Первичная диагностика личных параметров 3 страница
Общее кол-во баллов__________
Результаты: ______________________________________________
________________________________________
____________________________
1.3. Составьте комплексное заключение по результатам самодиагностики. При этом укажите: общий уровень агрессивности, тревожности, толерантности, эмпатии и т.д.; доминирующие личностные качества; какие показатели хотели бы повысить или понизить, что нужно для этого сделать и т.д.
________________________________________________________________________________________________________________________________
II Раздел. Задание для самостоятельной работы
По дисциплине МАСПО
Комплексное задание для самостоятельной работы к разделу I
«Теоретические основания организации групповой работы»
Объясните свой ответ.
1.В чем сущность понятия «группа» как объекта и предмета психологической теории и практики?
__________________________________
2.Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы возникновения и развития группового тренинга.
_______________________________________
3.Что общего и в чем разница между групповой терапией, коррекцией, обучением и групповым психологическим тренингом?
_______________________________________
4.Приведите и охарактеризуйте несколько точек зрения, отражающих разное понимание цели, предмета и задач группового тренинг
____________________________________________
5.Дайте краткую характеристику основным видам группового тренинга
_______________________________________
6.На пересечении каких основных сфер психологической практики находится психологический тренинг?
_______________________________________
7.Дайте определение понятию «тренинговые группы». На какие основные цели ориентирована тренинговая работа?
_______________________________________
8.Какое направление психологической практики возникло раньше - групповая психотерапия или групповой тренинг? Назовите время появления обоих терминов
_______________________________________
9.Назовите важнейшие специфические черты тренинга, отличающие его от других методов психологической работы.
__________________________________
10.Какие основные типы (парадигмы) психологического тренинга можно выделить? Какая из парадигм в наибольшей степени отвечает вашим взглядам и убеждениям? Почему?
__________________________________
11.Какие факторы, по вашему мнению, в большей степени определяют внутреннее содержание и парадигму тренинга направленность, убеждения, ценностные установки личности ведущего или теоретические положения психологической школы, в рамках которой он работает? Обоснуйте свою точку зрения
__________________________________
12.Перечислите важнейшие цели тренинговой работы
__________________________________
13.Какие преимущества групповой формы психологической работы (по сравнению с индивидуальной) вы можете назвать?
__________________________________
14.Чем отличается по содержанию практическая психология, изучаемая в институтах практической и прикладной психологии, от той, которая изучатся на гуманитарных факультетах студентами, специализирующимися по педагогической психологии? Чем обусловлено это отличие?
__________________________________
15.Объясните, в чем состоит разница между коррекцией и помощью в саморазвитии.
_______________________________________
Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.
1.С самого начала академическая наука приветствовала применение групповых методов в психотерапии
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
2.Первая профессиональная ассоциация психотерапевтов была организована создателем психодрамы Дж. Морено
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
3.Совершенно очевидно, что психологические механизмы и особенности функционирования групп здоровых людей и психотерапевтических групп идентичны
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
4.Согласны ли вы с тем, что позитивным результатом психотерапии и психокоррекционной работы в любой психологической школе выступает изменение самосознания человека?
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
5.Верно ли утверждение, что взаимодействие участников тренинговой группы создает напряжение, полезное и необходимое для продуктивной психологической работы?
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
Задание для самоподготовки:
1.Можно ли говорить о точной дате возникновения групповой психотерапии? Почему?
_________________________________________________
2.Что представляет собой теория «животного магнетизма»? В чем ее ошибочность?
_______________________________________
3.Как и для чего применялся гипноз при работе с группами в XIX веке и начале XX века?
_________________________________________________
4.Кто из психологов использовал гипноз в группах?
_________________________________________________
5.Вставьте нужное слово в предложение: «Зигмунд Фрейд (являлся/не являлся) ……………………………..сторонником применения групповых методов в психоанализе».
6.Кто из психоаналитиков активно использовал психоанализ в группе?
______________________________________________________
7.Кому из гештальтпсихологов принадлежит фраза: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»?
______________________________________________________
8.В каких психологических школах стали использоваться групповые методы психологической работы в первой половине XX века?
______________________________________________________
9.Можно ли утверждать, что тренинги используются и в клинической, и в личностно-ориентированной (немедицинской) психотерапии?
______________________________________________________
10.В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяться психологический тренинг?
______________________________________________________
11.Обратившись к приведенному выше содержанию учебной дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения», выпишите все понятия и входящие в нее составные части (Активное социально-психологическое обучение, Группа психологического тренинга, Групповая психотерапия, Групповая психокоррекция, Групповой тренинг, Самовосприятие, Саморазвитие, Самопознание, Обратная связь и пр.). Каждому из них дайте определение (найдите их в словарях, энциклопедиях, учебниках и учебных пособиях). Задание выполните в Индивидуальной рабочей тетради в разделе «СЛОВАРЬ».
12.В печати встречаются тревожные статьи различных авторов об увеличении числа нервно-психических заболеваний, которые, в свою очередь, становятся толчком к сердечно-сосудистым болезням. Ответьте на вопросы: а) Чем (какими причинами) вызван рост числа нервно-психических заболеваний?
____________________________________________
б) Сможете ли вы объяснить связь сердечно-сосудистых заболеваний с нервно-психическими?
_________________________________________________
в) Чем может помочь практический психолог людям с нервно-психическими заболеваниями?
_________________________________________________
г) Что он может сделать, чтобы нервно-психические болезни не вели к росту числа сердечно-сосудистых?
