Что с возу упало, то пропало.

Локалова Н.П.

Л73 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Содержание

Уроки психологического развития в IV классе (91-120)

Содержание занятий в IV классе

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (IV класс)

Уроки психологического развития в IV классе (91-120)

Урок 91

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполнение упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).

Основная часть

Задание 1. «Расположи слова (от частного поня­тия через промежуточное к общему понятию)»

Ход работы см. урок 90, задание 2. Слова для предъявления:

Планета - Земля— небесное тело. Природа - растения— живая природа. Чехов— человек - писатель. Мебель - стол - письменный стол.Учебник - «Родная речь»— книга. Многоугольник - прямоугольник — квадрат. Трехзначное число— число - многозначное число.

Гриб — несъедобный гриб - мухомор. Ель- хвойное дерево - дерево. Одежда - шуба— зимняя одежда. (Жирным шрифтом выделены частные понятия, кур­сивом - промежуточные по общности.)

Задание 2. «Форма — цвет»

Материал к заданию: набор маленьких геометриче­ских фигур (16 штук) и набор больших геометрических фигур (16 штук) для каждой пары учеников и игровое поле (см. материалы к урокам, рис. 127).

Ученики делятся на пары. У одного ученика набор маленьких фигур, у другого - больших. Первый игрок кладет в какую-нибудь клетку игрового поля соответст­вующую фигуру. Второй ученик должен ответным хо­дом положить соответствующую фигуру той же формы или того же цвета в одну из соседних клеток. Далее первый ученик ответным ходом кладет соответствую­щую фигуру в одну из соседних клеток относительно любой из двух размещенных фигур и т.д. Неправиль­ный ход, т.е. несоответствие выбранной фигуры по форме или цвету уже имеющимся на игровом поле фи­гурам, наказывается изъятием у игрока этой фигуры. Проигрывает тот, у кого меньше останется фигур.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 92

Задачи урока

· Развитие понятийного мышления.

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Пере­крестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Назови слово»

Учитель зачитывает ученикам несколько рядов из пяти слов, в каждом из которых нужно найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Суть задания - в тренировке на различение слов, очень близких по смыслу. Примерные наборы слов (выделены неподхо­дящие слова):

Орешник, сосна, береза, липа, клен. Малина, клубника, яблоко, земляника, черника. Ручка, бумага, фломастер, кисть, карандаш. Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

Задание 2. «Разноцветный коробок» Материал к заданию: для каждого ученика пригото­вить выполненный из плотной бумаги коробок прямо­угольной формы, каждая грань которого оклеена бума­гой разного цвета или окрашена разными красками: бе­лой, желтой, красной, зеленой, синей, коричневой.

Задания ученикам: провести ладонью по поверхности предмета (учитель знакомит с названием - грань), про­вести пальцем по контуру грани (это - ребро); посчи­тать, сколько всего граней в коробке (6), сколько рав­ных граней (3 пары), сколько всего ребер (12), сколько всего вершин (8); назвать цвет ближней грани и проти­воположной ей (дальней) и т.д.

Задание 3. «Закончи рисунок»

Материал к заданию: лист бумаги с 12 кружками (диаметром 2-3 см), расположенными в 4 ряда по 3 кружка в каждом; лист бумаги с 12 незаконченными изображениями собачки (см. материалы к урокам, рис. 128).

Ученикам дается задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные рисунки (например, ли­цо, солнце, мяч, цветок и др.). То же задание в отноше­нии собачки: дорисовать каждую так, чтобы все собачки было разными вплоть до изображения фантастического животного.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 93

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие опосредованной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «За­землите ль» (см. урок 10).

Основная часть

Задание 1. «Подбери общее понятие»

Материал к заданию: полоски бумаги с написанны­ми на них в строчку 6 словами (10 шт.).

Первое слово написано заглавными буквами. Учитель просит внимательно прочитать слова на каждой полос­ке. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось более общим понятием по отношению к пер­вому слову.

Слова для предъявления (правильные ответы выде­лены):

КОМПАС - стрелка, сторона горизонта, при­бор,направление, барометр.

РАВНИНА - холм, большое пространство,по­ле, трава, река.

ЛУНА - звезда, Земля, месяц, ночь, небесное тело.

ЯЗЫК - расположен во рту, часть тела, орган чувств,вкус, разговор.

ПОВЕСТЬ - литературное произведение,ро­ман, история, писатель, придуманное.

МАТЕМАТИКА - урок, число, наука, экзамен, арифметика.

