Душа, по природе своей, христианка»
Чувство «Я» и есть образ Бога в человеческой душе.
Противоречат ли такие представления учению о «Я»-концепции? Вне всякого сомнения, нет. Существование «Я»-чувства является основой и причиной потребности в формировании сознательной «Я»-концепции.
Для нашего дальнейшего изложения представляется крайне важным разделять эти два понятия. LSD изменяет «Я»-концепцию, но не разрушает ее, более того, «психоделическая эпидемия» 50-х возникла, вероятно, именно потому, что галлюциногены способны вызвать иллюзию быстрого расширения «Я»-концепции. Если бы они не имели такого свойства, то не возникло бы никаких разговоров о том, что новый наркотик является «духовным мессией».
Как один из мощнейших факторов «дионисического» начала языческой цивилизации, галлюциногенные наркотики грозят разрушением не «Я»-концепции, а тому самому изначальному и неделимому чувству «Я».
ПРОБЛЕМА «ЖИЗНЕСТОЙКИХ ДЕТЕЙ»
В психологии существует еще одно косвенное, но крайне значимое для нашего исследования подтверждение существования чувства «Я». Это феномен жизнестойких детей.
9 А. Данилин «LSD»
В наш жуткий век множеству детей довелось вырасти в ужасающих условиях. Достаточно вспомнить судьбу умственно отсталых детей в нашей стране, детей из неблагополучных семей, особенно тех из них, которые выросли в семьях алкоголиков. Условия, в которых растут дети, лишенные семьи, в наших детских домах, можно смело назвать нечеловеческими.
С раннего детства такие дети сталкиваются с нищетой, проституцией, преступностью, невыносимыми жилищными условиями. Кто-то оказывается предоставлен самому себе, кто-то переносит побои, кто-то сталкивается с такими унижениями личности, описать которые не поворачивается язык.
Мы знаем, что душевные раны и язвы, возникшие у ребенка в первые годы жизни, останутся с ним навсегда. Чувство одиночества и ненужности чаще всего является постоянным спутником их взрослой жизни.
Такие дети всегда и во всем мире относятся к категории людей потенциально опасных для общества. Когда они становятся взрослыми, они склонны к жестокости по отношению к собственным близким, начинают выпивать или употреблять наркотики, совершают уголовные преступления.
Но абсолютно очевиден тот факт, что это относится далеко не ко всем детям, выросшим в неблагополучных условиях. Часть из них почти невредимыми выходят из тех испытаний, которье их заставила пройти жизнь в раннем детстве.
Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей, находящихся в экстремальных условиях?
Автор знает по крайней мере одного профессора филологии, родившегося без отца у матери, страдающей алкоголизмом. Его мать имела восемь детей от разных отцов, за которыми практически не ухаживала. Из восьми братьев и сестер, кроме профессора, остались в живых к сорокалетнему возрасту еще два человека. Каким образом этот человек, которому предназначалась совсем иная судьба, смог достичь положения уважаемого члена общества?
Проведя наблюдение за сотнями жизнестойких детей, западные специалист! (Pines, 1984; Rutter, 1984; Werner, 1989) обнаружили у них 5 общих качеств:
1. Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.
2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
3. Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).
4. Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают. Если пользоваться терминами предыдущей главы, то можно сказать – их поведение с раннего возраста согласовано с «Я»-концепцией. Складывается впечатление, что их концепция «Я» формируется гораздо раньше, чем у большинства, и с самого начала выполняет функцию «защитника».
5. Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они уста навливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество свя зей способствует их чувству безопасности и защищен ности.
Эми Вернер и ее коллеги длительное время наблюдали за жизнестойкими детьми, жившими на одном из Гавайских островов. Исследование длилось более 30 лет. Из 201 ребенка, отнесенного исследователями к группе риска из-за тех неблагоприятных условий, которые складывались у них дома, 72 с возрастом превратились в компетентных, отзывчивых людей, умеющих справляться с трудностями и принимать решения.
Исследование Вернер сильно расширяло те условия, которые постулировались как «неблагоприятные». Ребенок входил в изучаемую группу, даже если он жил в неполной семье с абсолютно нормальными материальными условиями существования.
Самое первое исследование жизнестойких детей (Pines, 1979) проходило в негритянских кварталах и трущобах
Миннеаполиса. Эта работа показала меньший процент жизнестойких детей, выживающих в неблагоприятных условиях. Их оказалось 14 человек среди 102, участвовавших в исследовании.
Мы считаем, что можно утверждать, что феномен жизнестойкости и то, что Роберт Лэнг упоминал как врожденную онтологическую уверенность, есть феномены чрезвычайно сходные, если не аналогичные. Пять перечисленных выше психологических свойств жизнестойких детей характеризует их как людей, обладающих врожденно высоким чувством собственной отдельности (независимости их «Я» от окружающих внешних условий).
Пользуясь языком предыдущей главы, такие дети имеют от рождения хорошо сформированное, устойчивое и ярко выраженное «Я»-чувство. Именно «Я»-чувство, а не «Я»-концепцию, так как максимальные тяготы их жизни приходятся на период раннего детства, на протяжении которого «Я»-концепция считается ^сформированной.
Только стойкое чувство «Я» может позволить таким детям чувствовать себя уверенными перед лицом агрессивной по отношению к ним внешней среды.
Чрезвычайно интересным в этой связи нам представляется тот описанный в литературе факт, что около 10–15 % людей в популяции, сталкиваясь с наркотическими веществами, причем не только с галлюциногенами, но и с самыми сильными из них, например с героином, испытывают минимально выраженные симптомы зависимости. За годы работы нам пришлось столкнуться лишь с 14 подобными случаями. Если рассматривать жизнь этих пациентов ретроспективно, то выяснится, что судьба по крайней мере восьми из них позволяет причислить этих людей к повзрослевшим «жизнестойким детям».
Как мы уже видели выше, примерно те же 10–20% людей будут относиться к ощущениям во время приема LSD как к субъективно-неприятному внедрению в душу чего-то чуждого их индивидуальности. По всей видимости, мы можем предположить, что эти люди, точно так же как и жизнестойкие дети, имеют врожденно сильное и устойчивое «Я»-чувство.
Именно оно позволяет им сохранять онтологическую уверенность при воздействии агрессивного химического фак-
тора, угрожающего личности уничтожением или необратимыми изменениями. Точно так же врожденно могучее «Я»-чувство ценности собственной индивидуальности позволяет жизнестойким детям сохранить уверенность при воздействии агрессивных факторов социума.
Если социализм представляет собой «дионисический», растворяющий личность «социальный наркотик», то мы вправе ожидать, что даже в самые страшные времена его воздействия среди населения нашей страны сохранится от 10 до 20% «жизнестойких детей», которые пронесут факел значимости человеческой личности через горнило любых испытаний.