Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912.
5. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002.
6. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997.
7. Степанов С. С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
(выполняются 2 реферата по двум вопросам из разных разделов по выбору, общий объем не более 20 стр.)
II часть
Раздел 1: «Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии
2. Американский и европейский функционализм – общее и различия
3. Общая характеристика психологических взглядов В. Джеймса (см. 2; 3.).
4. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе (см. 7. С.352-356).
5. Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма (см. 6. С.7-28).
6. Понятия коллективной жизни, социального сознания и идеалов в социально- психологических воззрениях Э. Дюркгейма (см. 6. С.231-243; С. 286-304).
7. Описательная и объяснительная психология – достоинства и недостатки. Почему Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной?
8. Основания, выделенные Дильтеем для отвержения принципов объяснительной психологии (см. 4. С. 9-37).
9. Структура душевной жизни, понятие «Я» и особенности развития душевной жизни в описательной психологии В. Дильтея (см. 4. С. 101-119; 120-138 или № 8. С. 258- 286).
10. Сущность душевной жизни и формы душевной жизни по Шпрангеру (см. 8. С. 286- 300).
Рекомендуемая литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992.
2. Джемс В. Психология. – М., 1991.
3. Джемс В. Психология в беседах с учителями. – СПб, 2001.
4. Дильтей В. Описательная психология. – М, 1996.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. – М, 1991.
6. Дюркгейм Э. Социология. – М., 1995.
7. Каннабих Ю. История психиатрии. – М., 1994.
8. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. (или: История психологии. XX век. – М., 2002).
Раздел 2: «Развитие отраслей психологии»
Вопросы для самостоятельного изучения
Становление возрастной психологии
1.1. Общая характеристика развития возрастной психологии на рубеже XIX – XX веков.
1.2. Характеристика типов культур, выделенных М. Мид в истории человечества (см. 9. С.322-362).
1.3. М. Мид о роли социокультурных факторов взросления и протекания кризиса у подростков (см. 9. С. 88-171).
1.4. Изучение А. Валлоном роли психомоторных функций в развитии сознания (см. 5. С.125-177).
Исследование умственных способностей ребенка А. Бине (3. С.35-43; С.55-68; С. 113- 141).
1.6. Изучение эмоционального развития в раннем детстве В.В. Зеньковским (см. [6]. С. 123-144.).
1.7. Социальное и нравственное развитие ребенка в трудах В.В. Зеньковского (См.: [6]. С. 145-170; С. 202-222; 295-341).
Становление этнопсихологии
2.1.История возникновения и становления этнопсихологии (см. 13. С. 45-53). 2.2.Психология народов В. Вундта (см. 13. С.53-56).
2.3.Шпет Г.Г. о предмете этнической психологии (см. 13. С. 56-58; № 16. С. 262, 322- 372).
2.4.Концепция Леви-Брюля о качественных различиях между первобытным и современным мышлением (см. 13. С.89-93; № 7.).
2.5.Концепция универсальности структуры мышления К. Леви-Строса (см. 13. С.94- 98; № 8.)