_______________________________________
13. Выполните следующее задание в познании особенностей своей «Я-концепции»
Упражнение «КТО Я?»
Инструкция: Написать сверху листа бумаги: «Кто я?» (см. Приложение 1). Дать 20-40 ответов на этот вопрос, описывая свои особенности, качества, свойства и т.п. Каждый ответ должен начинаться со слов «Я» или «Мне».
Анализ:
1. Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий по содержанию (можно относить один ответ к двум и более категориям):
- формальные («анкетные») характеристики;
- внешность;
- особенности характера, внутреннего мира;
- особенности поведения;
- особенности отношений с окружающими;
- взгляды и убеждения;
- интересы, вкусы, увлечения;
- прочее (предложите собственную группировку).
Обратите внимание на то, какие ответы идут в начале списка. Чаще всего это либо формальные характеристики, либо наиболее важные для человека качества. Оцените относительную представленность различных содержательных аспектов Я-концепции.
_______________________________________
2. Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий:
- позитивная характеристика («Я обаятельный»);
- негативная характеристика («Я мелкий пакостник»);
-нейтральная характеристика («Я люблю компанию»);
- противоречивая характеристика («неплохой товарищ, но помнящий зло»).
Оцените особенности самооценки и противоречивость Я-концепции
_______________________________________
3. Существуют ли противоречия между отдельными ответами? (Пример: в самоописании тридцатипятилетней домохозяйки подряд следуют ответы «Мне очень хорошо дома» и «Я хочу учиться»; в данном контексте это скорее всего желание выйти за пределы дома и домашних дел).
Можно ли считать вашу Я-концепцию противоречивой?___________________________________________
_______________________________________
Приложение 1
КТО Я?
Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________
Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________
Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________
строки далее. Количество неограниченно.
Список литературы для самостоятельной подготовки по теме раздела:
1.Битянова, М.Р. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция седьмая. Психологический тренинг как форма развивающей работы // Школьный психолог. 2004, №46.
2.Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Глава 1.2; 1.3; 1.5. - М., 2000.
3.Зайцева, Т.В. Виды и цели тренинга в современной психологии // Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. - СПб.; М., 2002.
4.Коттлер, Дж., Браун, Р. Психотерапевтическое консультирование Спб., 2001, с. 229-238.
5.Лебедева, Н.М., Лунева, О.В., Стефаненко, Т.Г. Межкультурный тренинг: задачи и модели // Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. - М„ 2004.
6.Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М., 1989.
7.Тренинг // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб., 2003.
8.Тренинг межличностных отношений. Тренинг руководителей. Тренинг социальных навыков // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 1998.
9.Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. - М., 1996.
2.2. Комплексное задание для самостоятельной работы к разделу II
«Методические особенности организации групповой работы»
Объясните свой ответ.
1.Назовите основные правила и принципы, применяемые в групповом тренинге, и дайте им краткую характеристику
_______________________________________
2.Какое значение имеет «обратная связь» как психологический феномен для успешности тренинга?
_______________________________________
3.Что такое «групповые нормы»? Назовите и объясните важнейшие правила тренинговой работы, обязательные для выполнения всеми участниками группы
_______________________________________
4.Раскройте содержание понятий: «социальная роль»________ ___________________________________________________________
______________________________________________________
«игровая роль»-_____________________________________________
______________________________________________________
В чем основное различие этих понятий?
_______________________________________
5.Перечислите влияющие на уровень групповой сплоченности:
отрицательные факторы:
______________________________________________________
положительные факторы:
______________________________________________________
Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее важными?
______________________________________________________
Как можно учесть и использовать эти факторы на этапе формирования группы?
____________________________________________
6.Назовите параметры, по которым оценивается:
гомогенность тренинговой группы
______________________________________________________
гетерогенность тренинговой группы
______________________________________________________
7.Кто может стать участником тренинговой группы?
_________________________________________________
8.Участие каких лиц в тренинге является нежелательным?
_______________________________________
9.Что включают в себя организационные условия проведения группового психологического тренинга?
_______________________________________
10.Опишите наиболее подходящие внешние условия для проведения психологического тренинга.
_______________________________________
11.Объясните суть понятия «обратная связь» в тренинговом процессе
_______________________________________
12.Каковы основные требования к участникам группового психологического тренинга?
_______________________________________
Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.
1.Гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
2.Главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров, приводящая к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
3.Наиболее продуктивными группами являются группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин.
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
4.Возможно проведение тренингов, нацеленных на обучение, с группами, имеющими в своем составе, например, сорок человек
Верно________________________________________________
Неверно______________________________________________
Задание для самоподготовки:
1.Подумайте о том, какие социальные роли вы играете в жизни?
_______________________________________
2.Так как существует много видов нервно-психических расстройств, психолог должен уметь их распознавать, ставить диагноз и оказывать первую помощь лицам, страдающим такими недугами. Учебный курс, дающий знания по клинической психологии, слишком краток и студенты не запоминают всех разновидностей нервно-психических заболеваний, хотя знать должны. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:
«............... – единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия»;
«................ – единица анализа свободных, но временных общностей»;
«............... – отождествление себя с другим человеком, сознательное уподобление себя ему».
3.Объясните, почему желательно ограничить контакты участников группы с «внешним» (по отношению к «тренинговой реальности») миром
_______________________________________
4.Объясните, что означают для ведущего тренинга числа 4, 8, 12, 15, 18, связанные с количеством участников группы?