РОЖЬ - растет на поле, еда, зерновая культу­ра, колос, крупа.

БЕРЕЗА - дерево, почка, белый ствол, расте­ние, растет в лесу.

ВЕСНА - время года, солнечная погода, зима, оттепель, тает снег.

НОЧЬ - темнота, время суток, день, сутки, когда спят.

Задание 2. «Запомни фигуры»

Материал к заданию: набор геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 129).

Учитель объясняет ученикам, что для того, чтобы хорошо запоминать материал, можно использовать та­кой прием, как классификация, т.е. объединение в груп­пы похожих чем-то предметов.

Например, нужно запомнить и воспроизвести в лю­бом порядке данный ряд из 12 геометрических фигур. Чтобы это было сделать легко, фигуры надо разделить на группы. Рассмотрение этих фигур показывает, что этот ряд состоит из треугольников, кругов и квадратов, перечеркнутых по-разному: либо короткой вертикаль­ной черточкой, либо длинной вертикальной чертой, либо короткой косой черточкой, либо длинной косой чертой.

Таким образом, эти геометрические фигуры можно разделить на 4 группы в зависимости от типа перечер­кивания, в каждой группе - по 3 разных геометриче­ских фигуры. Теперь этот ряд уже несложно запомнить и воспроизвести.

Затем учитель предлагает с помощью приема класси­фикации запомнить следующий набор из 12 слов - на­званий растений: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко, береза.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 94

Задачи урока

· Развитие вербального мышления.

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие зрительной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» (см. урок 19).

Основная часть

Задание 1. «Пословицы»

Учеников просят сформулировать своими словами общий смысл пословиц. Например, «Где тонко, там и рвется», «Делу время, потехе час» и др.

Задание 2. «Лишний кубик»

Материал к заданию: рисунки с изображением ку­биков (см. материалы к урокам, рис. 130).

Ученикам показывается изображение трех кубиков, два из которых одинаковые, но по-разному ориентиро­ваны в пространстве. Учитель учит детей на основе ана­лиза и сравнения данных изображений определять оди­наковые кубики и находить неподходящий, лишний ку­бик (правильный ответ - 3).

Задание 3. «Запомни и нарисуй» Материал к заданию: плакат с объектами для запо­минания (см. материалы к урокам, рис. 131). Ход работы см. урок 33, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 95

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Совмести фигуры»

Материал к заданию: листы с изображениями со­вмещающихся квадратов (см. материалы к урокам, рис. 132).

Учитель показывает лист А и просит определить не совпадающие в пространстве элементы, образующиеся при наложении двух рисунков. В качестве ответа вы­брать один из пронумерованных рисунков, на которых изображены только не совпадающие при наложении элементы. Затем показывается лист Б (правильные от­веты: А - 2, Б - 2).

Задание 2. «Подбери общее понятие»

Ход работы см. урок 93, задание 1. Слова для предъявления (правильные ответы выде­лены):

ОКУНЬ - мелкий, карась, рыба,плавает, река.

ЛОПАТА - копает, садовая лопата, черенок, грабли, инструмент.

ПОМИДОР - вкусный, овощ, красный, растет в огороде, соленый.

КУРИЦА - домашняя птица,несет яйца, пе­тух, цыпленок, животное.

СЛОЖЕНИЕ - арифметика, математическое действие, сумма, число, вычитание.

КИЛОГРАММ - грамм, центнер, единица мас­сы, вес, гиря.

РАЗНОСТЬ — действие, уменьшаемое, число, сумма, вычитание.

ДЕЛИТЕЛЬ - действие, делимое, счет, мате­матика, число.

КВАДРАТ - действие, метр, математическая фигура, математика, игрушка.

УВЕЛИЧИТЬ - уменьшить, большой, дейст­вие, умножить, работа.

Задание 3. «Не путай цвета»

Ход работы см. урок 69, задание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 96

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (отношения ря-допо ложности).

· Развитие умения сравнивать.

· Развитие наглядно-образного мышления (установ­ление закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Найди рядоположное слово»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 слов, обозна­чающих понятия, часть из которых принадлежит к од- ной и той же группе, т.е. находится в отношениях ря-допо ложности.

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников най­ти понятия, принадлежащие к одной и той же группе.

Слова для предъявления (выделены правильные от­веты):

Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача.

Математика, число, сторона, квадрат, тре­угольник.

Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра.

Вес, время, грамм, минута, тонна.

Делимое, деление, множитель, делитель, сумма.

