Возрасте: механизм и факторы

ЭГОЦЕНТРИЗМ В ПОДРОСТКОВОМ

И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Понятие «эгоцентризм» в психологии

Понятие «эгоцентризм» имеет в своем составе два слова, происходящие от латинского ego – «Я» и centrum – центр круга, средоточение. Понятие отражает отношение человека к миру, характеризующееся его сосредоточенностью на своей позиции или своем индивидуальном «Я».

Кроме эгоцентризма мышления (стадия развития речи и мышления ребенка от 3-х до 6-ти лет) в психологии понятие «эгоцентризма» активно используется для характеристики свойства или состояния личности. Как свойство личности эгоцентризм представляет собой фиксированную установку человека на своих мыслях, переживаниях, представлениях, действиях, целях, качествах характера и темперамента.

Развитие личности и эгоцентризм в подростковом

возрасте: механизм и факторы

Подростковый и юношеский возраст являются решающими в формировании и развитии личности.

Подростничество знаменует собой переход от детства к взрослости. Рост, физическое и психическое созревание в младшем, и особенно в старшем подростковом возрасте протекают бурно и далеко не всегда согласованы между собой. Это становится одной из причин переживаний и проблем, накладывающих отпечаток на взаимоотношения подростков с людьми: взрослыми, ровесниками, малышами. Взаимоотношения складываются стихийно, чаще носят ситуативный характер, сложны и недостаточно устойчивы даже с родителями. Трудности подросткового возраста обнажают закономерности в развитии личности. Прежде всего, они выявляют противоречия между необходимостью усиления самосознания формирующегося «Я» через самоутверждение в попытках влияния на других людей и необходимостью считаться с людьми, а порой и подчиняться другим, уважать их жизненный опыт и признавать авторитет взрослого. Эти противоречия разрешаются в утверждении личностной позиции, приобретении определенного статуса в группах. Из-за этого у подростков очень сильна потребность проявить себя, отстаивать свои мнения, точки зрения, упорствовать в суждениях вопреки их правильности.

Нерешенные проблемы в самоутверждении и признании ведут к усилению центрированности человека на себе. У подростков эта центрированность не всегда осознается, а потребность добиться желаемого статуса и воздействия на других способствует развитию эгоцентризма.

Крайний эгоцентризм проявляется с 10-15 лет. Эгоцентризм может резко сменяться уступчивостью, то снова эгоизмом и черствостью.

В подростковом возрасте происходит изменение отношений к людям и себе. Если суждения старших в детстве принимались и усваивались, и даже самооценка себя как «хорошего» или «плохого» мальчика или девочки представляли собой лишь усвоенные оценки, даваемые взрослыми, то в подростковом возрасте наблюдается стойкая тенденция к самостоятельности выводов и мнений. Переоценка авторитетов ведет к поиску новых референтных (значимых) лиц. Уменьшается значимость родителей в семье и усиливается влияние группы сверстников. Однако тактика домашнего воспитания может существенно отражаться на развитии личности школьника и вести к эгоистической направленности личности.

Выделяют следующие типы семейного воспитания: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Соотношение позиций, занимаемых в семье родителями и детьми, может быть сбалансированным, но чаще всего у одной из сторон возникает стремление доминировать.

Добрые, дружественные отношения мамы и папы к детям, общение в демократическом стиле с использованием не только внушения, но убеждения с приемами просьбы, поощрения способствуют появлению доверительных отношений между родителями и детьми, укрепляют у ребенка веру в свои силы, активизируют сокровенные чувства ребенка, формируют рассудочность логику и сознание.

Однако даже если в семье не знают, что такое пьянство, дети могут оказаться в неблагополучных условиях развития, если их родители не обладают должной культурой взаимоотношений друг с другом, не имеют согласованных представлений о приемах воспитания своего сына или дочери, если они не уважительно относятся друг к другу или попирают личное достоинство своих детей.

