Интонационная концепция происхождения человека
Мы подошли к главному, кульминационному, моменту интонационной теории, обойти который невозможно. Нам нужно, основываясь на теоретических посылках интонационной теории, объяснить происхождение человека. В этом вопросе всегда было много неясного. Дарвин дал научную гипотезу о происхождении человека из обезьяны путем естественного отбора. Но путем естественного отбора обезьяна должна была превратиться в другую обезьяну. У нее могло быть больше или меньше шерсти, она могла лучше ходить и походить на человека, но это не устраняет главного – установки ее сознания на удовлетворение инстинктов. Это значит, что какого бы внешнего вида она бы ни достигла, удовлетворив эти инстинкты, она ничего больше от окружающей среды не требовала бы. Поэтому гипотеза Дарвина является, как говорят англичане, попыткой перескочить одну пропасть в два приема. Необходимо найти только одно звено, потянув за которое мы могли бы вытянуть всю цепочку. Попробуем найти это звено.
Мы знаем, что сознание животного позволяет ему установить границы его тела в окружающем мире и предпринять поиск с целью удовлетворения инстинктов. Эти установки диктуются биокибернетической системой видового подсознания, программа которой всего одна – установить оптимальное соответствие вида с окружающей средой. Эта программа дает возможность скорректировать вид при несущественных изменениях окружающей среды, но не более. Поэтому, когда среда обитания меняется кардинально, вид уже не в состоянии приспособиться и вымирает.
Сознание человека также позволяет ему установить границы его тела в окружающем мире и заставляет его предпринять поиск с целью удовлетворения инстинктов. Но удовлетворение инстинктов не приводит к удовлетворению сознания и не приведет никогда. В нашем сознании заложен многоцелевой поиск – достижение одной цели вызывает желание добиться большего, и так до бесконечности. Это похоже на задачу дойти до линии горизонта. Безусловно, это коренное отличие человека от животного должно было быть заложено в него изначально, но как? Это могло сделать только видовое подсознание. Зачем это ему понадобилось? Ответ может быть только один – оно получило информацию о том, что оптимальное соответствие вида среде резко нарушено.
Но ведь другой программы у подсознания животных нет! Их подсознание скоммутировано в биокибернетическую систему, не способную к самоорганизации. Следовательно, именно о создании такой системы, принципиально и качественно иной, идет речь. Кибернетическая система, способная к самоорганизации, способна менять программу низшего уровня на программы высшего уровня. Итак, нужно было создать смену программ на основе обратной связи с окружающей средой, исходя из основного принципа работы кибернетической системы – информативного цикла, состоящего из четырех действий – поиска информации, передачи информации, накопления информации и переработки информации. Поэтому эволюция человека включает четыре программы:
Поиск информации, программа I – найти среду, соответствующую
человеку (кочевье)
Передача информации, программа II – достичь соответствия,
приспособившись к среде (оседлость)
Накопление информации, программа III – создать соответствие,
усовершенствовав человека (культура)
Переработка информации, программа IV – создать соответствие,
усовершенствовав среду
(цивилизация).
Природа должна была выбирать – создать ли ей принципиально иной вид, вложив ему в подсознание самоорганизующую систему, либо воспользоваться уже имеющимся биологическим материалом, перестроив его соответствующим образом. Но прежде ответим на вопрос – а что это такое – природа? Бог, природа, Высший разум или еще что-нибудь? Теория биокоммутации позволяет ответить на этот вопрос так: природа – это гигантская межвидовая биокибернетическая система, способная к самоорганизации высшего уровня, скоммутированная при помощи биокоммутации всех возможных типов, как интонационной, так и любой другой. Это не противоречит основному принципу кибернетики, по которому кибернетической системой может быть множество связанных объектов любой природы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Основная установка такой системы, очевидно, создавать соответствие живых форм неживым. Мы все – муравьи, тигры, амебы, крокодилы, люди – являемся элементами этой системы.
Итак, мы остановились на том, что природа должна была выбирать между созданием совершенно нового вида либо использовать подходящий вид животного. Целесообразно было попытаться пойти по второму пути, поскольку создание принципиально нового вида потребовало бы многих миллионов лет эволюции, а этот вид – вид высокоорганизованных человекообразных обезьян – был обречен. Как это произошло?