Ночь, сутки, темнота, солнце, день.

Курица, корова, животное, молоко, овца.

Сумма, действие, математика, сложение, вы­читание.

Вода, река, рыба, водоем, озеро.

Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет.

Задание 2. «Одинаковое, разное»

Материал к заданию: плакат с рисунками телефонов (см. материалы к урокам, рис. 133).

Учащимся предлагается ответить на следующие во­просы: «У каких двух телефонов верхняя часть трубки одинаковая? Чем отличаются телефоны 1 и 6, 2 и 7? У каких двух телефонов форма одинаковая, а трубки разные?» и т.п.

Задание 3. «Найди девятый»

Материал к заданию: см. предыдущее задание.

Ученики должны отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подхо­дит на свободное место рядом с телефоном 2 (правиль­ный ответ - Б).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 97

Задачи урока

· Развитие вербального мышления.

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Подбери пословицу»

Учеников просят подобрать к пословице слева посло­вицу из правой части, близкую ей по смыслу, выра­жающую сходную главную мысль (правильный ответ выделен жирным шрифтом).

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Что прошло, того не воротишь. Утро вечера мудренее.

не воротишь. Кончил дело - гуляй смело.

Что с возу упало, то пропало.

Задание 2. «Найди одинаковые кубики»

Материал к заданию: плакат с изображением 8 ку­биков (см. материалы к урокам, рис. 134).

Задача: найти пары одинаковых кубиков. Учитель вместе с учащимися анализирует рисунки на гранях кубиков. Внимание детей обращается на то, что измене­ние положения кубика в пространстве (один оборот вле­во, на себя, вправо) приводит к изменению положения его фронтальной, т.е. обращенной к зрителю, грани. Например, кубик 1 при повороте влево на один оборот займет положение кубика 6. И наоборот, при повороте кубика 6 вправо получим кубик 1. Затем учитель про­сит учеников найти остальные пары

Задание 3. «Тропинка»

Дети выстраиваются в затылок и идут «змейкой» по воображаемой тропинке. Учитель выразительно читает текст, а ученики пантомимически изображают его со­держание.

«Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шеле­стят листья... Вдруг на тропинке появились лу­жи. Обходим лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перила­ми. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с коч­ки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Пере­шли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Перехо­дим овраг по бревну... Осторожно идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... Идем с трудом... Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Пе­релезаем через упавшее дерево... Идем спокойно по тропинке... Хорошо вокруг!.. Вот и пришли! Молодцы!»

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 98

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

· Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Найди рядоположное слово»Ход работы см. урок 96, задание 1. Слова для предъявления (правильные ответы выде­лены):

Гора,земля, равнина,участок, география.

Прибор, температура, градус, термометр, ба­рометр.

Ухо, лицо, человек, учение, глаз.

Точка, кавычки,предложение, слово, язык.

Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, рассказ.

Северный полюс, Африка,карта, Антарктида,мореплаватель.

Растение, рис, хлеб, просо,поле. Песня, птица, клест, клетка, иволга.

Песок, глина,керосин, строительство, полез­ные ископаемые.

Север,горизонт, восток,география, Индия.

Задание 2. «Невидящие» и «неслышащие»

Вариант 1. «Невидящие»

У всех глаза открыты, но они должны помнить, что «не видят» ни одного жеста учителя. Когда учитель проделывает разные движения без словесной команды, играющие ему не подражают. Когда же он одновремен­но командует (например, поднимает руки и говорит: «Руки вверх!») - все должны выполнять команду. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Вариант 2. «Неслышащие»

Учитель делает различные движения и сопровождает их словесной командой, или же отдает только приказа­ния, или делает только движения. Играющие должны повторять каждое движение ведущего и не выполнять ни одной его словесной команды, если она не сопровож­дается соответствующим движением.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 99

Задачи урока

· Развитие вербального мышления.

· Развитие понятийного мышления (отношения це­лое - часть).

· Развитие осязательного восприятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).

Основная часть

Задание 1. «Объясни значение»

Учитель просит учеников объяснить значение выде­ленных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова:

Открытоеокно - открытыйвопрос. Операцияна сердце - военная операция. Гусеницабабочки - гусеницатрактора. Русский язык - языкво рту. Носить очки— набрать очкив игре. Праздничный наряд - нарядмилиции. Месяцгода - месяцна небе.

Задание 2. «Целое — часть»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, не­которые из них находятся в отношении «целое -часть».

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть.

