Первичная диагностика личных параметров 3 страница

Общее кол-во баллов__________

Результаты: ______________________________________________

________________________________________

____________________________

1.3. Составьте комплексное заключение по результатам самодиагностики. При этом укажите: общий уровень агрессивности, тревожности, толерантности, эмпатии и т.д.; доминирующие личностные качества; какие показатели хотели бы повысить или понизить, что нужно для этого сделать и т.д.

________________________________________________________________________________________________________________________________

II Раздел. Задание для самостоятельной работы

По дисциплине МАСПО

Комплексное задание для самостоятельной работы к разделу I

«Теоретические основания организации групповой работы»

Объясните свой ответ.

1.В чем сущность понятия «группа» как объекта и предмета психологической теории и практики?

__________________________________

2.Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы возникновения и развития группового тренинга.

_______________________________________

3.Что общего и в чем разница между групповой терапией, коррекцией, обучением и групповым психологическим тренингом?

_______________________________________

4.Приведите и охарактеризуйте несколько точек зрения, отражающих разное понимание цели, предмета и задач группового тренинг

____________________________________________

5.Дайте краткую характеристику основным видам группового тренинга

_______________________________________

6.На пересечении каких основных сфер психологической практики находится психологический тренинг?

_______________________________________

7.Дайте определение понятию «тренинговые группы». На какие основные цели ориентирована тренинговая работа?

_______________________________________

8.Какое направление психологической практики возникло раньше - групповая психотерапия или групповой тренинг? Назовите время появления обоих терминов

_______________________________________

9.Назовите важнейшие специфические черты тренинга, отличающие его от других методов психологической работы.

__________________________________

10.Какие основные типы (парадигмы) психологического тренинга можно выделить? Какая из парадигм в наибольшей степени отвечает вашим взглядам и убеждениям? Почему?

__________________________________

11.Какие факторы, по вашему мнению, в большей степени определяют внутреннее содержание и парадигму тренинга направленность, убеждения, ценностные установки личности ведущего или теоретические положения психологической школы, в рамках которой он работает? Обоснуйте свою точку зрения

__________________________________

12.Перечислите важнейшие цели тренинговой работы

__________________________________

13.Какие преимущества групповой формы психологической работы (по сравнению с индивидуальной) вы можете назвать?

__________________________________

14.Чем отличается по содержанию практическая психология, изучаемая в институтах практической и прикладной психологии, от той, которая изучатся на гуманитарных факультетах студентами, специализирующимися по педагогической психологии? Чем обусловлено это отличие?

__________________________________

15.Объясните, в чем состоит разница между коррекцией и помощью в саморазвитии.

_______________________________________

Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.

1.С самого начала академическая наука приветствовала применение групповых методов в психотерапии

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

2.Первая профессиональная ассоциация психотерапевтов была организована создателем психодрамы Дж. Морено

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

3.Совершенно очевидно, что психологические механизмы и особенности функционирования групп здоровых людей и психотерапевтических групп идентичны

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

4.Согласны ли вы с тем, что позитивным результатом психотерапии и психокоррекционной работы в любой психологической школе выступает изменение самосознания человека?

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

5.Верно ли утверждение, что взаимодействие участников тренинговой группы создает напряжение, полезное и необходимое для продуктивной психологической работы?

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

Задание для самоподготовки:

1.Можно ли говорить о точной дате возникновения групповой психотерапии? Почему?

_________________________________________________

2.Что представляет собой теория «животного магнетизма»? В чем ее ошибочность?

_______________________________________

3.Как и для чего применялся гипноз при работе с группами в XIX веке и начале XX века?

_________________________________________________

4.Кто из психологов использовал гипноз в группах?

_________________________________________________

5.Вставьте нужное слово в предложение: «Зигмунд Фрейд (являлся/не являлся) ……………………………..сторонником применения групповых методов в психоанализе».

6.Кто из психоаналитиков активно использовал психоанализ в группе?

______________________________________________________

7.Кому из гештальтпсихологов принадлежит фраза: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»?

______________________________________________________

8.В каких психологических школах стали использоваться групповые методы психологической работы в первой половине XX века?

______________________________________________________

9.Можно ли утверждать, что тренинги используются и в клинической, и в личностно-ориентированной (немедицинской) психотерапии?

______________________________________________________

10.В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяться психологический тренинг?

______________________________________________________

11.Обратившись к приведенному выше содержанию учебной дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения», выпишите все понятия и входящие в нее составные части (Активное социально-психологическое обучение, Группа психологического тренинга, Групповая психотерапия, Групповая психокоррекция, Групповой тренинг, Самовосприятие, Саморазвитие, Самопознание, Обратная связь и пр.). Каждому из них дайте определение (найдите их в словарях, энциклопедиях, учебниках и учебных пособиях). Задание выполните в Индивидуальной рабочей тетради в разделе «СЛОВАРЬ».

12.В печати встречаются тревожные статьи различных авторов об увеличении числа нервно-психических заболеваний, которые, в свою очередь, становятся толчком к сердечно-сосудистым болезням. Ответьте на вопросы: а) Чем (какими причинами) вызван рост числа нервно-психических заболеваний?

____________________________________________

б) Сможете ли вы объяснить связь сердечно-сосудистых заболеваний с нервно-психическими?

_________________________________________________

в) Чем может помочь практический психолог людям с нервно-психическими заболеваниями?

_________________________________________________

г) Что он может сделать, чтобы нервно-психические болезни не вели к росту числа сердечно-сосудистых?

