ВВЕДЕНИЕ. Министерство Российской Федерации
Министерство Российской Федерации
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий___________________________________________________________
Академия гражданской защиты
Кафедра педагогики и психологии
Е.А. Выдрина
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ»
По направлению:050100 – «Педагогическое образование»
профиль подготовки - «Безопасность жизнедеятельности»
Квалификация (степень) –«Бакалавр»
Форма обучения -очная.
ХИМКИ – 2015
ББК
УДК
Автор: Е.А. Выдрина – кандидат психологических наук.
Рецензент: А. Д. Лазукин– доктор педагогических наук, профессор.
Методические указания обучающимся по изучению дисциплины «Психология». - Химки: АГЗ МЧС России. - 116 с.
Методические указания обучающимся одобрены на заседании кафедры педагогики и психологии (протокол заседания кафедры от 12.02.2015 г. № 7).
Данные методические указания по изучению дисциплины «Психология» предназначены для студентов Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по специальности «Педагогическое образование».
Компьютерный набор Выдрина Е.А.
© Академии гражданской защиты МЧС России, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..……………………….………………………………...........5
1. РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»…………………………………….11
1.1. Расчет учебного времени…………………………………………………..11
1.2. Содержание тем ………………………………………………………........12
1.3. Содержание семинарских и практических занятий……………………....17
1.4. Перечень вопросов для подготовки к экзамену…………………………..26
1.5. Перечень основной и дополнительной литературы……………………....28
2. РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»………………………………..30
2.1. Расчет учебного времени………………………………………………......30
2.2. Содержание тем …………………………………………………………....31
2.3. Содержание семинарских и практических занятий………………………34
2.4. Перечень вопросов для подготовки к зачету с оценкой………………..... 44
2.5. Перечень основной и дополнительной литературы……………………....46
3. РАЗДЕЛ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»……………...……………..47
3.1. Расчет учебного времени…………………………………………………..47
3.2. Содержание тем …………………………………………….……………...48
3.3. Содержание семинарских и практических занятий………………………52
3.4. Перечень вопросов для подготовки к экзамену…………………………..60
3.5. Перечень основной и дополнительной литературы……………………....61
4. РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»………………………………....62
4.1. Расчет учебного времени…………………………………………………. 62
4.2. Содержание тем …………………………………………………………....63
4.3. Содержание семинарских и практических занятий………………………69
4.4. Перечень вопросов для подготовки к зачету с оценкой………………. ....78
4.5. Перечень основной и дополнительной литературы……………………....80
5. РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»…….………...…........81
5.1. Расчет учебного времени………………………………………………..…81
5.2. Содержание тем……………………………………………………………82
5.3. Содержание семинарских и практических занятий………………………86
5.4. Перечень вопросов для подготовки к экзамену…………………………..93
5.5. Перечень основной и дополнительной литературы……………………....97
5.6. Тематика курсовых работ………………………………………………...101
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРАМ...…………………………………………….…….........104
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...……………………………….……108
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К
ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ И ЭКЗАМЕНУ………………………………...111
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………...………………………112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………...………………...116
ВВЕДЕНИЕ
Общей задачей дисциплины является изучение теоретико-методологических и научно-практических основ психологии как науки: истории ее возникновения и основных этапов становления и развития, структуры современной психологии; ознакомление с методами психологических исследований; изучение представления о природе, структуре механизмах функционирования психики; о закономерностях формирования высших психических функций и сознания человека; изучение современных концептуальных положений о психологии личности; системы знаний о социальной психологии, о закономерностях поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы; изучение закономерностей психического развития человека на основных этапах возрастного развития; ознакомление с психологическими закономерностями педагогического процесса и изучение взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики.
Главная задача изучения дисциплины состоит в вооружении обучаемых знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления успешной педагогической деятельности, создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды, а также умениям анализировать собственную педагогическую деятельность.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны
знать:
теоретико-методологические основы психологии;
объект, предмет, и задачи функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления;
закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
способы психолого-педагогического изучения обучающихся;
способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
способы профессионального самопознания и саморазвития
уметь:
самостоятельно овладевать психологическими знаниями;
проводить психолого-педагогическую диагностику;
использовать результаты психолого-педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
учитывать в педагогическом процессе психологические особенности учащихся;
проектировать образовательный процесс с учетом психологических закономерностей и особенностей возрастного развития личности;
создавать психологически безопасную образовательную среду;
бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
накапливать профессиональный педагогический опыт и опыт анализа собственной деятельности