Этичное использование типа
Участникам наших семинаров мы часто напоминаем, что тип — это мощный инструмент, что-то наподобие молотка. Микеланджело при помощи молотка создавал такие поразительные шедевры, как «Оплакивание Христа». А вот маньяк молотком может проломить кому-нибудь череп.
Разница — в мастерстве и движущих мотивах тех, в чьих руках находится инструмент. Обращаем ваше внимание вот на что: люди относятся к результатам исследований типа очень серьезно, иногда настолько серьезно, что мы, консультанты и советники, это недооцениваем. Следовательно, на нас лежит важнейшая обязанность: использовать теорию типа очень умело и только с добрыми намерениями. Этические нормы в использовании теории типа были и остаются предметом дискуссий. Так происходит, в частности, потому, что эту теорию применяют с очень разными целями люди с самыми разными специальностями и уровнем подготовки.
Конечно, теория типа доступна самой широкой публике благодаря десяткам посвященных данному предмету книг. А вот доступ к тестам MBTI и вспомогательным материалам открыт только для тех, чей уровень подготовки соответствует требованиям разработчиков MBTI. Если вы заинтересованы в квалификации, необходимой, чтобы приобрести, использовать тесты и интерпретировать их данные, советуем вам связаться с издательством «Консалтинг сайколоджистс пресс» и подробно узнать о требованиях к квалификации, которые могут включать прохождение тестов MBTI в одном из многочисленных учебных центров.
Стараясь способствовать этичному использованию концепции типа, Ассоциация психологического типа (APT) разработала свод «Этических принципов», опубликованных в справочнике для членов Ассоциации в 1994—1995 гг. Так как не все читатели нашей книги являются членами Ассоциации и могут не найти текст этих предписаний, ниже мы цитируем и пересказываем их с разрешения APT. Мы призываем всех профессиональных консультантов познакомиться с ними и руководствоваться ими при работе с клиентами.
Ассоциация психологического типа. «Этические принципы»
[Цитируется и пересказывается с разрешения издателя справочника Ассоциации психологического типа за 1994-1995 гг.]
1. Все, кто проходит MBTI, должны быть проинформированы о целях и предполагаемом использовании результатов заблаговременно. Как и любая другая психологическая процедура, MBTI должен использоваться на условиях добровольности.
2. Индивидуальные результаты тестирования типа не должны разглашаться без разрешения респондента.
(Иными словами, информация о типе личности является конфиденциальной. Однако данные о результатах группы, которые не включают информации об отдельных ее участниках, разглашаться могут. Например, если вы проводите MBTI в группе студентов, то можете представить карту распределения типов, но при условии, что имена участников названы не будут.)
3. Информация о типе может использоваться для повышения шансов индивида или группы на успех, но не для того, чтобы ограничивать возможности индивида или группу в чем-либо.
(MBTI призван улучшить профессиональные достижения. Неэтично применять MBTI для проверки кандидатов при приеме на работу. Также неэтично ограничивать круг обязанностей сотрудника исключительно на основании его принадлежности к тому или иному типу. Тип полезен для построения команды и для понимания поведенческих преференций работников.)
4. Точные сведения о теории типа и интерпретация индивидуальных результатов должны обсуждаться с глазу на глаз.
(Когда человек желает пройти MBTI и получить результаты по обычной или электронной почте, возникает дилемма. Главная причина того, что предпочтение оказывается беседам с глазу на глаз, состоит в том, что шансы помочь человеку определить его тип и убедиться, что он имел достаточно времени для правильной интерпретации результатов MBTI, повышаются при личном общении. Впрочем, хотя общение наедине все же предпочтительнее, электронная почта может быть также приемлемой формой, если у клиента имеются неограниченные возможности задавать вопросы и глубоко обсуждать интересующие его аспекты интерпретации результатов.)
5. Респондент всегда должен иметь возможность «проверить» применимость результатов к нему лично.