Слова для предъявления:

Кастрюля,сковорода, посуда, крышка, кухня.

Мебель, дверца, шкаф,стол, книжный шкаф.

Экран, изображение, телевизор,цветной теле­визор, радио.

Обувь, туфли,щетка, крем, подошва.

Растение, сад, лепесток, мак, цветок.

Время, будильник,ручные часы, секунда, ци­ферблат.

Книга,страница, буква, учебник, писатель.

Фигура, квадратный метр, куб, квадрат,сто­рона.

Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

Животное, рыба,лодка, плавник, озеро.

(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жир­ным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, - кур­сивом.)

Задание 3. «Палочка-узнавалочка» Материал к заданию: несколько предметов доста­точно сложной формы, например, небольшой чайник,

вазочка, банка, коробка, кружка и др.; неочиненные карандаши длиной не менее 10 см, повязки на глаза.

Все играют с завязанными глазами. Ученики держат в правой руке неочиненный карандаш за самый конец, другая рука - за спиной. Учитель ставит перед каждым учеником какой-либо предмет и свободный конец ка­рандаша кладет на этот предмет. Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотра­гиваться до него ничем, кроме карандаша. Если пред­мет падает, поднять его может только учитель. Задача учеников - раньше других определить, что это за пред­мет, размеры, материал, из которого он сделан. Кто уз­нал предмет, поднимает карандаш вверх и рассказывает учителю все об этом предмете.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 100

Задачи урока

· Развитие зрительной памяти.

· Развитие вербально-смыслового анализа.

· Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Запомни сочетания фигур» Материал к заданию: три табло с геометрическими фигурами (см. материалы к урокам, рис. 135). Ход работы см. урок 66, задание 1.

Задание 2. «Подбери пословицу»

Ход работы см. урок 97, задание 1. Примерные набо­ры пословиц (правильные ответы выделены жирным шрифтом):

Что у кого Язык до Киева доведет.

болит, тот Не сразу Москва строилась.

о том и У голодной кумы все хлеб на уме.

говорит. Где много слов, там мало дел.

Своя рубашка ближе к телу.

Как аукнется - Слово — серебро, молчание – золото.

так и откликнется. Какова плата, такова и работа.

Рано пташечка запела,

как бы кошечка не съела.

Задание 3. «Раскрась кубик»

Материал к заданию: плакаты и индивидуальные листы бумаги с кубиками (см. материалы к урокам, рис. 136), цветные карандаши.

Учитель вывешивает на доске плакат с кубиками, нарисованными так, как показано на рис. 136А и рис. 136В. Ученикам раздаются листы бумаги с куби­ками, нарисованными так, как показано на рис. 136Б и рис. 136Г. Задание учащимся: а) раскрасить перед­нюю грань кубика Б так же, как у кубика А; б) рас­красить кубик Г так же, как кубик В.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 101

Задачи урока

· Развитие понятийного мышления (в отношении «це­лое - часть»).

· Развитие глазомера и зрительно-моторных коорди­нации.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сим­метричные рисунки» (см. урок 21).

Основная часть

Задание 1. «Целое — часть»Ход работы см. урок 99, задание 2. Слова для предъявления:

Ветка, орешник,кустарник, растение, колю­чий кустарник.

Пчела,шмель, насекомое, мед, крыло.

Кукуруза,пшеница, хлеб, растение, початок.

Нос, человек,дыхание, запах, мальчик.

Писатель, глава, роман,рассказ, интересный роман. ;

Понятие, слово,рассказ, суффикс, произносить.

Крепость, дача, дом, стена, строить.

Кошка,хвост, собака, домашние животные, мяукать.

Число, дробь,цифра, математика, числитель.

Растение, корень, трава, дерево,животное.

(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жирным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, -курсивом.)

Задание 2. «Найди значения слов»

Учитель объясняет, что есть слова, которые имеют несколько значений. Например, слово «фигура» - гео­метрическая фигура, фигура человека, фигура высшего пилотажа.

Задание ученикам - найти как можно больше значе­ний следующих слов:

АДРЕС ВОРОТ ЗАРЯДКА

КАТОК ВАЛ ЛОПАТКА

ВИЛКА КОСА ПРОВОДНИК

Задание 3. «Вырезай точно»

Материал к заданию: картонки с небольшими отвер­стиями - круглое, квадратное, треугольное и прямо­угольное; лист бумаги, ножницы.

