Альфа (а) – 8-13 пер/сек. Бета (Р) – 13 пер/сек.

Тета (0) – 4–7,5 пер/сек. Дельта (5) – 0,52-3,5 пер/сек.

Такой сон принято считать частичным, а явление „раппорта“ – это и есть физиологический механизм кодирования. Раппорт возникает, если человек засыпает при восприятии речи и не утрачивает связи с источником речи. Для установления раппорта применяют специальную психотехнику. Кодирующий садится в первый или последний час сна у изголовья спящего и шепотом несколько раз медленно приказывает: „Вы спите! Не просыпайтесь! Слушайте и хорошо запоминайте мои слова! Утром, когда вы проснетесь, вы все будете помнить (Можно приказать и по-другому, чтобы не помнил, но код работал; или вспомнил, но только через заданный срок). Продолжайте спать! Спите глубже! Мой голос не мешает спать! Спите! Спите и запоминайте! Спите глубже!., (пауза 1–2 минуты). Ваш мозг и организм полностью мне подчиняются! Ваша правая рука (и следует касание правой руки) легкая, невесомая и всплывает вверх! Хорошо! И опускается плавно вниз! Хорошо“. Далее кодирующий переводит сон в пассивное СК и выполняет кодирование.

Кстати, мой отец применял эту технику для развития воображения, способности к СК-2, развитию любых иных способностей, борьбы с вредными привычками, лечения различных заболеваний и ЛР-8. Эта техника кодирования выполняется в наркосне.

Кодирование в наркосне применяется для негипнабельных людей и в других трудных случаях. Наркосон вызывают введением внутривенно, очень медленно, 2–8 мл 10 % го раствора пентонала, барбамила (амитал-натрия), оксибу-тнрата натрия 10 мл 10 %-го раствора. Достигнув сна желаемой глубины, поддерживают его в течение нескольких минут медленным введением снотворного, не вынимая иглы из вены. Одновременно выполняют кодирование. Затем вынимают иглу и дают человеку выспаться. Если кодирующий не имеет специального опыта наркокодирования, то следует знать, что нарко-сон должен быть средней глубины, так как легкая степень или глубокая для кодирования неэффективны.

Можно наркосон перевести в пассивное СК (всплытием руки) или СК-2 (видит картины).

Неопытным гипнотизерам следует знать, что дозы – вещь относительная, как и время срабатывания снотворного. Следует также иметь в виду, что возможно явление „наркокатарсиса“, когда кодируемый начинает кричать, рваться, плакать, смеяться и т. д.

Возможен и вариант, когда вначале вводят в СК, а затем дают принять снотворное или наркотик для его углубления (эфирный, хлороформный наркозы, мескалин, псилоцибин, ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты и др.). а затем следует процедура кодирования.

В заключение этой главы следует сказать, что существует еще очень много других методов кодирования, но все они сводятся к одной технике – вначале вызывается повышенная восприимчивость, и только затем следует процедура кодирования.

ТЕХНИКА ВЫХОДА ИЗ СК

Пациенту перед выходом из СК выполняется внушение: „Внимание! Сейчас я начну считать от трех до одного, и на цифре один вы откроете глаза и выйдете из этого состояния отдыха, в котором вы сейчас находитесь! Начинаю считать. Три! Голова ясная и свежая! Вы хорошо отдохнули! Два! Легкость во всем теле! Приятная свежесть и легкость! Настроение отличное! Вам понравилось наше лечение! Один! Откройте глаза и отдохните еще пару минут. Пытайтесь запомнить свои ощущения глубокой гармонии и внутренней радости… Старайтесь всегда быть такими добрыми, мягкими и счастливыми, это и есть здоровье“. Через 2–3 минуты пациент может потянуться, встряхнуться, встать. Сеанс закончен.

Практика СК показывает, что иногда СК-сеансы сопровождаются нежелательными явлениями. Например, если, после пробуждения, пациент чувствует неприятные ощущения головокружения, утомления, тяжести, тошноты, страха и т. д., то его следует вновь погрузить в СК и внушением снять эти неприятные симптомы, хотя обычно они сами быстро проходят.

Иногда некоторые пациенты становятся в результате СК-воздействия беспомощными, навязчиво просят совета по каждой мелочи и даже самостоятельно не могут покинуть кабинет. В этом случае следует временно отменить СК-терапию и выполнить несколько сеансов по восстановлению нормальной внушаемости и личности. В случае, если чувство беспомощности переходит в чувство излишней привязанности и симпатии к врачу, необходимо установить дистанцию в отношениях врач больной вплоть до присутствия на СК-сеансе третьего (независимого врача).

