Ступени жизни (при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них) – растительная, животная, человеческая

· Растительная и животная душа понимались материалистически.

Способность чувственного познания, память, стремление, влечение и вообще воля, желание, сюда же можно отнести еще удовольствие и страдание – принадлежат и телу, и душе

· Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Понимается идеалистически! Чувствуется качественное отличие ч-ка от жив.

Описание видов ее деятельностен (способностей) он выбирает в качестве способа изложения всего известного о душе

· познавательные способности,

· движущие способности,

· чувства и аффекты,

· общий склад души (характер).

· 5. Представления о душе в античном атомистическом материализме (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)

· Вершина античного материализма - атомистический М, родоначальники: Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н. э.).

· Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы.

· В элинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (IV— III вв. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». В этой школе в связи с изменением исторической ситуации центр тяжести в философии смещается с вопросов, касающихся природы, на проблемы человека, познание природы начинает занимать подчиненное место. Последователем Эпикура в Риме до I в. до н. э. был Лукреций, изложивший эпикурейское мировоззрение в философской поэме «О природе вещей».

·

· АМ: Все существующее состоит из двух начал — бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы — мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувст­вам, различающиеся по форме, величине и подвижно­сти. Все вещи образуются из составляющих их атомов.

·

· (Краткая биография Демокрита) Демокрит родился в городе Абдеры, в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему самое лучшее образование, однако Демокрит счел необходимым предпринять несколько длительных путешествий, чтобы получить необходимые для себя знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в Египте, Персии и Индии. На эти путешествия Демокрит потратил почти все деньги, оставленные ему родителями, а потому, когда он вернулся на родину, его сограждане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное заседание. Демокрит должен был оправдать свое поведение или навсегда покинуть родной дом. В свое оправдание Демокрит, доказывая согражданам пользу полученных им знаний, прочитал народному собранию свою книгу "Большой мирострой" (которая, по мнению современников, была его лучшим произведением). Сограждане сочли, что деньги были им потрачены с пользой. Демокрита не только оправдали, но и вручили ему большую денежную награду, а также воздвигли медные статуи в его честь.

· Учение о душе

· Демокрит (460-370 гг.до нэ):душа – поток огненных атомов. Весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телуà душа является источником активности, энергии для тела; это причина движения тела. Душа – продукт распределения атомов в теле. Душе приписывается движение в материальном смысле как пространственное перемещение.

· Панпсихизм: все имеет душу (и камень, и растение, и мертвец – просто у него мало души)

· После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.

· !!! Душа – продукт организации тела, а не изначальный принцип; не существует вне тела. Ограниченность Д: количественный принцип, не позволяющий отличить пси пр-ссы от материальных. Душа – тело, но особое (эта идея – весь АМ).

· Душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств.

· По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощу­щать.

· Учение о познании

·

· 2 вида познания: ощущение (или восприятие) и мышление. Начало и источник познания –овес; дают знания о вещах (ощущение не может возникнуть от несуществующего, не обманет). Демокрит называет чувственное познание «темным» родом познания (оно не может проникнуть до слишком малого, до атома, до сокровенного, по Эпикуру).

· Восприятие – физич процесс. В органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами, идолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств, истекая ото всех предметов внешнего мира ("теория истечений"). При соприкосновении эйдолов с атомами души (встречный поток атомов, ощупывают образы) àощущение, познаем св-ва окр предметов. Все ощ контактны. БЕЗ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТА

· Наивненько, но круто, что попытались объяснить естественным путем.

· Эпикур защищает теорию истечений. Он указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.

· Лукреций останавливается на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия, способной производить ощущение, о восприятии расстояния и др.

·

· Мышление. Обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень – понятийный (рез-тат Д мышления); М- продолжение О. М дает нам больше знаний, чем О (нельзя увидеть атомы, но размышляем – они существуют). По Демокриту, это истинное познание, светлое, схватывает атом. По Эпикуру, в отличие от О, М дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большее количество частных явлений, а О – единичное представление.

·

·

· Стоики говорили: когда человек рождается, его управляющая часть души подобна листу папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, и его первая запись производится чувствами.

·

· АМ: чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они различаются. Сходство: в основе того и другого лежит истечение образов от предметов. « никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа»

· Демокрит - понятие первичных и вторичных качеств предметов.Первичные действительно существуют в предметах (вес, поверхность, гладкая или шероховатая форма). Вторичных (цвет, запах, вкус) нет в предметах, их придумали сами люди для своего удобства

·

· Проблема чувств

· Чувства рассматривались в связи с этическими проблемами как основание для этики. Демокрит: удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. Цель жизни- «хорошее спокойное расположение духа (эвтюмия), не равно удовольствию; когда нет страха и боязни демонов или др страсти. Для этого нужно сделать свои удовольствия не зависимыми от преходящих вещей, «умеренность в наслаждении и гармоническая жизнь»

· Эпикур: Цель жизни - разумное удовольствие (свобода от неудовольствия, бестревожность – атараксия). Чувства, нарушающие спокойствие: страх смерти и страх перед богами. От этого нужно освободиться (существование богов не отрицается) с помощью теор познания.

·

· Лукреций: чувства целиком зависят от разума. В противном случае, они вводят нас в заблуждения.

·

· Проблема воли и характера

· Демокрит: учение о необходимости и случайности - жесткий детерминизм (причинная обусловленность всего, нет места случайности). Все существующее в мире подчинено необходимости. Мир возник в результате вихреобразного движения атомов, в процессе которого атомы сталкиваются, кружатся, склеиваются и образуют небесные светила и другие сложные тела. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе, и движения души всецело обусловливаются извне. Детерминированность всего снимает всякую свободу и потому — моральную оценку, невозможность решить проблему свободы воли. Д первый сказал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир(в т.ч.понимание законов, которые управляют миром и судьбой человека).

· Эпикур, распространив учение о самопроизвольном отклонении атомов на природу человеческого поведения, считал, что каждый человек наделен элементом свободы воли. Он не только находится под воздействием внешних сил, но является и активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, исполняющим намерения и достигающим блага при жизни.

· Диалектическую концепцию соотношения свободы воли и необходимости продолжил Лукреций.

·

Наши рекомендации