(Это предписание является, пожалуй, самым важным, а оно, к сожалению, не всегда исполняется. Мы полагаем, что всякий, кто использует MBTI или информацию о типе, обязан быть достаточно компетентным и иметь достаточно времени, чтобы помочь всем участникам тестирования проверить свой тип, в частности, представить клиентам подробные письменные характеристики типа (типов) для уточнения.)
6. Характеристики типов должны даваться в благожелательной манере и быть достаточно нейтральны по форме; например, с использованием слов «преференция», «тенденция», «склонность».
7. Все респонденты должны быть проинформированы о том, что их типы отражают индивидуальные характеристики, а не способности, уровень интеллекта или степень вероятности достижения успеха. Никто не должен советовать респонденту выбирать или не выбирать ту или иную работу только на основании его типа.
(Вообще-то преференции типов нередко связаны с определенными способностями. Например, экстраверты-этики — ESFJ и ENFJ — часто преуспевают в «видении людей». Но это лишь тенденция, а не абсолютная истина, поэтому опасно приписывать определенным типам те или иные достоинства. Опасность здесь в том, что человек может почувствовать себя неуютно, если данным мастерством не обладает, или решить, что этим достоинством не обладает кто-то, кто принадлежит к другому типу. Что касается советов по выбору той или иной работы, то ключевые слова здесь — «... только на основании его типа». Тип — важный фактор в прогнозе большего или меньшего успеха, но, безусловно, не единственный, который следует принимать во внимание.)
8. Сам респондент — лучший судья в вопросе о том, «подходит» ему данный тип или нет.
(Здесь есть почва для разногласий, поскольку результаты клиента могут указывать на один тип, а консультант, в свою очередь, может быть твердо убежден, что перед ним человек совершенно другого типа. Мы советуем вам ненавязчиво донести до клиента основания для вашего предположения, но в конечном счете клиент сам решает, в какой тип он лучше «вписывается», и вам следует с уважением относиться к его выводам.)
9. Консультант не должен заявлять, что тип объясняет все. Это лишь один важный компонент очень сложной человеческой личности.
(Синдром под названием «Тип объясняет все» характерен для многих людей, уверовавших в тип. Модель типа применима в таком множестве ситуаций, что ею действительно очень легко чересчур увлечься. Поэтому мы предупреждаем консультантов о существовании подобной ловушки, дабы они не угодили в нее.)
10. Интерпретатор должен не забывать о субъективности, которая в частности формируется его собственным типом. Сообщать о ней клиентам нежелательно.
(У каждого человека действительно есть особый угол зрения, свойственный его типу. Это предупреждение особенно важно для тех, кто недавно изучает тип. Необходимо уделять пристальное внимание тому, чтобы концепции типов и описания преференций делались в благожелательных или, по меньшей мере, нейтральных тонах. Это умение успешно оттачивается, когда мы объясняем людям с разными преференциями особенности их типов, а затем просим их критически оценить нашу объективность.)
11. Нельзя использовать те индикаторы типа личности, надежность и бесспорность которых не проверены.
(При том, что MBTI наиболее часто используется при работе с типами, в последние годы были разработаны и другие инструменты; одни из них работают лучше, другие хуже. Консультантам следует об этом помнить и знать, что прежде чем использовать тот или иной инструмент, как и всякую другую психологическую процедуру, необходимо убедиться в том, что он надежен и приносит истинные результаты.)
12. Знакомя респондента с полученной информацией о типе, консультант обязан использовать все свои знания и опыт.
(Данный тезис, впрочем, справедлив для всех консультантов, а не только для тех, кто занимается типом.)
Наконец, APT подчеркивает, что для тех, кто использует знания о типе, важно знакомиться с исследовательскими данными о типе. Гипотезы и выводы о том или ином индикаторе типа не должны выходить за границы этих данных. Превосходными источниками исследовательских данных являются «Журнал психологического типа» (Journal of Psychological Type) и Библиотека ресурсов типа в Центре применения психологического типа.