Состояние высших психических функций

Нейропсихологическое обследование ребенка.

Дата Нейропсихолог:

Ф.И.(О). Возраст

Жалобы:

Диагноз:

Анамнез:

Общая характеристика поведения больного в экспериментальной ситуации.

Ориентировка в месте, времени, собственной личности

Особенности контакта. В контакт вступает легко, сразу, проявляет негативизм, контакт формальный, не сразу, требуется период адаптации, контакт избирательный, затруднен зрительный контакт затруднен, не проявляет заинтересованности в контакте.

Критика сохранна.

Поведение адекватно неадекватно ситуации обследования, двигательно расторможен, суетлив, застенчив, тревожен, напряжен, гиперсоциален, ориентирован на , дистанцию «взрослый-ребенок» не соблюдает.

Отношение к обследованию: формальное, мотив экспертизы отсутствует, присутствует, нестоек;

Отношение к ошибкам: стремится исправить, принимает \ не принимает помощь, критичен \ некритичен к ошибкам.

Темп работы: равномерный \ неравномерный; ускоренный, средний, замедленный.

Период продуктивной деятельности

Реакции утомления

Реакция на замечание: адекватная (исправляет поведения в соответствии с замечанием, расстраивается), нет реакции на замечание, делает назло.

Реакция на неудачу: оценивает, исправляет ошибки, отсутствует оценка неудачи, негативная эмоциональная реакция на ошибку.

Реакция на одобрение: адекватная (радуется, ждет его),неадекватная (равнодушен, не реагирует на одобрение).

Эмоциональный фон и эмоциональное реагирование:повышеный\сниженный, спокойный, дисфоричный эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, апатия, адекватность/неадекватность, снижение/усиление эмоционального реагирования, эмоциональное уплощение.

Личностные особенности: импульсивность, ригидность, застреваемость, вспыльчивость, возбудимость, впечатлительность,сензитивность, негативизм, протестные р-ии, обидчивость, инфантильность, манипулятивность, демонстративность, зависимость, мнительность, конфликтность, агрессивность (защитного характера), эмоц.отгороженность, эгоцентризм, дурашливость, защитное фантазирование, чувство вины, дефицит эмоц. близости и тепла, интровертированность, чувство «я не такой».

Модально – неспецифические нейродинамические нарушения:

Аспонтанность, инактивность, импульсивность, инертность, истощаемость (степень выраженности).____________________________________________________________

Произвольная регуляция деятельности:нарушение контроля за протеканием произвольной деятельности; упрощение программы, соскальзывание на другие формы деятельности, замена сложной программы деятельности инертными стереотипами, нарушение программирования произвольной деятельности (невозможность составления общей схемы деятельности, фрагментарность ориентировки в задании); наличие эхолалий, эхопраксий.

Профиль функциональных асимметрий:

Правша, левша, амбидекстр; наличие стертого левшества; ведущая рука, ухо, глаз.

Состояние высших психических функций

ВНИМАНИЕ.Объем, устойчивость внимания, возможности распределения (результаты выполнения таблицы Шульте, отсчитывания и др.).

Праксис:

Наличие неврологических симптомов нарушений движений в правой \ левой руке (по данным неврологического обследования): парез, нарушения тонуса, атаксия, гиперкинезы.

Кинестетический праксис (мануальный): позы пальцев – выполнение без \ со зрительным контролем; баллы: правая рука _________, левая рука _________;

тип ошибок:________________________________________________________________

Оральный праксис:__________________________________________________________

Динамический праксис (мануальный):1) возможность усвоения двигательной программы по наглядному образцу, 2)способность к автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое.(Обрывистость движений, отсутствие плавности при переключении с одного движения на другое, персеверации, антиципации, контаминация, нарушение двигательных навыков при письме).

Баллы: правая рука: ___________, левая рука: _____________, тип ошибок, коррекция:_________________________________________________________________

Реципрокная координация: ___________________________________________________

Графическая серия:__________________________________________________________

Ритмы по речевой инструкции:________________________________________________

Пространственный праксис:(сохранен; путает правую - левую стороны, заданную плоскость, соматотопические ошибки, трудности право-левых перешифровок, опора на речь помогает/не помогает.

Сомато-пространственный праксис:

Перенос позы на другую руку: с прав. на лев. ______и с лев. на прав._______________

Проба Хэда: Одноручные __________, перекрестные ________ , двуручные _________

баллы _______ , ошибки ____________________________________________________

Конструктивный праксис: (наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок; микро-, макрографии). Баллы: ______ ;

Копирование с поворотом на 180: ______________________________________________

Кубики Кооса: _______________________________________________________________

Оптико – пространственный праксис:

Рисунок (копирование трехмерного объекта):

Рисунок стола_____________________ , копирование домика ______________________

Фигура Тейлора и Рэя-Остерица _______________________________________________

Проба «Слепые часы» ________________________________________________________

ГНОЗИС

3рительный - Наличие сенсорных зрительных нарушений (гемпанопсии, скотомы и др.).

Зрительный предметный: баллы: ________

- узнавание реалистических изображений: ______________________________________ ,

-перечеркнутых изображений: ________________________________________________ .

- наложенных изображений: _________________________________________________ ,

- незаконченных изображений:________________________________________________

Зрительный пространственный нарушение ориентировки в пространственных признаках изображений; в системе координат «верх - низ», «право - лево»

Символический (буквенный, цифровой) (нарушение узнавания букв и цифр; смешение букв., сходных по начертанию; затруднения в подборе одинаковых букв разного шрифта).

