Поэтика как область теории литературы
Тема: Литературно-художественное произведение. Поэтика
План.
1. Поэтика как область теории литературы.
2. Специфика художественного языка и художественной речи.
3. Категория литературного героя.
4. Сюжет и композиция литературного произведения.
5. Литературные роды и жанры.
Поэтика как область теории литературы
Поэтика - наука о системе выразительных средств в литературном произведении. Поэтика изучает специфику родов и жанров литературы, течений и направлений, стилей и методов, творчества отдельных писателей и отдельных произведений. Поэтика делится на общую (изучение всех приёмов художественной литературы), частную (изучение использования этих приёмов в отдельных произведениях) и историческую (изучение эволюции какого-либо литературного приёма). В истории литературы до 19 в. словом «поэтика» назывались теоретические трактаты, дающие правила написания различных произведений (напр., «Поэтика» Аристотеля, «Поэтика» Н. Буало), затем поэтикой занимались ученые-филологи (А. А. Потебня, А. Н. Веселовский, В. Б. Шкловский, В. М. Жирмунский, М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Ю. М. Лотман и др.).
Во времена Аристотеля единственной и универсальной наукой о литературе была поэтика. От Аристотеля и Горация и до теоретика классицизма Буало термином «поэтика» обозначались учения о словесном искусстве в целом. Это слово было синонимично тому, что ныне именуется теорией литературы. По мере развития и литературы, и научных знаний открывались новые возможности изучения литературного произведения, но одновременно возникали и новые вопросы, ответ на которые требовал новых подходов и даже новых научных дисциплин. Каждый из новых подходов (методология М.М. Бахтина, системный подход, деконструктивизм), каждая из вновь возникающих дисциплин (филологическая герменевтика, лингвопоэтика, психолингвистика) рассматривают литературу с новой точки зрения.
На рубеже 19-20 вв. поэтикой (или теоретической поэтикой) стали называть раздел литературоведения, предмет которого – состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы. Задачей поэтики (иначе – теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Различают поэтики нормативные (ориентирующиеся на опыт одного из литературных направлений и его обосновывающие) и общая поэтика, уясняющая универсальные свойства словесно-художественных произведений. В XX в. появилось еще одно значение термина «поэтика». Этим словом фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно – осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений и целых эпох. Так, встречаются работы по поэтике древнерусской, ранневизантийской литератур, о поэтике романтизма, поэтике Гоголя, Достоевского, Чехова. У истоков этой терминологической традиции – исследование А.Н. Веселовским творчества В.А. Жуковского, где есть глава «Романтическая поэтика Жуковского». Историческая поэтика - дисциплина в составе литературоведения, предмет которой – эволюция словесно-художественных форм и творческих принципов писателей в масштабах всемирной литературы
В XIX столетии интересовались прежде всего духовными, миросозерцательными, общекультурными предпосылками художественного творчества. В XIX столетии предметом изучения становились по преимуществу не сами произведения, а то, что в них воплощалось и преломлялось (общественное сознание, предания и мифы; сюжеты и мотивы как общее достояние культуры; биография и духовный опыт писателя).
В XX в. картина радикально изменилась. На протяжении всего XX столетия теоретическая поэтика получила интенсивное развитие на Западе. Теоретическая поэтика стала формироваться в 1910-е годы и упрочилась в 1920-е. В этот период получили развитие формальный метод (В.Б. Шкловский), социологический принцип (В.Ф. Переверзев и его школа), работы в области теоретической поэтики М.М. Бахтина, статьи А.П. Скафтымова, С.А. Аскольдова, А.А. Смирнова, в основе которых лежали традиции герменевтики и опыт отечественной религиозной философии начала столетия. С 1930 гг. по 1960- х гг. - неблагоприятный период для разработки теоретической поэтики. С 1960-х гг. активно работает тартуско-московская школа Ю.М. Лотмана.
В настоящее время четко определился объект изучения современной поэтики – происхождение и историческое развитие языка художественной литературы (историческая поэтика) и художественное произведение как высказывание на этом языке (теоретическая поэтика). Практическая поэтика – это угол зрения, под которым рассматривают высказывание на языке художественной литературы.