается. У Л общественно историческая сущноть, личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид (наделеный природными св-ами и способностями), а личностью он становится лишь в качестве 5-та общественных отношений. Надо четко отличать «индивида» от «личности». Личность употребляется только по отношению к человеку. Личностью не рождаются - ею становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития чел (Рубинштейн). Личность - продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения 8-та. Независимо от накапливаемого опыта, от событий, которые изменяют его жизненное положение, от физических изменений, он как личность в глазах других и в своих собственных остается тем же самым. Существует некое особое начало, образующее ядро Л, которое обрастает многочисленными .жизненными приобретениями, способными изменяться, существенно не затрагивая самого ядра. Реальный базис Л - совокупность его общественных отношений к миру, но отношения, к\р реализуются, а реализуются они его деятельностью, (факт, что чел работает техником ничего не говорит о его Л, особенности ее обнаруживаются не в этом, а в отношениях, в которые он вступает как в процессе труда, так и вне его). «Горькая конфета» - дальнейшее развитие, более глубокое личностное явление -угрызения совести. В процессе формирования Л появляются иерархические мотивы, которые обнаруживают «узлы» личности. Идет строение деятельностей, его связей с миром. Воспитание Л не может сводиться к обучению, к сообщению. Существуют кризисы развития -3,7, подростковый и мало изученный зрелый возраст, происходит сдвиг мотивов на цель и рождение новых мотивов. Личность рождается дважды: 1-«горькая конфета» и 2 - возникает «сознательная Л» происходит перестройка сознания, возникает необходимость понять в чем суть перестройки отношений к другим людям. Процесс развития Л глубоко индивидуален и неповторим, зависит от конкретно-исторических условий, от принадлежности к социальной среде. Драматическая история страны наложила отпечаток на Л (Солженицын, Платонов, Сахаров). Первое основание Л - есть богатство связей с миром. Узлы и «иерархии» образуют «центр личности» - Я. Центр лежит не в индивиде, не на поверхности его кожи, а в его бытии.
Феноменографическая традиция описания Личности в сов психологии
А.Г.Ковалев. К.К.Платонов.
Феноменографический - т.е. описательный. Ковалев относился к числу признанных классиков в разработке проблемы личности. Важной основой его концепции явилось соотношение личности как предмета общей психологии с ее определением как предмета социальной психологии.
„л»* Структура личности: темперамент; направленность (понимаемая как совокупность потребностей, интересов, идеалов); способности (система интеллектуальных, волевых,
•С- эмоциональных св-ств). Он один из первых выступил против сведения психологии личности к индивидуальным особенностям чел. Задатки чел Ковалев определял как ^снову способностей. Тогда как реально они трактовались лишь как физиологические особенности. Задатки по его мнению представляют собой психофизиологические св-ва. Ограниченность его концепции проявилась в низком уровне ее проблемности. Он скорее описывал личность, чем исследовал ее сущность.
По Платонову Конст. Конст. Структура Л состоит из социально-общественной подструктуры (направленность, отношения, .моральные качества);-опыт (знания, навык, умения, привычки); -индивидуальные особенности форм отражения; -биологическая общая подструктура (темперамент, патологические особенности).
Особенность подхода Платонова в том, что способности и характер рассматривались им не как структурные образования, а как общие качества личности. Платонов определил Л как ... сознания. Разработал методические приемы: метод независимых характеристик и карту личности.. Заслуга ~- поставил проблему - личность и труд, которая ранее стояла как проблема Л и деятельности.
Система отношений Л и ее структура (Владимир Ник. Мясищев). У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение психологии отношений заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.
Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которые могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., - направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.
Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер - это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность - это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней, Положения Психологии отношений легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
- Характер - это устойчивая в каждой Л система отношений к разным сторонам действительности; это система устойчивых отношений Л к миру, др. людям, самому себе; Структурной интеграцией отношений является именно характер личности, -рассматривал отношения как движущую силу Л; -ставил проблему психологии отношений; - система отношений определяется всей историей развития чел, она выражает его личный опыт. Важнейшими видами отношений считал потребности и мотивы; - Ядро личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе; Личность характеризуется прежде всего, как система отношений чел с окружающей действительностью; Система ценностных ориентации образует направленость Личности, регулирует деятельность; -Рассматривал понятие личности в аспектах нормы и патологии.
Проблема личности в грузинской школе психологии установки.
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ Основные положения теории установки (1961) и Экспериментальные основы психологии установки (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как границы между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности , и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.