Лекция. Тема: Психология как наука. Методы психологии.
План
1. Исторические этапы развития психологии.
2. Предмет и задания психологии как науки.
3. Отрасли психологических знаний.
4. Методы психологии: а) принципы и этапы психологического исследования;
б) методы психологического исследования.
1. Психология – одна из наук о человеке, его жизни и деятельности. Именно психологические знания помогают нам познать друг друга, повлиять на отдельные поступки и действия, учесть индивидуальные особенности других людей и себя. Психология – это наука и очень древняя, и очень молодая (близко 2500 лет). Термин психология состоит из 2-х греческих слов: psyche – душа, logos – наука. Первое описание психических явлений было сделано древнегреческим философом Аристотелем в его трактате «О душе». Научное изучение психических явлений и закономерностей началось в ср. 19 ст., но до этого момента психологическая наука прошла следующие этапы в своем развитии: 1) психология как наука о душе – более 2-х тыс. лет тому назад именно наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека; Вначале наши предки считали, что после смерти душа не расстается с телом, а остается в нем, только человек переходит в другой мир. Именно по этой причине в могилу клали все необходимое для жизни. Потом появл. новое понимание души, согласно которому после душа отделяется от тела и живет отдельной вечной жизнью, бессмертной (Н-р: сравнение души с жемчужиной находим «В слове о полку Игоревым»). Сон объясняли как временный уход души из тела, благодаря которому душа на короткое время встречается с потусторонним миром. Во время таких встреч душа узнает, что будет с человеком. 2) психология как наука о сознании – в 17 веке ученые способность мыслить, ощущать, желать назвали сознанием. Основным методом исследования являлось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов; 3) психология как наука о поведении – в 20 ст. идет наблюдение за поведением, поступками и реакциями человека; 4) психология как наука о психике – основа современной психологии. 2. Психология – наука о психике. Психология – наука о закономерностях формирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности. Психика – это субъективный образ объективного мира. Психика – св-а мозга (высокоорганизованной живой материи) отображать объективно и независимо от сознания человека существующую действительность, которое обеспечивает целесообразность поведения и деятельности человека. Объектом науки психологии явл. психика. Предмет – явл. с-ма понятий, отражающих закономерности, механизмы и качественные особенности психики как специфической формы отражения действительности. Психика выполняет такие функции: познавательную, регулятивную и инструментальную. Формы проявления психики: 1) психические процессы – это разные формы и виды взаимодействия внутреннего и внешнего психического, вследствие чего в психике отображаются предметы и явления. К психическим процессам относят: познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и эмоциональные (эмоции, чувства и воля). 2) психические состояния – это разные виды отображения человеком взаимодействия внутренних и внешних психических воздействий в определенный промежуток времени. Бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, страх и др. 3) психические св-а – психические образования человека, которые формируются в процессе жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания. Темперамент, характер и способности. Например: на основе любого психического процесса могут проявиться такие св-а человека которые выражаются в форме внимательности, эмоциональности, рассудительности и др. Психология направлена на решение таких заданий: 1) изучение законов психической деятельности; 2) раскрытие структуры и функций психики; 3) изучение роли психических явлений в познании человеком самого себя и окружающего мира в деятельности и общении; 4) изучение роли наследственного и приобретенного, биологического и социального в развитии психики; 5) изучение соотношения психики и мозга и др. 3. Теоретико-методологической основой психологии явл. философия. Психология вышла (образовалась) из философии. В 16 веке появился термин «психология», а в начале 17 века – это наука начинает отделяться от философии. В начале 20 века идет дифференциация психологии на отдельные научные отрасли. В современной психологии выделяют около 40 ее отраслей. Общая психология – изучает общие закономерности психической деятельности человека с нормальным развитием. Возрастная психология – изучает психическое развитие человека в онтогенезе. Педагогическая психология – изучает психические основы воспитания и обучения. История психологии – изучает исторические особенности развития психологических знаний. Социальная психология – исследует социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей и др. 4. А) Наука – это в первую очередь исследование. Принципы психологического исследования: - принцип детерминизма (принцип причиннонаследственности) – не возможно изучить явление, не исследовав причин, которые его вызвали; - принцип развития – психическое явление следует изучать в постоянном развитии; - принцип системности – исследуя проявление психики человека, следует обращать внимание на его взаимосвязь с другими проявлениями; - принцип объективности – знания, получаемые в исследовании должны быть достоверными и научными. Психологическое исследование состоит из 3-х этапов: 1) подготовительный – определение задач исследования, гипотезы и разработка методики; 2) собственно исследовательский этап – сбор данных при помощи разных методов, проверка гипотезы; 3) интерпретационный этап – количественная обработка данных исследования их интерпретация и формирование выводов. Б) Метод – это способ при помощи которого можно получить научные факты, зафиксировать их, проанализировать, но это всегда тот способ, который ведет к раскрытию закономерностей. МЕТОДЫ 1) общие – характерные для большинства наук (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, гипотетический метод, обобщение и др.); 2) конкретные – используются отдельными науками: - основные (наблюдение и эксперимент); - вспомогательные или дополнительные (беседа, анкетирование, интервью, тестирование, анализ продуктов деятельности, социометрический исследования и др.). Основные: Метод наблюдения – это основной метод современной психологии, суть которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное наблюдение этого факта. Виды наблюдения: - метод поперечных срезов (кратковременное); - лонгитюдное (длительное); - отстраненное наблюдение (исследователь пассивный наблюдатель); - включенное