Очевидно, несколько миллионов лет назад, в кайнозойскую эру, точнее в эпоху миоцена, произошло резкое похолодание, вызванное наступлением ледников, что привело к урагану, потопу, землетрясению или другому стихийному бедствию, уничтожившему привычную для такого вида обезьян среду обитания. Скорее всего, это были дриопитеки. Большое стадо обезьян, превышающее 50 тысяч, спасаясь от стихийного бедствия и подчиняясь стадному инстинкту и приказу подсознания, собрались в убежище. Они визжали, стонали, выли от смертельного страха. В какой-то момент возник интонационный резонанс, вызвавший невероятную интонационную перегрузку подсознания, в результате чего цепь разомкнулась и перекоммутировалась в биокибернетическую систему нового типа, способную к самоорганизации.
Эта система констатировала, что старая программа подсознания на приспособление неминуемо приведет к вымиранию вида. И заменила ее программой на поиск оптимальной среды обитания, соответствующей виду. Эта программа сняла с функции сознания ограничение на поиск, связанный с удовлетворением инстинктов и вложила в него поиск оптимальной ситуации для личности. Это был гениальный ход. Теперь представитель нового вида был обречен вечно искать, находить и снова искать, не находя удовлетворения. В основе этой неудовлетворенности лежало атавистическое воспоминание об утраченном оптимальном соответствии окружающей среде (как бы об изгнании из рая).
Сознание человека работало в следующем режиме – каждую цель оно разбивало на более мелкие цели и решало – идти налево или направо, вместе или поодиночке. Как следствие установки на многоцелевой поиск, его решающему устройству обеспечивалась свобода выбора, без которой поиск бессмысленен, однако это придавало решениям сознания ярко выраженный субъективный характер, на них влияли эмоции, настроения, характер и т. д. Поэтому решения стратегического плана подсознание брало на себя (поскольку на него субъективные факторы не влияют, а переработка информации происходит на объективном биохимическом уровне). Все это исключало возможность сознания работать, как кибернетический системе, – этому препятствовал субъективный подход к информации. Как пример, возьмем строевой устав. Он лишает солдата свободы выбора, поскольку в нем регламентирован каждый шаг. Именно это создает из солдата элемент, пригодный для системы управления. Но тем самым, он становится непригодным для поиска со свободой выбора. Такой поиск всегда является творческим актом и приводит к накоплению информации. Мы сейчас плохо представляем, чем занимались первобытные люди миллионы лет, какую информацию они собирали. Для того чтобы представить это, попробуйте вообразить, что вы сломали руку. Каждая мелочь для вас превращается в проблему – как застегнуть пуговицу, как зажечь спичку. Чтобы ее решить, нужно творческое усилие. Вначале всё требовало творческого напряжения, и неизвестно, что было труднее, – построить телегу или паровоз. Для такого поиска был необходим обмен информацией не только на уровне подсознания, но и на уровне сознания. Обмен информацией уменьшал вероятность дублирования поиска в одном направлении и сообщал о его результате. Так возникла вторая сигнальная система, занимающаяся коммутацией сознания – речь. Теперь интонационная коммутация связывала и сознание, и подсознание – сознание на уровне грубых интонационных сигналов, подсознание – на уровне гораздо более тонком, что обеспечивало возможность сознания осуществлять свободу выбора при поиске независимо от системы подсознания. И свобода выбора, и речь, и ассоциативное, а затем и аналитическое мышление возникли как следствие снятия ограничений на поиск, которое, в свою очередь, было следствием перестройки кибернетической системы подсознания на принцип самоорганизации.
Опишем вкратце интонационный процесс эволюции человека. Он состоит из сменяющих друг друга циклов, образующих интонационную спираль. В каждом интонационном цикле преобладает либо коллективное, либо индивидуальное начало, вследствие чего в интонации преобладает либо коллективная сила, включающая в поведении человека алгоритм примата общества над личностью, либо индивидуальная, блокирующая этот алгоритм и включающая алгоритм примата личности. Интонация с преобладанием индивидуальных сил вытесняется интонацией с преобладанием коллективных сил, и так далее, причем процесс этот постоянно ускоряется. Смена интонационных эпох приводит к социальным катаклизмам, болезненным и кровавым.
Попробуем описать, каковы были интонационные циклы, создавшие интонационную спираль.
