Тема 2.3. Ощущение и восприятие
Понятие об ощущении и его функциях. Пороги и чувствительность. Адаптация и взаимодействие ощущений. Роль ощущений в жизни и профессиональной деятельности человека.
Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Восприятие и действие. Основные закономерности восприятия (предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность). Восприятие человека человеком. Стереотипы восприятия. Имидж и его формирование. Зависимость восприятия от индивидуальных особенностей личности.
Тема 2.4. Память
Понятие о памяти. Виды памяти: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная. Функции памяти. Память и личность. Характеристика мнемических процессов: запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания. Условия, влияющие на продуктивность запоминания. Методы мнемотехники. Приемы укрепления и развития памяти в течение жизни.
Тема 2.5. Мышление
Мышление как психологический феномен, социальная природа мышления. Средства рационального познания: действие, образы, логика. Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое). Мыслительные операции: понятие, суждение, умозаключение. Мышление как процесс разрешения проблем и решения задач. Продуктивное и репродуктивное мышление. Пространственное мышление как специфический вид мыслительной деятельности. Стратегии в решении задач. Творческое мышление. Мышление и речь. Речь как способ оформления мысли, образа. Виды психологических установок (целевые, смысловые и операциональные) и их учет в работе профессионала. Культура мышления. Интеллект. Диагностика интеллекта. Способность к анализу собственных возможностей и саморазвитие. Приемы логического и психологического обоснования принятия решения. Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала.
Тема 2.6. Воображение
Понятие о воображении. Сходство и различия воображения и мышления. Виды воображения, их специфика и взаимосвязь. Роль мечты в практической деятельности. Фантазия и грезы. Приемы создания образов воображения. Воображение и личность. Роль творческого воображения в условиях учебно-профессиональной деятельности.
РАЗДЕЛ 3. Человек как личность и индивидуальность
Тема 3.1. Системный подход к исследованию человека
Комплексное синтетическое человекознание как основная тенденция развития мировой науки о человеке в XX веке. От комплексного подхода к исследованию человека (Б.Г. Ананьев) до системного исследования психики (Б.Ф. Ломов).Системные свойства человека: целостность, структурность, иерархичность, функциональность, саморегуляция и самоорганизация, взаимодействие со средой. Структура психики с точки зрения системного подхода: уровни, правила, способы построения психологических характеристик. Понятие нормы и отклонения от нормы. Основные феномены психики человека: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность в современной отечественной психологии.
Тема 3.2. Личность
Понятия о личности. Социальная сущность личности. Личность как субъект общественных и межличностных отношений. Личность и индивидуальность. Структура личности. Свойства личности. Отличительные признаки свойств личности. Самосознание личности. Образ «Я». Самооценка и ее становление в самосознании личности. Уровень притязаний. Психологическая защита личности. Активность личности и ее направленность. Активность личности и ее жизненная позиция. Сущность зарубежных концепций личности (психоаналитических и экзистенциальных).
Понимание активности личности в современной отечественной психологии. Потребности как источник активности личности. Социальная природа потребностей. Виды потребностей. Мотивация как проявление потребностей личности. Понятие о мотивах. Виды мотивов. Направленность личности как система устойчивых мотивов, обусловливающая поведение и деятельность личности. Проблема гармонического развития личности. Идеи самоактуализации и самореализации личности (А.Маслоу, К. Роджерс). Уникальность жизненного пути личности.
Тема 3.3. Характер
Понятие о характере. Учение о характере в истории психологии. Социальная обусловленность характера. Связь характера с направленностью личности и волей. Роль приобретенных и наследственных физиологических механизмов в возникновении характера. Характер и темперамент. Их взаимосвязь. Структура характера и ее основные свойства. Акцентуация черт характера. Типы акцентуаций. Формирование характера.
Тема 3.4. Способности.
Понятие о способностях. Взаимосвязь способностей со знаниями, умениями и навыками. Виды способностей. Специальные и общие способности, их структура. Уровни способностей и их отличительные признаки. Способы измерения и определения способностей. Качественная характеристика способностей. Индивидуальные стили творческой деятельности. Физиологические основы способностей. Задатки и способности. Современные подходы к проблеме возникновения и развития способностей. Роль способностей в профессиональной деятельности.
РАЗДЕЛ 4.Человек как субъект
Тема 4.1. Деятельность
Понятие о деятельности. Отличия деятельности человека от поведения животных. Единство сознания и деятельности. Общественная природа и совместный характер деятельности людей. Структура деятельности. Факторы, обусловливающие динамику и эффективность деятельности. Освоение деятельности. Навыки, умения, привычки и их роль в поведении человека. Основные виды деятельностии их характеристика.
Общая характеристика современных систем «человек-машина-среда» с точки зрения инженерной психологии. Психологические аспекты профессиональной деятельности будущего специалиста: значение индивидуальных особенностей человека и характеристик деятельности (раскрываются в соответствии со спецификой специальности). Общие подходы к построению профессиограммы. Формирование индивидульного стиля деятельности. Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности и развитию профессиональной карьеры.
Тема 4.2. Общение и речь
Понятие об общении. Роль общения в психологическом развитии человека. Многоплановый характер общения - коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Функции общения. Средства общения - невербальные и вербальные. Речь как процесс вербального общения. Речь и язык. Виды речи и их характеристика. Манипуляции в общении.