наблюдение (исследователь активно взаимодействует с объектом наблюдения); - общее за объектом – наблюдение за всеми членами коллектива; - выборочное за объектом – наблюдение за отдельными членами коллектива; - общее по предмету – в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля); - выборочное по предмету – у объекта изучается одна проблема мышление или память. Самым старым методом психологии является такой вид наблюдения как самонаблюдение (или метод интроспекции). Сейчас используется как вспомогательный. Использование метода наблюдения подразумевает выполнение таких условий: 1) целенаправленность – определить цели и задания исследования; 2) естественные условия – привычные условия для объектов наблюдения; 3) наличие плана; 4) точное определение объекта и предмета наблюдения; 5) обеспечение исследователем однозначных критериев оценки; 6) обеспечение четкости и длительности наблюдения. ++++++ - много данных; - естественные условия деятельности; - возможность использования ТЗН; - может быть длительным, коротким, избирательным и цельным. _ _ _ _ _ - субъективность результатов (зависимость от исследователя); - невозможность контроля ситуации, вмешательства в ход событий; - невозможность повторить наблюдение. Метод эксперимента – основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект может наиболее ярко проявить предмет, который изучают. Виды эксперимента: - лабораторный – проводят в специальных психологических лабораториях при помощи соответствующей аппаратуры; - естественный – был предложен на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в 1910 году А.Ф. Лазурским. Осуществляется в привычных для испытуемого условиях деятельности, проводят по определенной программе, так, чтобы испытуемые не знали, что их исследуют; - констатирующий – направлен на констатацию психологических особенностей человека; - формирующий – ориентирован на формирование желаемых психических проявлений. ++++++ - высокая точность результатов; - возможны повторные исследования в таких же условиях; - осуществляется полный контроль за всеми переменными. _ _ _ _ _ - условия деятельности не соответствуют реальности; - испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования. Вспомогательные: Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, который включает в себя вопросы и ответы. Условия проведения беседы: 1) четкое определение цели беседы; 2) четкое планирование системы вопросов; 3) с-ма вопросов должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям испытуемых, должна быть динамичной, т.е. содержание последовательность вопросов должна зависеть от содержания ответа на предыдущий; 4) беседа должна быть спокойной, доброжелательной и непринужденной. Анкетирование – метод социально-психологического исследования при помощи анкет, содержание вопросов и способов ответов в которых планируют заранее. Анкетный метод является экономным методом сбора данных и применяется в массовых исследованиях. Интервью – метод, который применяют для сохранения первичной информации в психологических, социологических и педагогических исследованиях. Виды интервью: 1) стандартизированное – вопросы и их последовательность определяется заранее; 2) нестандартное в котором человек, который его проводит руководствуется лишь общим планом опроса, формулирует вопросы в соответствии с конкретной ситуацией; 3) полустандартное – имеет определенное количество возможных вопросов. Выбор вида интервью зависит от содержания исследования, уровня изучения проблемы и др. Тест – небольшие по объему и времени выполнения задания, одинаковые для всех испытуемых. На вопрос когда возникли тестовые методы, нет однозначного ответа. Многие ученные считали, что тесты использовали еще в Древнем Китае, Египте при отборе должностных лиц. Другие ученные связывают их использование с именами Дж. Кеттелла и Ф. Гальтона. Дж. Кеттелл «Социальная физика» 1935 год считал, что возможно выявить определенные закономерности жизни и поведения людей, если исходить из идей так называемого среднего человека – определенной точки отсчета, от которой выводят отклонения в ту или иную сторону. Для определения параметров «ср. человека» Кеттелл предложил изучать по одному показателю у большого количества людей. Ф. Гальтон развил теорию Кеттелла и воплотил ее в жизнь, создав лабораторию при Лондонской международной выставке (1884 год). Он обследовал 9337 человек возрастом от 5 до 80 лет и определил у них по 17 показателям некоторые физиологические возможности организма и психические свойства. Дальнейшее развитие методики тестов связанно с именами Альфреда Бине и Т. Симона. Министерство образования Франции поручило им создать серию тестовых методик с целью: 1) изучить умственные способности детей, учеников разных возрастных групп; 2) создать метрические шкалы. В ходе исследования Бине и Симон ввели понятие «умственный возраст» (МА) и «хронологический возраст» (СА). Опираясь на работы Бине и Симона немецкий психолог В. Штерн в 1912 году ввел понятие «коэффициент интеллекта» и предложил соответ. математическую формулу, по которой определяют отставание или нет (опережение) умственного возраста относительно хронологического возраста. В начале Первой мировой войны в США были разработаны тестовые методики для психологической дифференциации призывников, которых отправляли по способностям и задаткам в разные рода войск. Такое мероприятие в США рассматривали как тайное психологическое оружие. На основе тестовых методик было обследовано 17000 солдат и 40000 офицеров. Подобная работа проводится и в наше время в армии США и др. стран. После Первой мировой войны тестовые методики широко использовались для профотбора и профориентации. В Украине тестовые методики фактически были запрещены после постановления ЦК ВКП (б) «О педологических искривлениях в системе народного образования» (1936 год). Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка. Но правда, некоторые тесты использовались при отборе летчиков и машинистов. После Второй мировой войны тестовые методики начинают осторожно и постепенно использовать в Украине вначале при отборе летчиков. Толчком для их использования было повышение требований к психологическим характеристикам летчиков, обусловленное переходом авиации на реактивную технику (см. труды К.К. Платонова, Е.О. Милеряна и др.). В наше время тесты все б. используют, но возможность использования тестов в Украине еще не исчерпана. Анализ продуктов деятельности – анализ рисунков, тетрадей и др. Социометрия (от лат. Societas – общество, metreo - измерения) разработал Дж. Морено – изучает характер взаимоотношений в коллективе через процедуру выбора.