Субъекты и участники конфликта
Эти два понятия не всегда тождественны.
Субъект конфликта – активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
Участник конфликта может:
a) Сознательно или не вполне сознавая цели, задачи противостояния принять участие в конфликте;
b) Быть случайно или помимо его воли вовлеченным в конфликт.
В ходе конфликта статусы участников и субъектов конфликта могут меняться местами.
Участников конфликта различают:
· Прямые;
· Косвенные.
Косвенные участники преследуют свои личные интересы и могут:
· Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
· Содействовать уменьшению интенсивности конфликта и полному его прекращению;
· Поддерживать ту или иную сторону конфликта, или обе стороны одновременно.
Термин «сторона конфликта» включает в себя, как прямых, так и косвенных участников конфликта. В качестве первичных субъектов трудового конфликта оказываются отдельные работники, трудовые группы, коллективы организаций, если их цели сталкиваются в процессе труда и в распределительных отношениях. Именно они осознают и принципиально относятся к возникающим противоречиям. Присоединение участников к конфликту происходит по множеству мотивов (заинтересованное отношение, поддержка правой стороны, просто желание поучаствовать в событиях).
Организационный конфликт может принимать множество форм. Но независимо от природы конфликта менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им.
Классификация организационных конфликтов.
Классификация может быть осуществлена по ряду признаков:
I. По количеству участников:
· Внутриличностные;
· Межличностные;
· Между личностью и группой;
· Межгрупповые;
· Межорганизационные.
II. По статусу участников:
· Горизонтальные (между сторонами, имеющими одно социальное положение);
· Вертикальные (между сторонами, находящимися на разных ступенях управленческой иерархии).
III. По особенностям социальных отношений:
· Деловые (по поводу выполняемых функций);
· Эмоциональные (связанные с личным неприятием).
IV. По степени выраженности конфликтов:
· Открытые;
· Скрытые (латентные).
V. По организационной оформленности:
· Стихийные;
· Организационно оформленные (письменно фиксируются требования).
VI. По преобладающим последствиям для организации:
· Диструктивные (тормозят деятельность организации);
· Конструктивные (способствуют развитию организации).
Структура конфликта.
Составляющими элементами конфликта являются:
1. Оппоненты – субъекты и участники конфликта;
2. Конфликтная ситуация – база для конфликта;
3. Объект конфликта – конкретная причина конфликта, его движущая сила. Объекты могут быть трех видов:
1) Объекты, которые не могут быть разделены на части;
2) Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками;
3) Объекты, которыми участники могут владеть совместно.
4. Причина конфликта – могут быть внутренними и внешними, объективными и субъективными.
Объективные:
· Ограниченность ресурсов;
· Структурная зависимость участников производственного процесса друг от друга и другие моменты.
Субъективные:
· Различия в ценностях, в ценностных ориентациях, нормах поведения работников;
· Личностные особенности характера.
5. Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Может произойти случайно или может быть спровоцирован субъектами конфликта. Инцидент знаменует переход конфликта в новое качество, при этом возможно 3 варианта поведения сторон конфликта:
· Стороны стремятся уладить возникшие разногласия и найти компромиссное решение;
· Одна из сторон делает вид, что ничего не произошло (уход от конфликта);
· Инцидент становится сигналом к началу открытых столкновений.