Образование закрытой основы от открытой (консонантизация основы)
В некоторых случаях консонантизация может осуществляться и путем усечения конечного гласного открытой основы (брюсь вместо «бреюсь» от «бриться», рисови вместо «рисуй» от «рисовать»). Однако случаи такого рода единичны, поэтому мы их здесь не рассматриваем.
Самый распространенный способ консонантизации основы – прибавление j к открытой основе.
Чаще всего такой модификации подвергаются глаголы, открытая основа которых оканчивается на ‑А: Цветочекрисоваю; Плакаю, что ты уходишь; Можно я карандашиквзяю? Из глаголов, открытая основа которых оканчивается на ‑Е, такому изменению подвергается преимущественно глагол «петь» и производные от него глаголы: Спей мне песню. Неспеешь? Всепейте со мной. Встречаются случаи модификации основ глаголов на ‑И: Водупию; Никак петь некончиет; Частоездием к бабушке[93]. Могут модифицироваться путем прибавления j и основы на ‑О: Мы с папойбороемся; Непорой (т. е. не пори). По‑видимому, крайне редко бывают подвержены данной модификации глаголы III и IV типа на ‑НУ. Единственный встреченный нами пример: Завернуть тебе книжку? – Завернуй!
Примеры не соответствующей норме йотовой корреляции основ чрезвычайно многочисленны. Приведем лишь некоторые примеры из речи обследованных нами детей.
Витя О. просит, чтобы мама вытащила одно ведерко из другого: Мамуля, достай! (2.05.01). Он же просит снять с него одежду: Мама, сняй! (2.05.09); интересно, что, когда одежду сняли, он констатировал: Снимули, образовав на этот раз открытую основу от закрытой с помощью У (достаточно редкий случай). Соответствующая норме открытая основа СНЯ– уже была фактически элементом его лексикона[94], в противном случае не могла бы быть образована форма сняй, однако он вновь прибегнул к словоизменительной операции, оттолкнувшись от закрытой основы СНИМ– (ср. «сниму, снимешь» и т. п.). Подобные случаи свидетельствуют о чрезвычайной активности ребенка в данный период. Об этом же свидетельствуют многочисленные в речи детей случаи колебаний и самоисправлений. Тот же ребенок (2.05.23) катит по полу машинку и говорит, что она жужжает фарами. Он употребляет также формы держается, собрай (= собери), подняй (= подними), писáешь (= пишешь), спрятаюсь (= спрячусь), поискай (= поищи) и даже колоют (= колют): Там двеколоют – говорит он о двух медсестрах в кабинете, которые берут кровь у двоих детей одновременно (4.00.25). Последняя ошибка особенно знаменательна, потому что отчетливо видно воздействие общего правила корреляции основ, не учитывающего характер последней гласной открытой основы. Если данный способ образования закрытой основой путем прибавления j к основе, оканчивающейся на ‑А, поддерживается наличием большого числа подобных глаголов, данному правилу подчиняющихся, т. е. является регулярным, то в данном случае ребенок не мог опереться на какие‑либо конкретные образцы, как и в случаях с мыюсь.
Можно отметить, что II словоизменительный класс, к которому относится обширная и постоянно пополняющаяся группа глаголов типа «рисовать – рисую», отличается крайней неустойчивостью в детской речи. Данный класс традиционно относится к разряду продуктивных (III продуктивный класс по классификации С. И. Карцевского и А. Н. Гвоздева, которая традиционно воспроизводится в большинстве вузовских учебников), однако его частотность в речи и воспроизводимость в новообразованиях (т. е. эмпирическая продуктивность, по М. Докулилу) практически не облегчают его освоения, встраивания в формирующийся словоизменительный компонент индивидуальной языковой системы ребенка. Низкая степень системности этого класса определяет его отсутствие в формирующемся грамматиконе ребенка. Если ребенок отталкивается от открытой основы, он строит корреляцию с помощью j: рисовать – рисоваю; если отталкивается от закрытой – создает корреляцию типа «рисую – рисуть». В любом случае закрепленное нормой современного языка и в высшей степени регулярное соотношение глагольных основ последовательно расформировывается. Причина неустойчивости этого типа заключается, по‑видимому, в наличии чередований, в подвижности ударения при переходе от одной основы к другой, в различном количестве слогов в открытой и закрытой основе. Детские корреляции более просты (т. е. требуют совершения меньшего числа операций и, следовательно, более верны относительно системы) в случае как первой, так и второй трансформации (ср. «рисовать – рисую» и «рисовать – рисоваю», «рисуть – рисую»).
Глаголы «жевать», «клевать», «совать», «плевать», относящиеся к тому же типу и имеющие короткие основы, а также производные от них приставочные и постфиксальные образования часто подвергаются в речи детей более сложным преобразованиям: Этот петух неклювается?Сувай его скорей в ящик. Очевидно, имеет место стремление к уменьшению звукового расхождения между открытой и закрытой основами, которое у этих глаголов выявляется более отчетливо, чем у других. Девочка трех с половиной лет объясняет свое произношение разжувать следующим образом: А, что я хлебжею разве? Я же его жую!
Подводя итог сказанному о способах корреляции формообразующих основ, можно заметить, что ненормативная корреляция обычно осуществляется путем наращения основы с помощью j или гласных и только в одном случае – путем ее усечения (в рассмотренных выше соотношениях типа «целую – целуть»). Объяснение этому можно видеть в чрезвычайно важной закономерности глагольного формообразования, выявленной Р. Якобсоном. Сопоставив более длинную (полную) глагольную основу с более короткой (усеченной), он обнаружил, что именно полная основа обладает прогнозирующей силой: по полной основе можно предсказать краткую, но не наоборот [Якобсон 1985: 200]. Поэтому, исходя из полной основы (усекая конечный звук, согласный или гласный), ребенок практически не может ошибиться. Создаваемая им форма непременно совпадает с уже существующей, и сам факт самостоятельно осуществленной словоизменительной операции остается незамеченным. Единственное исключение – образования типа целуть. Все ошибки, кроме указанной выше, связаны с движением от краткой основы к полной и заключаются в не соответствующем норме прибавлении конечного звука.