При диктате, как тактике семейного воспитания, имеет место излишняя требовательность, чрезмерный контроль поведения ребенка. Возможны наказания вплоть до применения физической силы. Усиленная критика и недостаток похвалы снижают инициативу ребенка. В подростковом возрасте дети из таких семей страдают из-за подавления развивающегося у них чувства собственного достоинства. Уже в 11-12 лет дети пробуют отстоять себя. Пытаясь «сломить» ребенка и навязать ему свою волю, родители получают от детей в ответ их «контрмеры»: лицемерие, вспышки грубости, а иногда и откровенную ненависть. Даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.

При тактике опеки доминирующая позиция оказывается у ребенка. Происходит это вследствие того, что, стремясь угодить своему любимому чаду, родители, не зная меры в любви, постоянно удовлетворяют потребности и желания ребенка в ущерб себе, ограждают его от забот и усилий, беря его проблемы на себя. Научаясь быстро влиять на своих близких, подчинять их своим желаниям, а затем – и своей воле, дети в таких семьях снижают темпы своего возможного психического развития, так как редко сталкиваются с противоречащими их требованиям мнениями и поведением взрослых. Но в новой, незнакомой обстановке, такой ребенок теряется, как только понимает и видит, что усвоенные им с детства приемы взаимодействия на родных не только не действуют, но и наталкиваются на сопротивление и отпор.

«Невмешательство» - еще одна тактика семейного воспитания, которую нельзя считать удачной в смысле ее влияния на развитие качеств личности. Эта тактика проявляется в независимом сосуществовании взрослых и детей. Желая дать детям возможность для самостоятельности и получить больше свободного времени для себя, родители уклоняются от активного вмешательства в дела детей даже когда это необходимо. Чувства и переживания детей они считают не заслуживающими серьезного внимания и не склонны в этих случаях затрачивать свои душевные силы на то, что для них не значимо. В результате индивидуализм родителей, считающих, что «у детей свои проблемы, а у нас – свои» оборачивается развитием у детей душевной черствости, обособленности и эгоцентризма.

Если диктат или опека отличаются выраженной доминантностью позиции одного из участников семейного взаимодействия, то невмешательство не дает ребенку достаточных ориентиров и понятий для определения своей позиции по отношению к другим.

Пожалуй, только тактика сотрудничества с ее демократическим стилем руководства поведением ребенка, с согласованием мнений членов семейного коллектива, с моральной поддержкой и укреплением веры у ребенка в собственные силы, с доверием, поощрением, добротой, вниманием и заботой создает условия, оптимальные для развития личности. Использование родителями метода убеждения, а не принуждения при распределении домашних работ, проявление огорчения при неуспехах или нетактичном поведении, неправильном поступке ребенка, разъяснение и пробуждение гуманных чувств к другим дают нормальное соотношение обращенности ребенка на себя, свои желания и возможности, чувства, стремления, потребности других людей.

К сожалению, в городских семьях тактика сотрудничества в воспитании ребенка используется не чаще, чем в каждой пятой семье.

В наибольшей мере эгоцентризм является следствием опеки. Данная тактика не создает объективных условий для ребенка, когда он должен почувствовать, что с родными нужно считаться. Второе место в списке разделяют диктат и невмешательство.

Вероятность развития эгоцентризма высокого уровня у подростков в семье, в которой используется тактика сотрудничества, в 2 раза меньше, чем при диктате и невмешательстве и почти в 3 раза, чем при опеке.

Фактор семьи – не единственный, который влияет на развитие личности. Сильнейшим условием, влияющим на развитие, становится коллектив сверстников, группы школьного общения и приятели.

Сверстники, друзья более старшего или реже – младшего возраста, приятели по учебе или свободному времяпровождению появляются у подростков вследствие тренировки умений находить контакт и ладить с людьми. Первичные навыки в использовании тех или иных способов обращения, появившиеся под влиянием воспитательных воздействий родных, играют и в установлении межличностных отношений с одноклассниками, ребятами вне школы, немаловажную роль. Замкнутость, стеснительность, робость, порой проистекают из незнания простых приемов знакомства, плохой социальной ориентировки и неумений воспринять встречное желание общаться у другого. Вместо того, чтобы быть внимательным к тому, с кем подросток хотел бы познакомиться и подружиться, он оказывается погруженным в свои переживания, вызванные сомнениями в том, захотят или нет принять его в качестве приятеля. Такие состояния неуверенности типичны для тех, кто подвергается критике, разнообразным замечаниям, «одергиваниям», со стороны родителей. Наоборот, дети, которым родные постоянно угрожают, которые привыкли командовать дома, пытаются воспроизводить тон и способы обращения, отработанные в семье, в общении со сверстниками. Если их товарищи имеют те же склонности, то возникают конфликты. Поэтому неблагоприятные межличностные отношения, будучи сами вызванные порой эгоцентричностью школьников, превращаются в фактор, способствующий эгоцентризму.

