Задачи и методы логопедической работы в группе поддерживающей терапии
Рецидивы заикания связаны с тем, что наряду с речевыми нарушениями у пациентов имеется определенная дезорганизация отношений личности. Дифференцированная диагностика больных, страдающих заиканием, отмечает взаимосвязь речевых и личностных нарушений. Основными целями комплексной групповой терапии заикания являются: 1) избавление от невротических нарушений и фиксации на дефекте речи и 2) восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте с коррекцией внутриличностной структуры заикающегося.
Таким образом, логопедические занятия группы поддерживающей терапии направлены на отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.
Логопедическое занятие в группе поддерживающей терапии начинается с логопедической разминки, которая включает в себя:
• Артикуляционно-мимическую гимнастику;
• Голосовую гимнастику;
• Постановку нижнереберного диафрагмального дыхания;
• Логоритмику;
• Отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Эти упражнения помогают: создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое, развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.
Рекомендации при выполнении упражнений:
• выполнять упражнения только перед зеркалом;
• избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);
• выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.
Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики
Упражнения для мышц лба:
- нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;
- удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»
Упражнения для мышц глаз:
- зажмуриться — «распахнуть» глаза;
- поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;
- озорно, со значением подмигивать;
- спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;
Упражнения для щёк:
- надувать щёки;
- втягивать щёки;
- перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);
- «полоскать рот» воображаемой водой; Упражнения для губ:
- улыбнуться («и-и-и»);
- сложить губы в трубочку («у-у-у»);
- двигать губами от правой щеки к левой;
- двигать губами по кругу;
- «развесить губы»;
Упражнения для языка:
- расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);
- пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;
- вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);
- облизывать губы;
Изобразить:
- грозного владыку;
- лазутчика;
- кокетливую барышню;
- деревенского дурачка.
Голосовая гимнастика
Целью голосовойгимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.
Рекомендации при выполнении упражнений:
• работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);
• не следует допускать горлового и других призвуков;
• при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.