Лицевой

Симультанность восприятия, (дополнительно - цветовой)

Слуховой. (Наличие сенсорных слуховых нарушений (глухота и др.).

Слуховой предметный:

Восприятие ритмов: (нарушение оценки и воспроизведения ритмов):

более /менее выражено в случае акцентированных/неакцентированных ритмов, пачек ритмов; отсчет ритмической структуры улучшает / не улучшает выполнение пробы; сужение объема восприятия)

Соматосенсорный гнозис. (Наличие сенсорных кожно-кинестетических нарушений(гипостезия, анестезия и др.).

Соматогнозис (нарушение право-левой ориентировки, игнорирование

левой части тела, искаженное восприятие частей собственного тела, нарушение «схемы тела»)

ПАМЯТЬ.

На текущие события

На упроченные знания (припоминание адреса, дат, таблицы умножения)

Слухоречевая память:

объем памяти составляет …. элементов, запоминание носит продуктивный характер, кривая запоминания,

прочности следов,

избирательность,

персеверации,

Запоминание 2-х групп по 3 слова непосредственное, отсроченное,

Запоминание и повторение фраз, правильное воспроизведение после ? предъявления

удержание порядков элементов (с указанием кривой заучивания, примеров ошибок); влияние смысловой организации материала на показатели воспроизведения (организованный по смыслу материал (тексты, фразы), неорганизованный материал (слова, слоги))

Зрительная память: характеристику объема памяти, прочности следов, избирательности, удержания порядка элементов, наличие оптико-пространственных ошибок (с указанием кривой заучивания);

РЕЧЬ (устная).

Импрессивная:

Понимание ситуативной,/ внеситуативной / обращенной речи,

Замедленность понимания инструкций,

Замедленность понимания при показе картинок по слову

Понимание слов, обозначающих предметы, действия; предъявляемых одиночно и группами;

Понимание серий слов

понимание фраз,

Фонематический анализ и синтез: определение количества букв в слове,

определение 1 и последней буквы в слове

Нарушение понимания логико-грамматических конструкций,

Понимание квазипространственных отношений

Понимание текстов.

Удержание речевого ряда на слух (серию удерживает, порядок соблюдает /не соблюдает, трудности удержания, требуется повторное предъявление

Сужение объема акустического восприятия при повторении

Экспрессивная:

Смазанность, гнусавость

Дисфония (тихий голос)

Скандированность речи

Звукопроизношение нарушено/ненарушено

Запинки отсутствуют, отмечаются

Заикание

Темп речи

Вербальные и литеральные парафазии, поиск слов в спонтанной речи,

Семантические замены при повторении

Сформированность /нарушение /изменение грамматического оформления высказывания (изменение существительных, прилагательных, глаголов по падежам, числам, родам, временам, употребление предлогов,

Фразовая монологическая речь – составление фраз, составление рассказа, пересказ текста.

Словарный запас/ бедность экспрессивной речи

Замедление речевой активности в ассоциативной пробе

Инертность ассоциативных процессов в ассоциативной пробе (повторы, стереотипные словосочетания)

Резонерство

Автоматизированная речь

порядковый счет,

перечисление дней недели, месяцев, времен года

Договаривание пословиц, фраз с жестким контекстом

Повторная речь

повторение звуков, слогов, серий; звуков, слогов, слов разной фонетико-артикуляторной сложности, фраз

Персеверации при повторении серий звуков

Номинативная функция речи

Поиск номинаций, парафазии при назывании

ПИСЬМО.

Списывание, письмо под диктовку,
самостоятельное письмо.

Микро/макрографии на письме

Не удержание строки при письме

Персеверации при письме

Замены гласных/согласных при письме

Незнание правил орфографии

Не вычленение слова при письме (точка, заглавная буква)

ЧТЕНИЕ.

Чтение букв, слов, текстов.

Угадывающее чтение

СЧЕТ.

Состояние числовых представлений:

разрядное строение числа,

позиционное значение цифры;

состояние счетных операций: автоматизированных, неавтоматизированных,

дезавтоматизированность счета,

забывание промежуточного результата при счете,

персеверации при счете,

МЫШЛЕНИЕ.

Невозможность понять смысл сюжетной картинки или рассказа,

Понимание содержания сюжетной картины,

Замедленность понимания с подсказкой.

Импульсивность при анализе картинки или рассказа, или при решении задачи.

установление последовательности серии сюжетных картинок;

понимание смысла текста, пословиц;

классификация;

установление логических отношений (парные аналогии, простые аналогии);

конструктивная деятельность,

Невозможность составить программу решения задачи

дискурсивное мышление (решение задач).

Затруднения при нахождении обобщающего понятия при правильном обобщении

Снижение уровня обобщения.

Состояние операциональных, регуляторных, динамических компонентов мышления.

Нейропсихологический статус.

Таким образом, на первый план выступает

Нейродинамические нарушения

Топический диагноз: Таким образом, результаты нейропсихологического обследования позволяют говорить о

префрнтальные, премоторные, медиобазальные лобные отделы правого/левого полушария,

затылочные, зона ТРО, верхне-теменные, нижне-теменные, средне-височные, верхне-височные, медиальные височные (лимбические структуры), базально-височные отделы правого/левого полушария,

глубокие подкорковые структуры мозга: нижние отделы ствола, диэнцефальные отделы, мозолистое тело, подкорковые полушарные структуры (базальные ядра).

Наши рекомендации