Ученики садятся парами. Перед ними кладут кар­тонку с отверстиями. Ученики должны вырезать из бу­маги «пробки», которые точно бы закрывали эти отвер­стия. При вырезывании нельзя брать в руки картонку и примерять «пробки», а пользоваться только глазоме­ром. Проверяется, кто точнее вырезал «пробки».

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 102

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (причинно-след­ственные отношения).

· Развитие наглядно-образного мышления (установ­ление закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).

Основная часть

Задание 1. «Найди причину и следствие»

Материал к заданию: 10 наборов из 5 слов, в кото­рых имеются пары понятий, находящихся между собой в причинно-следственных отношениях.

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти два понятия, одно из которых обозначает причи­ну, а другое - следствие, т.е. то, что происходит после и в силу действия этой причины.

Слова для предъявления:

Образование льда, север, мороз,погода, снег.

Осень,холод, дерево, листопад, время года.

Время года, весна,деревья, лето, таяние льда.

Кипение воды,образование пара, жара, каст­рюля, солнце.

Радость, плач, таблетка, игра, боль.

Подарок,радость, кукла, игра, дети.

Вода, юг, море, волны, ветер.

Страх, ребенок, опасность,явление природы, дом.

Дождь,вода, снег, солнце, лужа.

Смех, слезы, горе,книга, телевизор.

(Понятия, обозначающие причину, выделены жир­ным шрифтом, а понятия, обозначающие следствие, -курсивом.)

Задание 2. «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением гео­метрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 137), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 103

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (выявление при­чинно-следственных отношений).

· Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шап­ка для размышлений» (см. урок 2).

Основная часть

Задание 1. «Назови причину»

Учитель предлагает ученикам найти причины следующих событий:

Наводнение ... (разлив реки, таяние снега). Травма (перелом) ... (падение). Гололед ... (мороз после дождя). Двойка ... (невыученный урок). Загар ... (солнце).

Ответы учеников обсуждаются.

Задание 2. «Найди значения слов»

Задание аналогично заданию 2, урок 101.

Слова для предъявления:

СОБАЧКА ДРОБЬ

УЗЕЛ РОСТ

ШАШКА ШИШКА

БАРАШЕК РУЧКА

ЛАВКА БОЙ

Задание 3. «Найди смысл»

Ход работы см. урок 89, задание 2. Однако для предъявления подобрать три другие четверостишия.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 104

Задачи урока

· Развитие опосредованной памяти.

· Развитие понятийного мышления (понятие «отри­цание»).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Пере­крестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Письмо инопланетянина»

Материал к заданию: листы бумаги, расчерченные на 15 клеток (3 по горизонтали и 5 по вертикали), ка­рандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проста­вить ее номер.

Ход работы см. урок 62, задание 2.

Слова для предъявления:

Веселый праздник Теплый ветер

Тяжелая работа Печаль

Болезнь Разлука

Счастье Вкусный ужин

Смелый поступок Богатство

Дружба Сердитый человек

Темная ночь Радость Справедливость

Задание 2. «Отрицание»

Материал к заданию: большой лист бумаги, на ко­тором нарисован круг большого диаметра; множество различных предметов разных форм, цвета, размера.

Учитель кладет в круг предметы, похожие каким-либо признаком. Этот признак учитель не называет, учащиеся должны определить его сами (например, все красные предметы). Ученики должны одним словом на­звать фигуры, расположенные вне круга («не крас­ные»). Затем учитель в круг кладет другую комбинацию предметов, похожих каким-либо признаком, а учащиеся должны назвать одним словом предметы, оставшиеся вне круга, и т.д.

Возможны следующие комбинации:

В круге

квадратные

круглые

прямоугольные

треугольные

красные

синие

желтые

белые

большие

малые

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Вне круга

неквадратные

некруглые

непрямоугольные

нетреугольные

не красные

не синие

не желтые

не белые

небольшие

немалые

Урок 105

Задачи урока

· Развитие вербально-смыслового анализа.

· Развитие мышления (абстрагирование).

· Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Пословицы»

Учеников просят своими словами сформулировать общий смысл пословиц.

Тише едешь - дальше будешь. Волков бояться - в лес не ходить. Любишь кататься, люби и саночки возить. Готовь сани летом, а телегу зимой.

Задание 2. «Форма — цвет»

Материал к заданию и ход работы см. урок 91, за­дание 2.

Задание 3. «Раскрась кубик»

Материал к заданию: плакат с раскрашенным куби­ком и листы бумаги для каждого ученика с изображе­нием нераскрашенного кубика (см. материалы к уро­кам, рис. 138).

