Представитель | Идеи |
В. Н. Татищев | развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просве- щения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности |
И. Михайлов | систематизировал психологические знания, опираясь на эмпиризм Лок- ка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики — ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений, и при этом отметая вопрос о бессмертии души как не поддающийся практическому изучению, а следовательно, и не име- ющий решающего значения для понимания природы человека |
М. В. Ломоносов | заложил в России основы материалистического подхода к пониманию природы человека. |
Выдвинул трехкомпонентную теорию цветовою зрения, содержащую материалистические объяснения понятий ощущений, восприятия, пред- ставлений и структуры мозга. Так, ощущения объяснял как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды, при этом и первичные, и вторичные качества считались объективно суще- ствующими, а различение и интерпретация внешних раздражителей зависели от работы мозга. |
Развивает в материалистическом ключе свои представления и идеи от- носительно основных познавательных способностей человека, в том числе воображения, представления и речь, а также изучение природы так называемых страстей и роль ума в борьбе с ними. |
А. Н. Радищев | отрицание дуализма Декарта и объяснение существования человека как целостного организма, имеющего в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики. |
душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизнен- ных сил и. выполняя функции жизненно важных органов — мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование не- возможно без этих органов. |
развитие человеческой психики рассматривается с точки зрения его отличия от животных, а именно неприспособления к природе, а ее пре- образования — с помощью речи и прямой походки, а также воспита- ния и влияния общества, которое объясняется желанием ребенка под- ражать взрослому. |
индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи. |
развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влия- нием природы. При этом каждый человек не ограничен в своем совер- шенствовании. |
своеобразие ощущений человека, которое отличает его от животного, обусловлено воспитанием и образованием, в частности занятиями ис- кусством. |
вопрос воли рассматривается с точки зрения активной природы мыш- ления, выражением которого является внимание, и именно оно и помо- гает человеку справляться со своими страстями, умственными и телес- ными. |
душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленности» неразрушима. Разумность как часть души, которая спо- собна к контролю и сдерживанию страсти, является вечной. |
Психологические школы и направления конца XIX – начала XX вв. [13]
№ | Направ- ление в психоло- гии | Персоналии | Предмет и зада- чи психологии | Содержание психики | Метод исследо- вания |
| | | | | |
| Экспериментальная психология | Вундт Вильгельм Маркс (1832-1920) Эббингауз Герман (1850-1909) | Элементы пси- хики, их связи и законы, психо- логия народа | Элементарные и сложные (высшие) по- знавательные процессы, сложные и простые дви- гательные реакции | Эксперимент, интроспекция, анализ продук- тов творчества |
| Струк- тура- лизм | Титченер Эдвард Брадфорд (1867-1927) | Изучение струк- туры сознания | Элементы пси- хики | Усовершенство- ванная интрос- пекция |
| Функционализм | Брентано Франц (1838-1917) Штумпф Карл (1848-1936) Энджелл Джеймс Роланд(1869-1949) Джеймс Уильям (1842-1910) Гальтон Фрэнсис (1822-1911) Дьюи Джон (1859-1952) Вудвортс Роберт (1869-1962) Спенсер Герберт (1820-1903) Бинэ Альфред (1857-1911) | Исследование психических ак- тов, направлен- ных на какой- либо предмет или действие и вы- полняющих оп- ределенную функцию | Интенцио- нальные акты; поток мыслей и переживаний, в котором выде- ляются относя- щиеся к внеш- нему миру и себе; поток ак- тивности, объе- диняющей субъект и объ- ект | Наблюдение (как самонаблюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов дея- тельности |
| Вюрцбургская школа | Кюльпе Освальд (1862-1915) Ах Нарцисс Каспар (1871-1946) Зельц Отто (1881-1944) | Изучение дина- мики протекания познавательных процессов и фак- торов, на нее влияющих | Элементы пси- хики, умствен- ные образы и их значения, уста- новки | Метод система- тической экспе- риментальной интроспекции (словесного отче- та) |
| Французская школа | Жане Пьер Мари Фели(1859-1947) Рибо Теодюль Арман (1839 - 1916) Дюркгейм Эмиль (1858-1917) Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) Тард Габриель (1843-1904) | Изучение фактов и закономерно- стей психической жизни. Главным объектом являют- ся люди с погра- ничными психи- ческими состоя- ниями | Сознательный и бессознатель- ный уровни психики, со- держанием ко- торых являются знания о мире и о себе, а также поступки чело- века | Клинический и кросс- культурный ме- тоды |
| Описательная психо- логия | Дильтей Вильгельм (1833-1911) Шпрангер Эдуард (1882-1963) | Описание и ана- лиз психических явлений как от- дельных процес- сов жизненного целого, вопло- щенных в духов- ных, культурных ценностях | Целостные и целенаправлен- ные душевные процессы | Постижение, ос- нованное на ана- лизе непосредст- венных пережи- ваний «Я» |
Школы | Представитель | Суть концепции |
СТРУК ТУРА- ЛИЗМ | Э.Титченер (1867–1927) | Отождествлял психику и сознание; сознание – это человеческий опыт в его зависимости от переживаний субъекта; сам этот опыт состоит из элементов – ощущений, образов и чувствований, обнаруженных благо- даря интроспекции (усовершенствованной). |
ВЮРЦ- БУРГСКАЯ | О.Кюльпе (1862–1915) | Изучение мышления методом «систематической экспериментальной интроспекции», в состав сознания включил умственные образы. |
Н.АХ | Начал изучение волевого акта, ввел понятие «детерминирующей тенденции». |
К.Бюллер | Изучал факторы, определяющие процесс мышления. К ведущему относил установку. |
О.Зельц | Изучал мыслительный процесс, ввел понятие антиципаторной схемы (возможности предвидеть решение за- дачам в начале мыслительной деятельности). |
ФУНКЦИОНАЛИЗМ | Ф.Брентано (1838–1917) | Выдвинул понятие «интенции» (направленности на объект внешнего мира) для обозначения активности сознания. Реальные психические процессы следует изучать путем внутреннего наблюдения. |
К.Штрумпф (1848–1936) | Изучал интеллектуальные и эмпативные функции; рассматривал музыку как феномен культуры. |
Т.Липпс (1851–1914) | Предложил понятие эмпатия (особое эмоциональное состояние, которое субъект проецирует на восприни- маемый предмет). |
У.Джемс (1842–1910) | Выдвинул идею о потоке сознания (непрерывности его работы), сознание динамично (изменчиво), селек- тивно (избирательно); личность представляет собой интегральное целое физической, социальной и духов- ной составляющих; изучал самооценку (самодовольство или недовольство собой), ее влияние на поступки человека; вывел формулу самоуважения (успех, притязания); разработал теорию эмоций. |
Д.Дьюи (1859–1952) | Распространил теорию эволюции на психологию: мышление есть форма взаимного приспособления орга- низма и среды; верил в способности человека приспособления к самым сложным ситуациям, но в то же вре- мя подчеркивал силу общества. |
Д.Энджелл (1869–1949) | Считал, что психические операции выполняют роль посредника между организмом и средой; назначение сознания – понимание изменений, которые происходят в среде. |
Р.Вудвортс (1869–1962) | Разработал концепцию «динамическая психология» (формула: стимул – организм – реакция); мотивация выполняет важную роль в поведении человека; деятельность осуществляется в два этапа: подготовительный (установка) и завершающей реакции. |