I. Начало эволюции прошло под знаком катастрофы, лишившей человекообразных предков соответствия среде обитания. Индивидуальные интонационные вопли многотысячного стада соединились в единую праинтонацию, объединившую подсознание всех в самоорганизующую кибернетическую систему, решающее устройство нового типа. Эта система дала установку на неограниченный поиск. Первой программой коллективного подсознания стал поиск среды обитания, соответствующий новому виду. Так возникла первая эпоха эволюции – кочевья, включающая в себя первые четыре цикла.
Первый цикл заключался в создании поисковых групп. Это требовало включения подсознательного управления – разделения на небольшие группы (стаи). Новые существа, еще не ставшие людьми, но уже не бывшие животными, должны были постепенно овладеть процессом прямохождения. Ввиду того что центр тяжести висевшей на дереве обезьяны падает на мускулы нижних конечностей, они были сильнее развиты. Поэтому на земле (а им, очевидно, пришлось отказаться от постоянного обитания на деревьях из-за непогоды) передние конечности как более слабые оказались в невыгодном положении. Они были приспособлены для мощных разовых усилий, а не для постоянной нагрузки, и передвигаться на четвереньках стало неудобно. Кроме того, обезьяны привыкли координировать движения при поднятой голове. Появилась тенденция к прямохождению, а значит, уменьшилась роль жеста в передаче информации – на земле он был менее заметен. Усилилась роль интонации.
II. Второй цикл – появление охотников-одиночек. Это было необходимо для охоты на новых территориях и здесь действовали пробудившиеся сознательные силы. Охотником был отчаянно смелый человек, быстро соображающий и реагирующий на опасность.
III. Третий цикл – возникла новая важная фигура – шаман, снимающий страх перед стрессом, перед сильным зверем, мобилизующий на общее дело. Это было первичное проявление музыкально-поэтический интонации, хотя слов в нем еще не было – был только барабанный ритм и интонирование, вызывающие интонационный резонанс. Это вновь было проявление подсознательных сил.
IV. Четвертый цикл – образование первой социальной структуры – племени и вождя, как первого представителя сознательной власти. Вождь еще выбирался, но степень подчинения ему повышалась. К этому времени поисковые группы в основном распределили территорию, поэтому каждое племя стало относиться к территории, где оно охотилось, как к своей среде обитания. Это было началом появления этнических групп и зарождении психологии собственности, пока еще групповой. Очевидно в этом цикле научились пользоваться огнем и камнями – первое отличие людей от животных, первый признак человеческого интеллекта. Наступил каменный век.
Эти четыре цикла завершили первую программу коллективного подсознания – поиск соответствующей среды обитания или кочевье. Кочевье требовало личной инициативы, множество дорожных впечатлений требовали эмоционального выхода, и эти переживания, возможно, были первыми личными музыкальными интонациями, с помощью которых первобытные люди пытались передать свои впечатления. Они подражали голосам природы, пению птиц, реву диких зверей, стону осиротевших зверенышей. Все эти впечатления положили основу интонационной азбуки и резко обострили интонационный слух. Недаром племя цыган, до сих пор еще подчиняющееся первой программе коллективного подсознания и обреченное на вечные скитания, отличается особой музыкальностью и эмоциональностью интонационного языка.
Первая программа приблизила первобытное человечество к соответствию со средой, но не добилась его.
Поэтому была включена вторая программа – достижение соответствия на выбранной территории. Так было положено начало эпохе оседлости, которая также состояла из четырех циклов. Продолжим их описание.
V. Пятый цикл был связан с освоением территории, и в нем преобладали подсознательные силы, выдвинувшие женщину как хранительницу очага на первое место – началась эпоха матриархата. Очевидно, мать была первой заклинательницей огня. Началось возникновение язычества. Были заложены первые предпосылки создания семьи, но психология собственника пока еще ограничивалась средой обитания, понимаемой как место охоты. Так возник культ огня, солнца, так возник пантеизм.