Задание ученикам - раскрасить кубик так же, как на плакате, учитывая, что кубик для раскрашивания име­ет другое пространственное положение.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 106

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие логического мышления.

· Развитие произвольного внимания.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Совмести фигуры»

Материал к заданию: листы с рисунками квадратов для совмещения (см. материалы к урокам, рис. 139).

Учитель показывает лист А и просит определить совпадающие в пространстве элементы, образующиеся при наложении двух рисунков. В качестве ответа вы брать один из пронумерованных рисунков (в данном случае правильный ответ отсутствует). Предложить уче­никам самим нарисовать квадрат с совпадающими эле­ментами.

Затем учащимся демонстрируется лист Б (правиль­ный ответ - 3).

Задание 2. «Поезд»

Материал к заданию и ход работы см. урок 76, за­дание 1.

Задание 3. «Пишущая машинка»

Ход работы см. урок 19, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 107

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (выявление от­ношения противоположности).

· Развитие наглядно-образного мышления.

· Развитие произвольности движений (точность).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9)..

Основная часть

Задание 1. «Подбери слово, противоположное по смыслу»

Ученикам называется слово, к которому они должны подобрать слово, противоположное по смыслу.

Слова для предъявления:

Начало — ... (конец)

Жизнь - ... (смерть)

День - ..„ (ночь)

Высокий - ... (низкий)

Замерзание - ... (таяние)

Толстый - ... (тонкий)

Твердый - ... (мягкий)

Красивый - ... (уродливый)

Легкий - ... (тяжелый)

Большой - ... (маленький)

Задание 2. «Найди одинаковые»

Материал к заданию: листы бумаги с рисунками са­молетов и ключей (см. материалы к урокам, рис. 140).

Учитель просит рассмотреть сначала рисунок с само­летами, а затем рисунок с ключами и найти два одина­ковых (правильный ответ: самолеты - 1 и 5, ключи - 1 и 6). Затем учитель задает вопросы: «У каких двух са­молетов различаются только крылья? У каких самоле­тов хвосты одинаковые, а крылья и носы разные? Если самолету 4 нарисовать хвост, как у 2, а нос, как у 1, то какой получился бы самолет? Если ключу 4 нарисовать головку, как у 3, а вырез в середине, как у 2, то какой получился бы ключ?» и т.п.

Задание 3. «Кто точнее?»

Ход работы см. урок 37, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 108

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (выявление от­ношения противоположности).

· Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Подбери слово, противоположное по смыслу»

Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:

Отрицательный — ... (положительный)

Смех - ... (слезы)

Увеличить - ... (уменьшить)

Любовь - ... (ненависть)

Разделить - ... (умножить)

Сильный - ... (слабый)

Прибавить - ... (отнять)

Молодость - ... (старость)

Горький - ... (сладкий)

Храбрый - ... (трусливый)

Задание 2. «Только одно свойство» (логическое домино)

Материал к заданию: набор фигур для каждого уче­ника, как в задании 2, урок 91.

Ученики разбиваются на пары. У каждого ученика полные наборы фигур. Один ученик кладет на стол лю­бую фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отли­чающуюся только одним каким-нибудь свойством. На­пример, если первый ученик положил на стол большой красный треугольник, то второй ученик может отве­тить, приложив к нему маленький красный треуголь­ник, большой желтый треугольник или большой крас­ный круг и т.п. Но если второй ответит, приложив к первой фигуре вторую, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более, чем одним свойством, то ответный ход неправилен, и у игрока изымается эта фи­гура. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 109

Задачи урока

· Развитие произвольной памяти.

· Развитие понятийного мышления.

· Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).

Основная часть

Задание 1. «Какого цвета?»

Материал к заданию: плакат с изображением птиц (см. материалы к урокам, урок 35, задание 1, рис. 54).

Учитель говорит: «В одной книжке художник рас­красил птиц по правилу: хвост, как у птицы 1, раскра­сил красным цветом, хвост, как у птицы 2, - синим, хвост, как у птицы 3, - желтым. Каким цветом рас­крашен хвост у птицы 8? (желтым) У каких птиц хвост желтый? (3, 4, 8) У каких двух птиц с разной головой хвост одинакового цвета? (2 и 7, 3 и 4, 1 и 9)» и т.п.

Задание 2. «Вордбол»

Ход работы см. урок 12, задание 3.

