Тема 16. Направленность личности
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
тест | Тестирование | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:закрепить представления о структуре личности, освоить понятия потребности и мотивы, овладеть классификацией мотивов, соотношения целей и мотивов личности.
Ключевые понятия:мотивы, направленность, иерархия мотивов.
План:
1. Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей и мотивов.
2. Основные характеристики направленности личности.
3. Формы направленности.
4. Виды направленности.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 511-535.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 353-359.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие по спецкурсу. - Пермь: ПГПИ, 1988. – С.10-19, 19-40.
2. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. – С. 29-70, 174, 193.
3. Маслоу А. Дальние резервы человеческой психики. - М.: Наука, 1999. – С.117-161, 211-313.
4. Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. - С. 119-130.
4Темы докладов и рефератов,(с указанием библиографического списка):
Мотивационно-потребностная сфера личности.
1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990. - С. 11-40, 41-82, 217-245.
2. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – С. 46-62, 65-70, 143-182.
Установки и направленность личности.
1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. – 511 с.
2. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. – С. 8-146, 373-415.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Задания для самостоятельной работы.
1. С точки зрения отечественных психологов, основным источником активности человека и животных являются
А) цели;
Б) потребности;
В) социальное окружение.
2. Мотив – это
А) переживание;
Б) источник активности;
В) побуждение к активности.
3. Источником активности личности в теории З.Фрейда является
А) потребности;
Б) инстинкты;
В) социальные условия.
4. В соответствии с концепцией А. Маслоу потребность в самоактуализации является
А) следствием духовного развития человека;
Б) результатом социализации;
В) врожденной.
´Вопросы для самопроверки
1. Объясните суть понятия «потребность» и «мотив».
2. Каковы основные характеристики мотивационной сферы человека?
3. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность?
4. Какова сущность мотивационной теории А. Маслоу?
Тема 17. Характер
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
тест | Тестирование | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:закрепить представления о структуре личности, освоить понятие характера как социально-типичных и индивидуально своеобразных свойств личности, структуру характера.
Ключевые понятия:характер, типология характеров, акцентуация.
План:
1. Понятие о характере, его специфические особенности.
2. Механизмы характера, взаимосвязь темперамента и характера.
3. Структура характера, типологии характера.
4. Формирование характера.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 12-26, 38-68.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 400-432.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 457-465.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С. 101-116, 136-159.
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. – С. 50-125.
3. Страхов И.В. Психология характера. - Саратов: СГПИ, 1970. – С. 10- 80.
4. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М: Педагогика Пресс, 1995. – С. 238-349.
4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):
Манипулятивные характеры.
1. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. – М.: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2008. – С. 17-47.
2. Основы конструктивного общения: хрестоматия / сост. Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - С.129-145.