Объема внимания на цифровом материале
«Найди числа»
Оборудование: секундомеры, указки, 4 цифровые таблицы с числами (количество цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первично же таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры разбросаны в случайном порядке.
Таблицы
Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух».
Психолог фиксирует время и количество допущенных ошибок.
Игра «Пуговица»
Играют два человека. Перед ребенком располагаются два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки. Начинающий выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй должен расположить пуговицы на своем листе бумаги. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра. Эту игру можно использовать в работе по коррекции памяти, пространственного восприятия, мышления.
В практической психологии предлагается достаточно большое количество психотехник для развития объема внимания (см.: К. К. Платонов «Занимательная психология», 1964; Н. Н. Цзен и Ю. М. Пахомов, «Психотехнические игры», 1988; Е. И. Рогов, «Настольная книга практического психолога в образовании», 1996; и др.).
Недостаточная концентрация внимания проявляется в его неустойчивости, когда ребенок не может длительно сосредоточиться на задании и отвлекается на побочные раздражители. Недоразвитие концентрации внимания может наблюдаться при всех формах ЗПР, но чаще встречается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.
Как правило, занятия на развитие концентрации вниманияпроводятся индивидуально или в небольшой группе детей, обязательно в игровой форме.
Оборудование: секундомеры, специальные бланки: перепутанные линии, корректурные бланки (цифровые и буквенные), вырезки из текстов. Для проведения занятий можно использовать любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные задания
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом выполнения заданий психолог дает соответствующую установку. Например: «Вот тебе шифровка, ты разведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое. После быстрого выполнения задания ты должен передать этот бланк своему товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки». Такая установка оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.
Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Ребенку обязательно предлагаются домашние задания.
Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву)».
По мере овладения заданием правила усложняются:
• меняются отыскиваемые буквы;
• по-разному зачеркиваются и др.;
• одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается,
вторая подчеркивается;
• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.
Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в начале занятия.
Опыт нашей работы показал, что уже через месяц занятий у ребенка с ЗПР наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях.
Упражнения на концентрацию внимания целесообразно проводить в соревновательной форме. Например, группе из 3—5 человек предлагается внимательно рассмотреть предметы, которые психолог в течение одной-двух минут показывает (например, ручка, карандаш, футляр, камешки, небольшая кукла, машинка и пр.). Затем эти предметы закрывают, и психолог предлагает детям подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки. Дети описывают выделенные признаки на листе бумаги, затем психолог оценивает количество выделенных признаков каждым ребенком, и выигрывает тот, кто описал самое большое число признаков предметов.
Для развития концентрации внимания у детей можно использовать игру «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его действия (как отдельные движения, так и их последовательность).
В процессе психологической коррекции необходимо использовать упражнения на концентрацию внимания не только в зрительной, но ив слуховой, осязательной и двигательной модальностях.
Для коррекции концентрации внимания в слуховой модальности целесообразно использовать арифметические диктанты.Занятия проводятся с небольшой группой детей. Инструкция: «Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я вам скажу: "Пишите"»!
Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи для детей первого класса могут быть такими:
«Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числе отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!» (ответ: 3).
Для детей более старшего возраста задачи усложняются: Например: «Даны два числа: 56 и 92... вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное число умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!» (ответ: 15).
Рекомендуется предлагать детям самим придумывать задачи и впроцессе игры задавать их друг другу.
Опыт нашей работы показал высокую эффективность таких упражнений для детей с ЗПР. Однако у детей с ЗПР церебрально-органического генеза выполнение этих упражнений вызывает значительные затруднения. В связи с этим необходимо соблюдение принципа от простого к сложному. На первых этапах психолог предлагает ребенку наиболее доступные для него задачи, правильное выполнение которых обязательно должно поощряться.
Аналогичные диктанты можно проводить на слоговом и буквенном материале.
Например: ребенку предлагается слово «дерево». К пятой букве этого слова необходимо добавить шестую букву, а к ней затем добавить третью букву. Какое слово будет?
Распределение внимания
Распределение внимания — это способность ребенка выполнять две работы одновременно.
Задание 1
Ребенку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
Задание 2
Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.
Задание 3
Распределение цифр в определенном порядке.
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.
Задание 4
«Найди слова» (модификация методики Мюнстерберга). Оборудование: карточки с буквами, среди которых нужно отыскать спрятавшиеся слова .
