Он отличается стыдливостью
Придерживаясь этого качества, истинный мусульманин следует по стопам Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), который являл собой высочайший пример стыдливости, о чём свидетельствуют слова Абу Са'ида Аль-Худри, да будет доволен им Аллаh: "Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) отличался большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за занавеской,[119] и если он видел что-нибудь такое, что ему не нравилось, мы замечали это по выражению его лица". (Аль-Бухари и Муслим)
По определению улемов, стыдливость является достойным нравственным качеством, постоянно побуждающим человека отказываться от всего безобразного и не позволяющим ему ущемлять права тех, кто имеет право на что-либо. Вот почему, как явствует из целого ряда хадисов, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) с похвалой отзывался о стыдливости и считал его безусловным благом как для человека, отличающегося подобным качеством, так и для общества, в котором живёт такой человек.
Сообщается, что Имран ибн Хусайн, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«В стыдливости нет ничего, кроме блага.» (Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«У веры есть более семидесяти (или:… шестидесяти) ответвлений,[120] наилучшим из которых являются слова: "Нет божества, кроме Аллаhа", а наименьшим — устранение с пути того, что может повредить людям, и стыдливость — ответвление веры.» (Аль-Бухари и Муслим)
Искренний мусульманин и в самом деле отличается стыдливостью, учтивостью, мягкостью и восприимчивостью, и поэтому он не совершает никаких безобразных поступков, которые могли бы обидеть людей, и не ущемляет ничьих прав.
От подобных вещей его удерживает чувство стыда, которое позволяет ему уберечься от этого. При этом стыдится он не столько людей, сколько, прежде всего, Аллаhа Всевышнего, не желая смешивать свою веру с несправедливостью, а поступает он так по той причине, что стыд является одним из ответвлений веры, и это — наивысшая ступень, которой может достичь человек благодаря стыдливости.
Поистине, связь нравственных побуждений с верой в Аллаhа и в Последний День выделяет мусульманина среди прочих тем, что его приверженность к присущим ему духовным качествам является глубоко искренней, а сами эти качества отличаются прочностью и постоянством независимо от изменений внешних обстоятельств. Дело в том, что источником его нравственных качеств является живая и недремлющая вера, в силу которой он стыдится предательства, причём, прежде всего, он стыдится Аллаhа, знающего о его скрытых тайнах, а потом уже людей, знающих только о внешней стороне его дел. Это чувство стыда перед Аллаhом и является тем, что отличает собой нравственность мусульманина от нравственности немусульманина.