Факторы, влияющие на эффективность принятия управленческого решения
Факторы имеющие отношения к организации в целом:
1. Организационные условия – стадия жизненного цикла.
2. Организационная структура
3. Организационная культура – традиции,ценности
4. Стиль управлении –демократич,авторитарный,либеральный
5. Показатели деятельности организации
6. Цели организации, её собственников и руководителей
Факторы, которые имеют отношения к людям, которые принимают решение:
1. Компетентность – опыт,знания
2. Владение информацией
3. Внутренняя система ценностей конкретного человека
4. Уровень полномочий
5. Способность человека отстоять принятое решение – довести дело до конца.
2. Значение коммуникаций для эффективной деятельности организации.
55. Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
Методы управления— совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
Все методы можно подразделить на 3 группы:
Организационно-административные (Распорядительные)
Базируются на отношении власти. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры организации, прав и обязанностей сотрудников, дисциплину.
Различают следующие способы административного воздействия:
1. Организационное воздействие — основано на действии утвержденных внутренних документов, регламентирующих действия персонала. К ним относятся:
а) Устав
б) Организационная структура
в) Штатное расписание
г) Должностные инструкции
д) Правила внутренного распорядка
2. Распорядительное воздействие — направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов. К ним относятся:
а) приказы
б) Распоряжения
в) Указания
г) Инструкции
д) Нормирование труда
е) Контроль исполнения.
3. Дисциплинарная ответственность и взыскание:
а) Замечание
б) Выговор
в) Увольнение
Административные методы ориентированы на принуждение людей к определенному поведению в интересах организации.
«+» Быстрое достижение желаемых результатов и обеспечение высокой исполнительной дисциплины.
«-» Снижение инициативности работников. Ограничение свободы и творчества.
Экономические
Экономические методы управления занимают центральное место в рыночной экономике. Это обусловлено тем, что управление определяется в первую очередь экономическими отношениями, и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Инструменты:
а) Экономический анализ
б) Технико — экономическое обоснование
в) Планирование
г) Материальное стимулирование (фонды экономического стимулирования, бесплатное профессиональное образование, помощь в решении жилищной проблемы)
д) Ценообразование
е) Налоговая система
ж) Экономические нормы и нормативы.
«+»Мотивирует предприятие и отдельных работников; дает большой простор для творчества
«-»Ограничены; не универсальны; на определенном этапе прекращают мотивировать деятельность; их расчет бывает слишком сложным.
Социально — психологические
Нацелены на создание благоприятного, морально-психологического климата в коллективе и раскрытие творческого личностного потенциала каждого работника.
Инструменты:
а) Моральное поощрение
б) Оценка профессиональной пригодности, психологического климата, удовлетворенности трудом
в) Персональное консультирование
г) Развитие у работников инициативы и ответственности.
д) Участие работников в управлении.
56. Что такое группа? Каковы её функции, раскройте их. Формальные и неформальные группы.
Группа — это совокупность людей, объединенных общей целью.
Группа как социально – психологический феномен.
Общество как социум состоит из неопределенного кол-ва соц.групп, каждый из которых представляет собой совокупность индивидов объединенных каким-лбо соц(м) признаком (возраст, национальность , пол, профессии)
Классификация соц.групп.
Они делятся на Условные и Реальные.
Условные: совокупность индивидов, кот.не осознают себя в обществе (мужщины, женщины, татары).
Реальные: они себя группой осознают (семья, пассажиры автобуса, ФК «Зенит», ХК «Ак Барс», студенты гр.132) Реальные делятся на Естественные и Лабораторные.
Естественные – гр., кот. возникают спонтанно, без принуждения для решения общих задач, достижения общих целей (студ.группа, семья).
Лабораторные – искусственно созданные гр.для проведения эксперимента (реалити-шоу)
Естественные делятся на большие (30 - бесконечность), малые (2/3 – 10/20/30), идеальный показатель 7+-2.
Большие делятся на Устойчивые (сформировались исторически, имеют общую систему коммуникации, общие традиции, это мусульмане, татары), Стихийные (образуются спонтанно по какому-либо поводу.Существование данных гр.зависит от значимости повода, это болельщики, зрители, публика, толпа) Замечание…для всех больших соц.гр.м.б.применен эффект заражения.
Малые делятся на Формальные(обладают юрид.статусом, это трудовой коллектив малого предприятия, студенты гр.) и Неформальные(гр.образовавшаяся по интетерсам, не имеют юрид.статуса, это гражд.брак, компания друзей.)
Малая соц.гр. является основным институтом социализации личности. Каждому индивиду предназначена в группе своя соц.роль – это набор поведенческих установок желательные для гр. и выбираемой индивидом либо навязываемая гр.