Второй период – научный (1776 г.
Модуль 2 – Основы теории управления
Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
1.1 . Возникновение управленческой мысли.
Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и
научный периоды.
Первые документальные источники.
Развитие управленческой науки как составной части философии.
Развитие науки управления в составе экономической теории.
1.2 . Возникновение и развитие науки управления.
Возникновения и основные положения научного менеджмента.
Формирование классического направления в менеджменте.
А.Файоль.
Использование психологии в управлении. Школа человеческих
отношений и поведенческих наук Э. Мэйо.
Становление и развитие количественной школы.
Система теории и практики управления в СССР.
1.3 . Разнообразие современных моделей менеджмента.
Становление и развитие менеджмента в США.
Особенности и основные черты японского менеджмента.
Возникновение управленческой мысли.
Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и
научный периоды.
В развитии теории и практики управления выделяют 2 крупных исторических периода: донаучный и научный.
Первый период – донаучный – начинался с 9-7-го тысячелетия до н.э. примерно до XVIII в.
Наиболее длительным был первый период развития управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно - общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно 9-7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Сократ (470-399 гг. до н.э.) был одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Второй период – научный (1776 г. – до настоящего времени).
В свою очередь научный период подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный.
I период – индустриальный (1776-1856 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту[1]. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления. А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна[2]. Его идеи гуманизма управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
II период – систематизации (1856-1960 гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются взгляды исследователей.
В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой большой группы людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.
Первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки сделан американским менеджером Ф.У.Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.
Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях. Первая научная школа получила несколько названий – школа «научного менеджмента», «классическая», «традиционная».
Разновидностью классической школы управления является «административная» школа. Она занималась изучением роли и функций менеджера. Считалось, что как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из пионеров разработки этой идеи был французский менеджер Анри Файоль. Он разделил весь процесс управления на 5 основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, «администрирования». Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.
Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х годов XIX в., ознаменовавшийся появлением «школы человеческих отношений» (поведенческой школы). В ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником школы «человеческих отношений» принято считать психолога Э. Мэйо (1880-1949). Акцент в школе «человеческих отношений» делался на людей, а в движении научного управления – на заботу о производстве.
III период – информационный (1960 г. – до настоящего времени). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями «количественной школы», часто называемой управленческой. Появление данной школы – следствие применения математики и компьютеров в управлении. В современных условиях математические методы используются практически на всех направлениях управленческой науки.
Более подробно основные школы управления будут рассмотрены в вопросе 2 «Возникновение и развитие науки управления».
Исследования управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему другой.
В 1970-е годы появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внешней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне.
Большой вклад в развитие теории управления внес ситуационный подход. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Первые документальные источники
Первые документы (одни из древнейших памятников письменности!) были обнаружены в Шумере[3], существовавшем более 5 тыс. лет назад. На глиняных табличках жрецы Шумера веди юридические, исторические и деловые записи. Уже тогда древние менеджеры понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Некоторые из них относились к практике шумерских священников: они вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. В настоящее время эти функции составляют содержание управленческого процесса.
Грандиозные сооружения Древнего Египта вызывают изумление организационным талантом древних строителей: руководить огромным строительным коллективом на протяжении долгих лет является сложнейшей задачей для специалиста в области менеджмента и на современном этапе. Египтяне широко применяли планирование и контроль за выполнением производственных программ. Около 4 тыс. лет назад был написан трактат о методах и стиле управления коллективом «Поучение Птаххотепа[4]», который и сейчас может служить настольной книгой современного менеджера.
В 1901 г. при археологических раскопках г. Сузы было найдено множество глиняных дощечек, на которых был записан кодекс законов царя Вавилонии[5] Хаммурапи, жившего около 4 тыс. лет назад. Кодекс четко устанавливал ответственность за порученную работу, определял уровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности.
Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков. За несправедливое обвинение клеветник наказывался по суду обстриганием височных волос. За злословие на родителей отрезали язык, за побои – отрубали руку. Муж ничего не получал из приданного покойной жены – оно принадлежало детям. Напротив, вдове возвращали ее приданное и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом совместно с детьми.
Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому – 5, но за неудачную – лишался рук.
Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушился и задавил хозяина, архитектор подвергался казни; если погибал сын хозяина, казнили сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производился архитектором. Те же принципы действовали по отношению к корабельщикам и представителям других профессий.
Кодекс законов Хаммурапи рассматривал проступки исключительно с учетом материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Он гарантировал права всем замужним женщинам на личную безопасность, в нем полностью отсутствовало правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам.
Другим свидетельством зарождения управленческой мысли является сооружение легендарного Иерусалимского храма. Его создатель Хирам, предвосхищая метод делегирования полномочий, ввел децентрализацию в организации управления, разделив строителей храма на учеников, подмастерьев и мастеров. Такой метод организации труда обеспечивал быстрые темпы строительства.
Известно, что при сооружении Иерусалимского храма в начале первого тысячелетия до н.э. применялся вахтовый метод, столь распространенный сегодня при освоении нефтяных и газовых месторождений: каждый месяц менялся состав строителей – 80 тыс. каменщиков, 70 тыс. подсобных рабочих, труд которых контролировали 3 тыс. надсмотрщиков, отпускали домой на 2 месяца.