Сознание и самосознание личности
Задание 1. Вспомните и опишите 2 – 3 жизненные ситуации, в которых Вам приходилось сталкиваться с иным мнением, позицией или точкой зрения другого человека, задумываться над ними, сравнивать с собственной позицией и принимать их во внимание при решении собственных задач.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 2. Вспомните и опишите 2 – 3 жизненные ситуации, в которых Вы отчетливо осознавали и оценивали свои поступки, предстоя-щие действия, черты характера и т.п. Особо подчеркните, что именно Вы выделяли в себе и в связи с чем.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 3. Приемы, способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности при правильном применении их позволяют регулировать отношения с другими людьми, способствуют формированию коммуникативных качеств личности. В то же время, интерпретируя полученную информацию, человек стремится строить свое поведение таким образом, чтобы сохранить устойчивое состояние своего «Я». Всякий раз, когда из окружающего мира поступает информация, которая разрушает целостное представление о самом себе, у человека возникает чувство тревоги, изменяется самовосприятие своего «Я». Для противодействия состоянию тревожности, для стабилизации самовосприятия, устойчивости своего образа «Я» существуют различные психологические защитные механизмы (отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, вымещения, компенсации).
С какими защитными механизмами связаны следующие поступки и способы поведения людей?
Поступки и поведение людей | Защитные механизмы |
1. Родион Раскольников, герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», оправ-дывает свое убийство тем, что старуха (жертва) – недостойный человек и что ей не нужны деньги. | |
2. Подчиненный постоянно забывает имя своего начальника. | |
3. Мужчина, которого часто терроризирует началь-ник, деспотично ведет себя в семье. | |
4. Курящий человек не обращает внимания на инфор-мацию о вреде курения для здоровья и не придает ей серьезного значения. | |
5. Студент, неудачно сдавший очередной экзамен, успокаивает себя тем, что обвиняет преподавателя в необъективности. | |
6. Чиновник, лишившийся престижной и высоко-оплачиваемой должности за то, что выступил против экологически грязного проекта, успокаивает себя такими словами «Лучше уж я лишусь должности, чем буду потом проклят людьми». | |
7. Мужчина, от которого ушла к другому любимая женщина, уничтожает все напоминающие о ней вещи и навсегда покидает город. | |
8.Солдат, вернувшийся с войны инвалидом, успокаивает себя следующей мыслью: «Ничего, главное, что я живой». | |
9. Отстающий в физическом развитии подросток носит большую по размеру одежду и демонстративно курит. |
Оценка | |
Роспись преподавателя |
ТЕМА 3