Ученикам предлагаются следующие темы:

«Имена существительные женского рода - имена су­ществительные не женского рода». Слова для предъяв­ления:

печь, стол, поле, ночь, чашка, апельсин, кирпич, сено, калач, шкаф и др. «Слова однокоренные - неоднекоренные». Слова для предъявления:

носильщик, носки, носить, перенос, носовой, переносица, нос, занос и др.; море, уморить, морской, моряк, морилка, мор, заморский и др.

Задание 3. «Найди одинаковые кубики» Материал к заданию: плакат с изображением пяти рядов кубиков (см. материалы к урокам, рис. 141).

Ученики под руководством учителя находят одинако­вые кубики в каждом ряду. Ответы учеников проверяют­ся с помощью натуральных кубиков (правильные ответы: а - 1 и 2, б -1 и З, в - 1, 2 и 4, г - 1 и 2, д – 1 и 2).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 110

Задачи урока

· Развитие опосредованной памяти.

· Развитие глазомера и зрительно-моторных коорди­нации.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Письмо инопланетянина»

Материал к заданию и ход работы см. урок 104, за­дание 1.

Слова для запоминания:

Справедливость Темная ночь

Счастье Ум

Девочке холодно Теплый ветер

Надежда Вкусный завтрак

Сила воли Интересная книга

Быстрый человек Скорость

Сильный характер Успех Смелость

Задание 2. «Вырезай точно»

Материал к заданию и ход работы см. урок 101, за­дание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 111

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие мышления (установление закономерно­стей).

· Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Муха»

Ход работы см. урок 81, задание 1.

Задание 2. «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением гео­метрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 142), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1.

Задание 3. «Попади в свой кружок»

Ход работы см. урок 41, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 112

Задачи урока

· Развитие мышления (анализ через синтез).

· Развитие мышления (абстрагирование).

· Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).

Основная часть

Задание 1. «Разгадай ребусы»

Материал к заданию: плакаты с ребусами (см. мате­риалы к урокам, рис. 143). -

Учитель объясняет детям, как разгадываются ребусы, на 1-2 примерах.

что с возу упало, то пропало. - student2.ru

Затем ученикам предлагается расшифровать слова самостоятельно.

Задание 2. «Только одно свойство» Материал к заданию и ход работы см. урок 108, за­дание 2.

Задание "3. «Развертка куба»

Материал к заданию: плакат с изображениями раз­вертки куба и трех кубиков (см. материалы к урокам, рис. 144).

Учитель просит рассмотреть развертку куба и выбрать кубик, который можно из нее сделать (правильный от­вет - 2). При затруднениях можно предложить выпол­нить такую же развертку, сконструировать из нее куб и с помощью практических действий определить искомый.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 113

Задачи урока

· Развитие произвольного внимания.

· Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шап­ка для размышлений» (см. урок 2).

Основная часть

Задание 1. «Отыщи числа»

Материал к заданию и ход работы см. урок 82, за­дание 1.

Задание 2. «Найди смысл»

Ход работы см. урок 88, задание 2.

Для предъявления подобрать новые, ранее не исполь­зовавшиеся четверостишия.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 114

Задачи урока

· Развитие логического мышления.

· Развитие произвольного внимания

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «За­землите ль» (см. урок 10).

Основная часть

Задание 1. «Поезд»

Материал к заданию и ход работы см. урок 76, за­дание 1.

Задание 2. «Невидящие» и «неслышащие»

Ход работы см. урок 98, задание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 115

Задачи урока

· Развитие понятийного мышления (понятие «отри­цание»).

· Развитие наглядно-образного мышления.

· Развитие произвольности движений (помехоустой­чивость).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Отрицание»

Материал к заданию и ход работы см. урок 104, за­дание 2.

Задание 2. «Ленточки»

Материал к заданию: плакат с изображением «разо­рванной» ленточки и набор вкладышей (см. материалы к урокам, рис. 145).

Ход работы см. урок 51, задание 2. В первой ленточ­ке каждый пробел заполняется двумя вкладышами, во второй - тремя (правильные ответы к задачам-вырезам: е - 2, 5; ж - 10, 7; и - 4, 1, 8; к - 3, 2, 6).

Задание 3. «Знай свой темп»

Ход работы см. урок 67, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 116

Задачи урока

· Развитие понятийного мышления (обобщение).

· Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Подбери общее понятие»

Материал к заданию: пары слов, к которым нужно подобрать общее понятие.

Учитель называет пару слов. Ученики должны на­звать их одним словом, т.е. обобщить. Например, учи­тель называет пару слов «пчела, жук». Ученики отве­чают более общим понятием «насекомые».