При матриархате впервые сложилось понятие родовой, или коллективной, семьи. В ней дети не знали отца и родственные отношения строились по принципу материнства. Брак внутри материнского рода запрещался – свидетельство действия охранительных сил коллективного подсознания – ведь туземец не мог понимать, что иначе кровосмешение неминуемо привело бы к вырождению рода. Коллективное подсознание рода регулировало вопросы семьи и брака: там, где не хватало продуктов питания и воды, возникала полигамия, т. е. многоженство, препятствующее росту населения. Там, где охота была опасна и часто кончалась гибелью мужчины – охотника, возникала полиандрия, т. е. многомужество. В пятом цикле возникла музыкально-поэтическая интонация, было спето первое слово – мама. Возник поэт, как первый его творец, первый интонационный определитель понятий. Почему мы считаем, что такова роль поэта? Возьмем слово «медведь». Оно означает – это тот, кто ведает (знает), где мед, но кого нельзя назвать, т. к. это очень сильный и страшный зверь и на его имени табу (запрет). Кто, если нe поэт, способен уложить всю эту информацию в емкое и поэтичное слово «медведь»? Так появился поэт – интонационный проводник коллективного подсознания и сознания.
VI. Шестой цикл – патриархат – следствие дальнейшего роста сознания. Окончательно сформировалась вторая сигнальная система – речь. Среда обитания стала пониматься не только как место охоты, но как средство добывания пищи. Возникло земледелие, а следовательно – разделение земли на участки. Охотник превратился в земледельца, укрепилась психология собственника. Роль хранительницы очага отошла на второй план, а на первый план выдвинулся хозяин, который владел плодами земли, а также владел женщиной и детьми от нее. Они же помогали ему обрабатывать землю и кормились от нее.
Развитие второй сигнальной системы – языка – включило и развитие одной из главных функций сознания – руки. Люди учились ремеслу, сначала они делали лук и стрелы, теперь они могли преобразовать лук в скрипку, а стрелу – в смычок – растущее сознание помогало их воображению.
VII. Седьмой цикл – создание родового общинного строя и рабства – следующий этап развития подсознательных сил. Родовые отношения, возникшие из семейных, привели к конфликтам, ревности, родовым и племенным распрям. Все это создало социальный комплекс противоречий, свойственный родовому строю. Коллективное подсознание рода пыталось погасить противоречия созданием общественных форм собственности (родовые общинные отношения). Групповая общинная собственность не спасала от внутриобщинных и межплеменных конфликтов. Однако растущие собственнические тенденции и прогресс в ведении хозяйства привел к растущему натуральному товарообмену, росту торговли и ремесленничества. Все это привело к мысли о выгоде использования пленных в качестве невольной рабочей силы. Появилось рабство.
VIII. Восьмой цикл – реализация сознательных сил для формирования семьи и для концентрации власти. Власть понадобилась для охраны собственности для гарантии передачи ее наследникам, т. е. для реализации новой структуры – семьи, а с ней – рода, общины. Так появилось государство и нация. Государство обеспечило дальнейшие условия для роста прикладного искусства и ремесел, закрепило социальное неравенство – рабство, оно окончательно разделило человеческое общество на «своих» и «чужих». Родоплеменная вражда превратилась в войны между государствами.
Восьмой цикл завершил вторую программу коллективного подсознания – оседлость и выработал новый способ подхода к достижению соответствия со средой обитания – частную собственность. Это было бы приближением к соответствию со средой, если бы в этом процессе единая система коллективного подсознания не оказалась разделенной на множество конкурирующих подсистем. Иначе говоря, кроме среды обитания человечество создало социальную среду, разъединенную на «своих» и «чужих». «Свои» прятали информацию от «чужих», конкуренция за информацию привела к созданию множества языков, дополнивших это разъединение, факторы разъединения были: социальный (рабы и хозяева) и национально-родовой (язык, этнос, общинная собственность).
В условиях нового кризиса коллективное подсознание выработало третью программу – накопление информации – самоусовершенствование личности и общества. Это привело к созданию эпохи культуры. Так началась вторая половина интонационной спирали. Определим основные тенденции в этих циклах.
IX. Девятый цикл – это колоссальная по художественному впечатлению работа коллективного подсознания по созданию морального императива, религиозных норм поведения. Именно здесь возникла музыкально-поэтическая интонация в подлинном своем качестве. В этот период создавались Ветхий Завет, индийский религиозный эпос, древнегреческая мифология. Но наиболее последовательным был иудаизм с верой в Единого Бога, создателя всего сущего. Концепция иудаизма практически соответствует Ветхому Завету и главное здесь вера в то, что Бог един – для богатых и нищих, для хозяев и рабов, для иудеев и неиудеев. Все люди должны подчиняться единым моральным заповедям, данным Богом пророку Моисею. Страшный суд установит, кто соблюдал эти заповеди, а кто нет. Грешники наказываются вечной мукой, а праведники вкушают вечное блаженство. Эта религиозная конструкция абсолютно непротиворечива и действенна. Она стала моральным противовесом деспотической государственности.