В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЬМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГК-ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ.
Переключение внимания
Переключение внимания — это способность ребенка к более или менее легкому переходу от одного вида деятельности к другому. У детей с ЗПР наблюдаются трудности переключения внимания.
Для коррекции переключения внимания широко используются упражнения, имеющие в своей основе тест «Красно-черные таблицы», модифицированный К. К. Платоновым.
Задание 1
Оборудование: таблицы с черными и красными цифрами в различных расположениях.
Занятие включает три этапа:
1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;
2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке.
3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке, а красного — в обратном.
После того как у ребенка будут удовлетворительные результаты по поиску предложенного выше количества цифр, их число можно увеличить до 16, затем до 24, затем до 40 и пр. Задания можно модифицировать, заменив цифры буквами русского или латинского алфавита.
Задание 2. «Каждой руке - свое дело»
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Задание 3. Корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв
Например, первые пять минут ребенок вычеркивает букву «С», следующие пять минут — «3», затем поочередно вычеркивает букву «С» вертикальной линией, а «3» — горизонтальной, еще через пять минут — наоборот.
Задание 4. «Заметь все»
Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).
Задание 5. «Ищи безостановочно»
Задача — в течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ УДЕТЕЙСЗПР
Как отмечалось выше, отклонения в развитии памяти является характерным признаком для всех форм задержки психического развития. Специфика и степень тяжести мнемических нарушений в значительной степени зависит от формы ЗПР.
У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются:
уменьшение объема и скорости запоминания;
неумение рационально организовать и контролировать свою работу;
преобладание зрительной памяти над слуховой;
У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти, проявляющееся в снижении скорости запоминания, в медленном нарастании продуктивности запоминания, снижении объема памяти.
У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти:
• повышенная тормозимость следов под воздействием помех и
внутренней интерференции;
• неумение рационально организовывать и контролировать свою
работу;
• уменьшение скорости запоминания;
• излишняя тормозимость следов за счет побочных факторов;
• недоразвитие памяти по модально-специфическому типу (недоразвитие зрительной или слуховой памяти);
• недоразвитие зрительно-пространственной памяти.
У детей с психогенной формой ЗПР выраженных нарушений памяти может не наблюдаться. Память у них отличается высокой избирательностью: продуктивность запоминания в значительной степени зависит от мотивации.
Однако для всех форм ЗПР характерна одна общая особенность — это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические приемы. Поэтому главной задачей психокоррекционной работы с детьми с ЗПР является формирование у них специальных приемов запоминания, то есть развитие логической памяти.
Традиционно различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую, логическую. Однако выделить эти виды памяти в чистом виде довольно сложно и возможно только в экспериментальных условиях. В учебной деятельности эти формы памяти выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти); б) слуховая память — для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т. п.; в) логическая память— для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах и т. д.
Психокоррекционные занятия по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить как в групповой, так и в индивидуальных формах. В настоящее время в практике разработано достаточно большое количество мнемотехнических приемов, направленных на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти. Рассмотрим некоторые из них, которые были апробированы нами в процессе работы с детьми с различными формами ЗПР.
Задание 1. Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов
Занятие проводится индивидуально, в два этапа.
На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия.
Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок».
Примерный перечень слов:
Серия 1 — грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка.
На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков.
Серия 2 — веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.
Задание 2. «Мысленные образы и эмоции»
Занятие проводится в небольшой группе детей. Инструкция: «Я вам буду говорить фразу, а вы после каждой фразы закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку». Фразы:
Лев, нападающий на антилопу. Собака, виляющая хвостом. Муха в вашем супе.
Овсяное печенье в коробке в форме ромба. Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке. Капли, сверкающие на солнце. Крик ужаса в ночи. Друг, ворующий вашу любимую игрушку.
После прочтения фраз ребенку предлагается взять листок бумаги, вспомнить и написать названные фразы.
На последующих занятиях можно предъявлять фразы в зрительной модальности (на специальных карточках).
Задание 3. Развитие зрительно-моторной и зрительной памяти
Используется поэтапная работа ребенка с образцами, по которым необходимо конструировать определенные фигуры из палочек:
• сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на
образец:
• затем время рассматривания образца сокращается до 15—20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
Подобные упражнения целесообразно проводить в процессе таких продуктивных видов деятельности, как конструирование, рисование, лепка, аппликация.
Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.
Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти: например, воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.