Движения танцора отличаются вялостью, низкий уровень энергии в теле – самый верный признак низкой мотивации. Тело никогда не врет
Лекция для конгресса судей и тренеров ФТС ЦФО
Сентября 2004г. в г. Ярославле
Тема «Мотивация танцоров»
Формирование темы сегодняшней лекции было подсказано принципом, предложенным организаторами конгресса: что именно я считаю проблемным в спортивных танцах и чем я хочу поделиться с вами в связи с этим. Мое представление о психологических проблемах тренеров в танцевальном спорте может быть несколько ограниченным ввиду того, что я опираюсь лишь на собственный опыт и собственные знания, поэтому в течение лекции вы можете присылать мне записки с вашими вопросами по этой и другим темам, и в конце лекции я отвечу на них. Для меня важны именно ваши проблемы и ваши вопросы, с тем, чтобы я могла быть вам максимально полезной сегодня, эти 1,5 часа.
Мне кажется, что второе место среди главных психологических трудностей тренеров в спортивных танцах занимает проблема мотивации танцоров на тренировочный процесс. Первое место большинство тренеров отдали взаимоотношениям тренеров и родителей – именно с этой темой я выступала на конгрессе ФТСР этой весной.
Под мотивацией я понимаю желание тренироваться, желание достигать результата, желание делать спортивную карьеру и желание эффективно решать текущие проблемы и задачи, неизбежно возникающие на этом пути. Все то, что определяет, насколько танцоры готовы отдаваться тренировочному процессу и танцевальной карьере всерьез. На мой взгляд, именно мотивация определяет успешность или не успешность танцора. Каждый из вас наверняка сталкивался с ситуацией, когда одаренный танцор, для которого созданы все условия, тренируется спустя рукава или вообще оставляет спортивную карьеру. Вот именно такие случаи создает та или иная мотивация танцора. Я знаю, что для большинства тренеров это один из самых волнующих вопросов, поскольку мы-то с вами как раз всерьез занимаемся спортивными танцами J.
Иногда тренеры принимают низкую мотивацию танцора за отсутствие у танцора условий для эффективных занятий, думая, что мотивация есть, но условия не позволяют. Это такие условия, как большая учебная нагрузка в школе, отсутствие денег, некому привезти на занятия и так далее. В связи с этим я бы хотела в первую очередь озвучить настоящие признаки низкой мотивации танцора, которые помогут вам видеть, что происходит на самом деле с вашими танцорами.
Самое простое правило, позволяющее отследить разницу между мотивированным танцором и немотивированным – это известная поговорка «Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет – тот ищет причины». Другими словами, если вы видите очень много причин, по которым танцор не может выполнять тренировочные требования и заниматься в необходимом режиме – это означает, что у него низкая мотивация. И наоборот: мотивированные танцоры, и их родители, находят возможность танцевать в самых сложных условиях.
Верно так же другое явление: чем больше тренер создает для танцора специальных (подходящих, благоприятных) условий, тем больше это означает, что высокая мотивация есть у самого тренера, и это дает повод танцору бессознательно снижать мотивацию, отказываться от усилий для достижения целей.
Здесь я хочу заметить, что любые психологические модели поведения обладают следующей закономерностью: если в одном месте чего-то очень много, то в другом этого же очень мало. Общая масса остается всегда одинаковой.
Итак, вот те признаки, по которым мы можем говорить о немотивированности танцоров:
Танцор плохо слышит ваши слова, либо слышит с опозданием, часто отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее. Это так же может означать, что его мотивация танцевать связана не с тем, чтобы он любит танцевальный спорт, а, скорее, с тем, что он любит то, что дает танцевальный спорт: престиж, высокую оценку окружающих, особое мнение значимых для него людей.
Движения танцора отличаются вялостью, низкий уровень энергии в теле – самый верный признак низкой мотивации. Тело никогда не врет.