В случае сочетания в поведении пациента на сеансе признаков истерии и дебильности, когда больной начинает негативно оценивать ход лечения и личности врача, то в этом случае лечение СК-терапией следует отменить и назначить суггестию в обычном бодром состоянии.

Нежелательное явление – неожиданный переход СК в истерическое сумеречное состояние, иногда еще и с сильным проявлением аффекта. В этом случае пациент фиксируется и сильным последовательным болевым раздражением точек в районе междубровья, у основания носа и под подбородком, сопровождаемого жестким внушением, выводится из СК. При этом истерическое сумеречное состояние должно купироваться.

В случае неудачи пациента оставляют в покое под наблюдением врача до прекращения сумеречного состояния, и в дальнейшем ему не рекомендуется СК-терапия.

Внушение проводят в обычном бодром состоянии.

Часто встречается такое явление, как неполный выход пациента из СК. В этом случае пациент вновь погружается в СК-1, и выполняется повторная процедура выведения из СК, только при команде „три“ следует обхватить голову пациента руками: левой рукой сбоку и пальцы на затылок, а правой рукой сбоку и большим пальцем в районе междубровья выполнить резкий толчок с легким запрокидыванием головы пациента назад. Далее следует жесткая команда: „Проснитесь! Резко откройте глаза! Встаньте и подпрыгивайте на носочках, пока вам не станет очень смешно и весело! Прыгайте!“ После прыжков врач может подуть холодным дыханием на виски и лоб пациента снизу-вверх. Можно при необходимости расстегнуть воротник, выйти на воздух или спокойно посидеть и отдохнуть 10–15 минут, пока все пройдет, и наступит полный выход из СК.

В тех редких случаях, когда СК провоцирует появление у эпилептиков и истериков приступа с вскрикиваниями, всхлипываниями, рыданиями, судорогами, вскакиваниями и т. д., следует не теряться и без всякой паники приступ немного переждать, а затем жестко приказать пациенту успокоиться и сказать, что лечебный сеанс прекращен. В этом случае СК больше не применять, и дальнейшее лечение выполнять суггестией в бодром состоянии, а после приступа дать пациенту успокоительные – воды, брома, валерианы.

Иногда СК может спонтанно перейти в обычный сон, что обнаруживается утерей раппорта. В этом случае следует пациента разбудить, вновь ввести в СК и продолжить лечение.

Бывает, что пациент во время сеанса самостоятельно выходит из СК. В этом случае следует узнать причину этого явления и устранить ее (например, стук в соседнем кабинете).

Часто встречаются случаи, когда некоторые пациенты во время музыкальной паузы СК-сеанса (или в какой-либо иной момент) начинают реагировать весьма эмоционально, могут возникнуть смех или слезы, какие-то звуки или речь, различные движения, крики и т. д. В этих случаях спонтанного сомнамбулизма врач при одиночном сеансе не вмешивается в реакцию пациента, а в коллективном сеансе мягко успокаивает и переводит катарстическое отреагирование в более спокойное русло. Для вступления в контакт с пациентом следует использовать содержание его переживаний. В крайних случаях пациента следует вывести из СК, на пример, если он встает и пытается куда-то бежать.

Последние годы после коллективных сеансов на стадионах или в больших киноконцертных залах десятки людей остаются в сонных позах трансовой летаргии после окончания сеанса. В этом случае следует, МЯРКО поглаживая лоб пациента, тихим голосом на ухо внушением углубить транс и установить раппорт, далее приказать пациенту правую руку сжать в кулак. Установив раппорт, жестким внушением с болевым толчком большим пальцем в междубровье пациента выводят из полусумеречного состояния. При необходимости процедуру следует повторить несколько раз, так как с каждым разом управляющее воздействие возрастает, и пациент просыпается.

Главное избежать паники, для этих целей объявить по стадиону, чтобы их знакомые и родственники не беспокоились, сейчас подойдет врач-ассистент и разбудит. А в общем трагедию из этого устраивать не следует, так как это не опасно, можно двадцать минут после первой попытки переждать и повторить вновь серию манипуляций.

Тем не менее, врач, погружающий пациента в СК, должен уверенно владеть всей психотехникой лечебного процесса. Врач обязан хорошо знать характер болезненного состояния пациента и клинику этого заболевания, в этом случае СК-терапия совершенно безопасна. После любого осложнения врач в бодром состоянии пациента внушает ему, что лечебный сеанс прошел успешно, самочувствие его хорошее, и тех неприятных ощущений и жалоб, по поводу которых проводилась СК-терапия, теперь нет. Они исчезли навсегда!

СК-МАССАЖ

Наши рекомендации