Слова для предъявления:

Окунь, карась - ... Нож, ложка - ... Метла, лопата - ... Дом, дача - ... Лето, зима - ... Автомобиль, поезд - .. Июнь, июль - ... Нога, рука - ... Нефть, торф - ... Сапоги, туфли - ... Собака, пчела — ... Пушкин, Лермонтов -Трава, гриб - ... Конфета, торт - ... Глаза, уши - ...

(рыбы)

(столовые приборы)

(садовые инструменты)

(жилые помещения)

(времена года)

(транспорт)

(летние месяцы)

(части тела)

(полезные ископаемые)

(обувь)

(животные)

(русские поэты)

(растения)

(кондитерские изделия)

(органы чувств)

Задание 2. «Только одно свойство» Материал к заданию и ход работы см. урок 108, за­дание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия!

Урок 117

Задачи урока

· Развитие понятийного мышления (обобщение).

· Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем-упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание 1. «Подбери общее понятие»

Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:

Природоведение, математика - ... Треугольник, пятиугольник - . Плюс, минус - ... Солнце, Луна - ., Точка, запятая -Повесть, рассказ -Уменьшаемое, вычитаемое - ... Делимое, делитель - ... Дождь, снег - ... Торф, уголь - ... Метр, сантиметр Сложение, вычитание - ... Сумма, разность

Озеро, море - ... Скорость, время Пчела, жук - ...

(учебные предметы)

(геометрические фигуры) (арифметические знаки) (небесные тела) (знаки препинания) (литературные произведения)

(компоненты вычитания)

(компоненты деления) (осадки)

(полезные ископаемые) . (мера длины)

(арифметические действия) . (результаты

вычислительных действий)

(водоемы) . (параметры)

(насекомые)

Задание 2. «Форма — цвет»

Материал к заданию и ход работы см. урок 91, за­дание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 118

Задачи урока

· Развитие наглядно-образного мышления.

· Развитие непосредственной памяти.

· Развитие смысловой вербальной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с рисунками автобусов (см. материалы к урокам, рис. 146).

Учеников просят отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подхо­дит на свободное место между автобусами 4 и 6 (пра­вильный ответ - Ж).

Задание 2. «Точно такие»

Материал к заданию см. предыдущее задание.

Учеников просят запомнить рисунки автобусов 4, 7, 9. Затем эти изображения закрываются картонными кружками. Задаются вопросы: «У автобусов 4 и 7 окна одинаковые? Что разное у автобусов 7 и 9? У какого не­закрытого автобуса окна, как у 9? Что разное у автобу­сов 3 и 4?» и т.п.

Задание 3. «Объедини по смыслу и запомни»

Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в несколько (5) групп. Ход работы см. урок 70, задание 1.

Слова для запоминания:

свет, корабль, табурет, свекла, картошка, самолет, пчела, стол, фонарь, троллейбус, комар, помидор, солнце, шкаф, муха, лампа, лук, поезд, стул, шмель.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 119

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (отношения по­следовательности) .

· Развитие произвольного внимания (устойчивость).

· Развитие произвольных движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Подбери следующее»

Учитель просит учащихся подобрать к заданным по­нятиям такие, которые находились бы с ними в отно­шениях последовательности.

Слова для предъявления:

Январь - ... (февраль) Первый - ... (второй) Зима - ... (лето) Завтрак - ... (обед)

1992 - ... (1993) Среда- ... (четверг)

Задание 2. «Стенографы»

Материал к заданию и ход работы см. урок 86, за­дание 2.

Задание 3. «Зеваки»

Ход работы см. урок 55, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 120

Задачи урока

· Развитие наглядно-образного мышления.

· Развитие осязательного восприятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Пере­крестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением гео­метрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 147), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1.

Задание 2. «Письмо инопланетянина» Материал к заданию и ход работы см. урок 104, за­дание 1.

Слова для запоминания:

радость, хлеб, булка, пирожок, мысль, человек, число, молодость, лужа, небо, море, ветер, волна, красота.

Задание 2. «Палочка-узнавалочка» Материал к заданию и ход работы см. урок 99, за­дание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Содержание занятий в IV классе

что с возу упало, то пропало. - student2.ru

что с возу упало, то пропало. - student2.ru

что с возу упало, то пропало. - student2.ru

что с возу упало, то пропало. - student2.ru

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (IV класс)

что с возу упало, то пропало. - student2.ru

Наши рекомендации