ВВЕДЕНИЕ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. В.А. Дегтярёва»

Кафедра Менеджмента

Теория менеджмента

(курс лекций)

Учебное пособие

Составитель:

Разов В А.

Маслова А.В.

2012 год

Теория менеджмента (курс лекций): учебное пособие [текст] / Составители: В.А. Разов, А.В. Маслова – Ковров: ФГБОУ ВПО «КГТА», 2012 . - ___с.

Учебное пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент. Пособие предназначено для методического сопровождения курса «Теория менеджмента» и включает в себя курс лекций, контрольные вопросы после каждой темы, глоссарий, а также, подробный список литературы.

Рецензенты:

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярёва».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………………..4

Курс лекций

Тема 1. Теория менеджмента в системе наук……………………..……………………..……6

Тема 2. Сущность и содержание менеджмента. Понятие профессии «менеджер»………..11

Тема 3. Определение целей индивидуальной и профессиональной деятельности………...23

Тема 4. Определение профессиональных склонностей индивида…………………………..29

Тема 5. Технология профессионального успеха менеджера………………….……………..38

Тема 6. Основы рациональной организации труда менеджера………………………..……43

Тема 7. Этика служебных отношений в организации………………………………………..51

Тема 8. Организация как объект управления…………………………………………………60

Тема 9. Возникновение и развитие науки управления………………………………….72

Тема 10. Современные тенденции менеджмента……………………………………….. 77

Тема 11. Системный подход к управлению……………………………………………… 84

Тема 12. Процесс управления, его цели и функции…………………………………..… 95

Тема 13. Планирование как функция управления……………………………………… 104

Тема 14. Организация как функция управления ……………………………….……… 114

Тема 15. Мотивация как функция управления ………………………………………… 123

Тема 16. Контроль как функция управления …………………………………………… 137

Тема 17. Основы разработки управленческого решения………………………..……… 146

Тема 18. Организационные отношения в системе менеджмента……………………… 152

Тема 19. Коммуникации в процессе управления…………………………………………159

Тема 20. Властные полномочия, ответственность и делегирование…………….………168

Тема 21. Лидерство в организации…………………………………………………..……175

Тема 22. Управление конфликтами в организации………………………………………187

Глоссарий……………………………………………………………………………………191

Литература………………………………………………………………………..…………195

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины «Теория менеджмента» является формирование у студентов системного, ситуационного мышления, позволяющего решать задачи, возникающие в ходе управления, независимо от конкретных отраслей и сфер деятельности. Назначение курса– дать фундамент, на котором будут строиться знания по всему комплексу управленческих дисциплин. Объектомизучения является система управления организацией с участием человека и учётом воздействия внешнего окружения. Предметом изучения являются те отношения, которые складываются в любой организации по поводу преобразования получаемых ею ресурсов в предлагаемый обществу продукт (услуги). В качестве основного метода используется системный анализотношений и проблем управления.

Задачами курса являются изучение общей теории управления, организационных, функциональных и социально-психологических аспектов управления, содержания процесса управления, его функций, овладение основными методами управления организациями в условиях рынка, изучение особенностей поведения людей в организации и методов регулирования организационного поведения.

После изучения данного курса студенты должны:

знать:

– общую теорию управления, организационные, функциональные и социально-психологические аспекты управления;

– основные методы управления организациями в условиях рынка;

– особенности поведения людей в организации и методы регулирования организационного поведения.

уметь:

– аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- анализировать социально-экономические значимые проблемы и процессы в организации для принятия соответствующих управленческих решений;

- использовать систему знаний о формах и направлениях развития организации как системы для проведения анализа целесообразности для принятия эффективных управленческих решений;

- работать в коллективе при рассмотрении альтернативных вариантов решения управленческих проблем.

владеть:

– навыками (информацией) о взаимозависимости различных подсистем организации;

- навыками (информацией) о регулировании человеческих взаимоотношений в современных организациях;

– навыками (информацией) о возможных направлениях взаимодействия организации и внешней среды в условиях рыночной экономики.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

Общекультурных:

ОК-8 – способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;

ОК-18 – способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

ОК-19 – способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;

ОК-20 – способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности.

Профессиональных:

ПК-1 – знать основные этапы эволюции управленческой мысли;

ПК-2 – способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

ПК-3 – готов к разработке процедур и методов контроля;

ПК-4 – способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

ПК-5 – способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

ПК-6 – владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

ПК-7 – способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

ПК-8 – способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основных законов рыночной экономики, умение адаптироваться к коллективу и использовать математические и другие методы для анализа и принятия управленческих решений, владение логическим мышлением и экономическим инструментарием.

Для изучения дисциплины «Теория менеджмента» студенту предлагается данное учебное пособие, содержащее тексты лекций, контрольные вопросы, глоссарий и список рекомендуемой литературы.

Наши рекомендации