_______________________________________

13. Выполните следующее задание в познании особенностей своей «Я-концепции»

Упражнение «КТО Я?»

Инструкция: Написать сверху листа бумаги: «Кто я?» (см. Приложение 1). Дать 20-40 ответов на этот вопрос, описывая свои особенности, качества, свойства и т.п. Каждый ответ должен начинаться со слов «Я» или «Мне».

Анализ:

1. Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий по содержанию (можно относить один ответ к двум и более категориям):

- формальные («анкетные») характеристики;

- внешность;

- особенности характера, внутреннего мира;

- особенности поведения;

- особенности отношений с окружающими;

- взгляды и убеждения;

- интересы, вкусы, увлечения;

- прочее (предложите собственную группировку).

Обратите внимание на то, какие ответы идут в начале списка. Чаще всего это либо формальные характеристики, либо наиболее важные для человека качества. Оцените относительную представленность различных содержательных аспектов Я-концепции.

_______________________________________

2. Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий:

- позитивная характеристика («Я обаятельный»);

- негативная характеристика («Я мелкий пакостник»);

-нейтральная характеристика («Я люблю компанию»);

- противоречивая характеристика («неплохой товарищ, но помнящий зло»).

Оцените особенности самооценки и противоречивость Я-концепции

_______________________________________

3. Существуют ли противоречия между отдельными ответами? (Пример: в самоописании тридцатипятилетней домохозяйки подряд следуют ответы «Мне очень хорошо дома» и «Я хочу учиться»; в данном контексте это скорее всего желание выйти за пределы дома и домашних дел).

Можно ли считать вашу Я-концепцию противоречивой?___________________________________________

_______________________________________

Приложение 1

КТО Я?

Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________

Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________

Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________Я_________________________________________________________

строки далее. Количество неограниченно.

Список литературы для самостоятельной подготовки по теме раздела:

1.Битянова, М.Р. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция седьмая. Психологический тренинг как форма развивающей работы // Школьный психолог. 2004, №46.

2.Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Глава 1.2; 1.3; 1.5. - М., 2000.

3.Зайцева, Т.В. Виды и цели тренинга в современной психологии // Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. - СПб.; М., 2002.

4.Коттлер, Дж., Браун, Р. Психотерапевтическое консультирование Спб., 2001, с. 229-238.

5.Лебедева, Н.М., Лунева, О.В., Стефаненко, Т.Г. Межкультурный тренинг: задачи и модели // Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. - М„ 2004.

6.Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М., 1989.

7.Тренинг // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб., 2003.

8.Тренинг межличностных отношений. Тренинг руководителей. Тренинг социальных навыков // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 1998.

9.Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. - М., 1996.

2.2. Комплексное задание для самостоятельной работы к разделу II

«Методические особенности организации групповой работы»

Объясните свой ответ.

1.Назовите основные правила и принципы, применяемые в групповом тренинге, и дайте им краткую характеристику

_______________________________________

2.Какое значение имеет «обратная связь» как психологический феномен для успешности тренинга?

_______________________________________

3.Что такое «групповые нормы»? Назовите и объясните важнейшие правила тренинговой работы, обязательные для выполнения всеми участниками группы

_______________________________________

4.Раскройте содержание понятий: «социальная роль»________ ___________________________________________________________

______________________________________________________

«игровая роль»-_____________________________________________

______________________________________________________

В чем основное различие этих понятий?

_______________________________________

5.Перечислите влияющие на уровень групповой сплоченности:

отрицательные факторы:

______________________________________________________

положительные факторы:

______________________________________________________

Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее важными?

______________________________________________________

Как можно учесть и использовать эти факторы на этапе формирования группы?

____________________________________________

6.Назовите параметры, по которым оценивается:

гомогенность тренинговой группы

______________________________________________________

гетерогенность тренинговой группы

______________________________________________________

7.Кто может стать участником тренинговой группы?

_________________________________________________

8.Участие каких лиц в тренинге является нежелательным?

_______________________________________

9.Что включают в себя организационные условия проведения группового психологического тренинга?

_______________________________________

10.Опишите наиболее подходящие внешние условия для проведения психологического тренинга.

_______________________________________

11.Объясните суть понятия «обратная связь» в тренинговом процессе

_______________________________________

12.Каковы основные требования к участникам группового психологического тренинга?

_______________________________________

Верны или неверны следующие высказывания? Обоснуйте свое мнение.

1.Гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

2.Главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров, приводящая к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

3.Наиболее продуктивными группами являются группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин.

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

4.Возможно проведение тренингов, нацеленных на обучение, с группами, имеющими в своем составе, например, сорок человек

Верно________________________________________________

Неверно______________________________________________

Задание для самоподготовки:

1.Подумайте о том, какие социальные роли вы играете в жизни?

_______________________________________

2.Так как существует много видов нервно-психических расстройств, психолог должен уметь их распознавать, ставить диагноз и оказывать первую помощь лицам, страдающим такими недугами. Учебный курс, дающий знания по клинической психологии, слишком краток и студенты не запоминают всех разновидностей нервно-психических заболеваний, хотя знать должны. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

«............... – единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия»;

«................ – единица анализа свободных, но временных общностей»;

«............... – отождествление себя с другим человеком, сознательное уподобление себя ему».

3.Объясните, почему желательно ограничить контакты участников группы с «внешним» (по отношению к «тренинговой реальности») миром

_______________________________________

4.Объясните, что означают для ведущего тренинга числа 4, 8, 12, 15, 18, связанные с количеством участников группы?

Наши рекомендации