Х. Десятый цикл – не менее впечатляющее развитие сил сознания, появление совершенного художественного интеллекта, наиболее последовательно выраженного в достижениях Античности. Орфей, Гомер, Софокл, Аристотель, Платон – титаны художественной и философской мысли, продолжившие процесс познания и самопознания. Кризис античности – возникновение Римского тоталитаризма, распад государственной системы.
XI. Одиннадцатый цикл (Средневековье) – новый колоссальный взлет коллективного подсознания – христианство. Христос выдвинул новый постулат религиозной морали – любовь. «Возлюби ближнего, как самого себя». Новый Завет был и продолжением Ветхого Завета и отказом от его жестокости. Иудаизм не принял Новый Завет с его тремя ипостасями Единого Бога в виде Бога – Отца, Бога – Сына, Бога – Духа Святого. Это был первый раскол библейской концепции, но он привел человечество к приобщению к духовности, как школы личного самоусовершенствования. Под знаком духовности развивалась музыкально-поэтическая интонация следующих циклов. Но и этот цикл закончился кризисом подсознания – разделением христианской религии на православную и католическую.
XII. Двенадцатый цикл – следующий великий реванш сознания – Возрождение. Это пик человеческой культуры и завершающий этап программы коллективного подсознания (но, конечно, культурное развитие на этом не остановилось).
Религиозное мировоззрение, работа интеллекта над процессами познания на этом этапе были непротиворечивы, что свидетельствовало о гармонии сознательных и подсознательных сил. Результатом этого был выработанный ими моральный императив, понимаемый нами как совесть. Совесть – внутренний цензор соглашения сознания и коллективного подсознания, в котором отражены оптимальные нормы социальных и личных отношений.
И однако программа саморазвития социального и личного самоусовершенствования не дала необходимого результата – достижения соответствия человечества со средой обитания. Для этого понадобилась четвертая, заключительная программа – передача информации, усовершенствование среды обитания. Четвертая программа – цивилизация – стала возможна в результате научно-технического прогресса, достигнутого сознанием человека и ростом культуры управления, достигнутого коллективным подсознанием человечества. Однако четвертый этап оказался самым трудным, т. к. он потребовал внедрения в среду обитания, требующую гигантской энергии. Человек истощал среду энергетически, с другой стороны он подвел себя и среду к роковой грани необратимого ухудшения или окончательной поломки.
Для того чтобы этого не произошло, нужно было совместить две тенденции – создание массового собственника, извлекавшего из среди обитания максимум и в то же время входящего с ней в соответствие (психология малого соответствия) и создание социальной психологии равенства для реализации возможностей всех.
XIII. Тринадцатый цикл – Реформация или Просвещение. Возникло третье сословие – сословие мелких собственников. Они стремились к знаниям и потребовали религии, смысл которой им был бы понятен. И коллективное подсознание выработало такую религию – Реформаторскую церковь с идеей социальной справедливости. Но при этом произошел раскол католической церкви (в 1536 году).
XIV. Четырнадцатый цикл – либерализм, взлет сил сознания, приведших к Великой французской революции в 1789 году. Он привел к осознанию человечеством прав личности и к появлению психологии борьбы – с конкурентами, с обстоятельствами, с природой. Начинается бурное освоение земных недр, рост науки и технологии, эксплуатация среды обитания. Психология борьбы и конфликта выразилась в интонации Романтизма.
XV. Пятнадцатый цикл – тоталитаризм, реакция коллективного подсознания, не сдерживаемая расколотой религией. Это привело к росту коллективной подсознательной агрессии и к периоду мировых войн и социальных революций (1914–1917 годы). Возникла подсознательная социалистическая психология всеобщего равенства, разъединившая мир на 2 лагеря. В ряде стран – России, Германии – это привело к тоталитарным режимам.
XVI. Шестнадцатый цикл – мировое единство, кризис социальной идеи, приведший к распаду социалистического лагеря (1984 год). В этом цикле возникли две драматических проблемы – проблема сверхэнергии, грозящей уничтожением человечеству, и проблема поломки окружающей среды. Эти проблемы можно решить только объединенными усилиями сознательных и подсознательных сил.
