III. Общие основы педагогики
3.1. Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика как прикладная философия. Педагогика как теория обучения и воспитания. Основные этапы развития педагогики. Культура, цивилизация, гражданственность и образованность. Понятие о системе образования. Функции образования: воспроизводство и развитие. Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества.
Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Цели и идеалы образования и воспитания. Понятие и цель дисциплины. Дисциплина и ее искажение. Ошибочность антиномии «свобода или принуждение». Возможность дисциплины через свободу. Идеалы свободного образования. Средства и методы воздействия на личность.
3.2. Образование как социокультурный феномен. Теоретические и методические основы обучения.
Основные сферы жизнедеятельности личности: деятельность, игра, обучение. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности. Научение как результат обучения. Педагогический акт как организация понимания. Психологические факторы влияющие на процесс обучения. Основные категории дидактики. Виды и методы обучения. Особенности традиционного и альтернативного обучения. Социально-психологическое обучение. Игра, урок и творчество. Философские и психологические теории игры. Проблема организации игры. Активные методы обучения. Развивающее обучение. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств. Теории воспитания. Социальная среда и ее воспитательные функции.
3.3. Реализация общих принципов дидактики. Семья в социальном пространстве.
Система Фребеля. Монтессори и экспериментальная педагогика. Использование принципа погружения при обучении. Вальдорфская школа. Значение авторитета при организации обучения. Проблема самоуправления. Концепция В.В.Давыдова. Современные тенденции образования. Модели семейных взаимоотношений. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Возможные причины конфликтов в семейных отношениях и их профилактика. Влияние самооценки на отношения в паре. Человек для себя (концепция Э.Фромма).
3.4. Акмеологические основы личностного и профессионального развития.
Термин акмеология. Потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала, продвижение к собственным вершинам совершенства. Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека.
Учебно-методическая карта дисциплины «Основы психологии и педагогики»
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов. | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные и методические пособия) | Литература | Форма контроля знаний | |||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа студента | |||||
1. | Общая психология и психология личности | |||||||
1.1. | Введение в психологию. Характеристика сознания. 1. Предмет психологии. 2. Исследования в психологии. 3. Становление сознания. 4. Состояния сознания. | [38] комп. пр. | [10] [15] | |||||
1.2 | Биологическая и психологическая подструктура личности: ощущение и восприятие. 1. Классификация ощущений. 2. Общие свойства ощущений. 3. Активность восприятия. 4. Виды восприятия. | [38] комп. пр. | [7] [17] [21] | |||||
1.3 | Биологическая и психологическая подструктура личности: внимание и память. 1. Характеристика внимания. 2. Управление вниманием. 3. Общая характеристика памяти. 4. Способы управления памятью. | [38] комп. пр. | [7] [17] [21] | |||||
1.4 | Биологическая и психологическая подструктура личности: мышление и речь. 1. Характеристики мыслительного процесса. 2. Способы активизации мышления. 3. Воображение и мышление. 4. Речь как инструмент мышления. | [38] комп. пр. | [7] [17] [21] | |||||
1.5 | Эмоционально-волевые процессы и психические состояния личности 1. Воля как характеристика сознания. 2. Потребности. Мотив и поведение. 3. Характерные особенности психических состояний. 4. Механизмы возникновения стресса. | [38] комп. пр. | [7] [17] [21] [11] | |||||
1.6 | Понятие личности и ее развития. Природа структуры личности. 1. Этапы и механизмы формирования личности. 2. Социализация личности. 3. Структура личности. | [38] комп. пр. | [36] [43] [9] [4д] | сам.раб. | ||||
1.7 | Самосознание личности и ее жизненный путь. Психологические концепции личности. 1. Самосознание и человеческое «Я». 2. Функции самосознания. 3. Смысложизненные ориентации. | [38] | [36] [43] [22] [18] | сам.раб. | ||||
2. | Социальное поведение человека и психология управления | |||||||
2.1 | Социальная психология в контексте науки и культуры. Характеристика общения. 1. Категории социальной психологии. 2. Аспекты общения. 3. Стороны общения 4. Механизмы социального познания. | [38] комп. пр. | [22] [35] [15] [19д] | |||||
2.2 | Психология взаимодействия людей в группе. Характеристика конфликта. 1. Структура группы, основные ее показатели. 2. Понятие коллектива. 3. Эффективность групповой деятельности 4. Управление конфликтом. | [38] комп. пр. | [22] [35] [15] [19д] | |||||
2.3. | Личность и группа как объект управления 1. Основные психологические характеристики структурных групп в организации. 2. Коммуникации в организации. | [38] комп. пр. | [33д] [43д] [64д] | реферат | ||||
2.4 | Роль и психологические функции руководителя. 1. Руководство и лидерство. 2. Стили руководства в управлении группой. 3. Психология власти-подчинения. | [38] комп. пр. | [33д] [43д] [64д] | реферат | ||||
3. | Общие основы педагогики | |||||||
3.1. | Педагогика в системе наук о человеке 1. Педагогика как прикладная философия. 2. Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества. 3. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. | [38] комп. пр. | [2] [5] [13] [27] | |||||
3.2. | Образование как социокультурный феномен. Теоретические и методические основы обучения. 1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. 2. Основные категории дидактики. 3. Социальная среда и ее воспитательные функции. | [38] комп. пр. | [2] [5] [13] [27] | |||||
3.3 | Реализация общих принципов дидактики. Семья в социальном пространстве. 1. Современные тенденции образования. 2. Модели семейных взаимоотношений. | [38] комп. пр. | [2] [5] [13] [27] | |||||
3.4 | Акмеологические основы личностного и профессионального развития. 1. Термин акмеология. 2. Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека. | [38] комп. пр. | [2] [5] [13] [27] [1д] | сам. раб. реферат | ||||
Всего |
Теоретический раздел
Конспект лекций по курсу «Основы психологии и педагогики»