При расчете таблицы интонационной спирали мы будем исходить из формулы подсознательной информации, полученной нами из теории информации
n = 2ИПС или ИПС = log2n
Считая, что перед шестнадцатым циклом в 1984 году численность человечества была равна @ 4,5 млрд., мы получим ИПС = 32. Исходя из средней продолжительности биологической активности человека 32 года, мы получим минимальное время периода интонационного цикла, в течение которого возможно удвоение численности. Тогда расчетная таблица интонационной спирали будет выглядеть так.
Расчетная таблица интонационной спирали
Колич. инфор-мации И | Численность n = 2Иnc | Хронология | Период цикла | Число поколе-ний в цикле | Наименование цикла | Программа эволюции |
131 072 | до н. э. 2–1 млн. | 1 млн. | 32 768 | Катастрофа | кочевье | |
262 144 | 1 млн.–520 тыс. | 524 тыс. | 16 384 | Групповой | ||
524 288 | 520–260 тыс. | 262 тыс. | 8 192 | Шаманизм | ||
1 048 576 | 260–128 тыс. | 131 тыс. | 4 096 | Племенной | ||
2 097 152 | 128–63 тыс. | 65 тыс. | 2 048 | Матриархат | оседлость | |
4 194 304 | 63–31 тыс. | 32 тыс. | 1 024 | Патриархат | ||
8 338 608 | 31–4 тыс. | 16 тыс. | Общинный | |||
16 777 216 | 14–6 тыс. | 8 тыс. | Государственный | |||
38 554 432 | 6–2 тыс. | 4 000 | Шумеро-вавилонский | культура | ||
67 108 864 | 2000–0 | 2 000 | Эллинизм | |||
134 млн. | нашей эры 0–1024 | 1 024 | Средневековье | |||
268 млн. | 1024–1536 | Возрождение | ||||
536 млн. | 1536–1792 | Реформация | цивилизация | |||
30* | 1 073 млрд. | 1792–1920 | Либерализм | |||
31* | 2 147 млрд. | 1920–1984 | Тоталитаризм | |||
4 295 млрд. | 1984–2016 | Объединение | ||||
8590 млрд. |
* Если принять уточненную дату Рождества Христова – 3 год до н. э., то начало 30 цикла падает на 1789 год (Французская революция), а начало 31 цикла – на 1917 год (Русская революция).
Обращает внимание внутренняя периодичность интонационной спирали – шестнадцать циклов разделены на четыре программы по четыре цикла. Чем это объяснимо?
В первой части этой работы в главе «Интонационный цикл и интонационная спираль» мы изучали интонационный цикл, складывающийся в борьбе противоположных интонационных сил – ладовой и тональной. Ладовая сила в интонации – это инициация коллективных сил подсознания. Тональная сила – это инициация индивидуальных сил сознания. Оказалось, что интонационный цикл состоит из 4-х стадий: колларного тезиса, монарного антитезиса, кризиса и синтеза. Теория интонации исходит из того, что интонационный процесс, интонационная спираль – точное отражение эволюции, а музыка – модель эволюции. Если это так, то полученные нами стадии должны соответствовать закономерностям интонационного цикла и интонационной спирали.
Таблица стадий эволюции
\ Стадии Программы \ | Тезис | Антитезис | Кризис | Синтез |
Кочевье | стая | охотник-одиночка | шаман | племя |
Оседлость | мать-хранитель-ница очага | отец-хозяин | рабство | семья |
Культура | Единый Господь | Богоравный герой | Фанатизм | Мораль |
Цивилизация | Социум | Личность | Тоталитаризм | Сообщество |
Каждая стадия эволюции – это развилка между силами сознания и подсознания. Делая выбор, человечество увеличивает количество информации в системе на единицу. Исходя из формулы n = 2И это значит, что численность при этом удваивается, а период стадии сокращается вдвое. Таким образом, каждая программа – это интонационный цикл из 4-х стадий – Тезиса, Антитезиса, Кризиса и Синтеза. Вся эволюция – это спираль, поднимающаяся вокруг оси информации. Время эволюции конечно. В эволюции реализуется информативный цикл и четыре его программы – поиск информации – Кочевье; передача информации – Оседлость; накопление информации – Культура; переработка информации – Цивилизация.