Встречаются случаи, когда высокая эгоцентричность подростков сочетается с положительными отношениями к ним сверстников. Например, староста класса, когда позиция ответственного за общественную работу стала привычной для всех. У одноклассников в силу «эффекта ореола» держится высокое мнение о способностях своего сверстника и они не пытаются оспаривать его позицию или вступать в споры по тому или иному поводу. Привычка быть исполнителями у одних и привычка командовать – у школьных активистов закрепляются с младших классов и редко меняются при стабильном составе класса. Учителя редко замечают создавшиеся условия и односторонность в развитии учеников. Склонность к доминированию, уверенность в своей правоте проявляются в командирском тоне, в пренебрежении к мнениям товарищей, в стремлении подчинить их своей воле. Все это способствует бескомпромиссности, но не учит сотрудничеству. Из-за высокой самооценки и недооценки роли сверстников у подростка складывается своеобразная мотивационно - потребностная и смысловая сфера личности, которая отличается эгоцентризмом. Этот эгоцентризм в свою очередь становится «регулятором» отношений с людьми.

В детском возрасте общение мальчиков и девочек контролируется взрослыми. Младшеклассников учителя специально учат «понятно» говорить, хотя, как замечает Н.А. Головань: «И первокласснику, и ученику третьего класса трудно представить себя на месте слушателя, определить степень его осведомленности о предмете сообщения, соотнести содержание и речевую форму с типом слушателя»

Интересно отметить, что в младшем подростковом возрасте эгоцентризм несколько больше у подростков-мальчиков, чем у девочек, а в старшем подростковом возрасте и в период ранней юности, наоборот, более эгоцентричными оказываются девушки. Такое различие объясняется большим стремлением мальчиков к самоутверждению в младшем подростковом возрасте и меньшими способностями их к децентрации. Такая разница в коммуникативных навыках сохраняется в подростковом возрасте и на фоне стремления к самостоятельности и самоутверждению ведет к большему эгоцентризму у мальчиков – подростков в возрасте 10-14 лет. В 13-14 лет наступает «пик» эгоцентризма. Именно тогда, ученики и ученицы стремятся обратить внимание других на себя, противопоставляют себя другим. Через упрямство, своеволие они воспринимают себя и утверждают себя как личности. Поэтому центрированность старших подростков способствует становлению их как личностей.

Еще одним фактором эгоцентризма подростков является влияние значимых взрослых, особенно учителей и руководителей секций и групп внешкольных учреждений. Стиль их руководства и общения со школьниками для некоторых подростков становится своеобразной моделью поведения в одних случаях и средством подавления, либо развития социально-психологических качеств – в других. Авторитарный, автократический, попустительский стиль руководства чаще всего стимулирует эгоцентрические тенденции в развитии школьников, а демократический стиль способствует развитию социоцентрической направленности с ее кооперативностью, стремлением к сотрудничеству и взаимопомощи.

При авторитарном или самовластном стиле руководства учитель осуществляет единовластное управление коллективом школьников без опоры на актив.

Авторитарный стиль руководства во многом схож с автократическим, но несколько «мягче». Здесь учеников иногда привлекают к обсуждению ряда вопросов, касающихся жизнедеятельности класса как малой группы и коллектива, но решения, в конечном счете, всегда принимаются учителем.

Демократический стиль руководства – это стиль, где учитель выполняет роль «первого среди равных». Он инициирует обсуждение и учит школьников полемике и дискуссиям по поводу возникающих в классе проблем, что-то подсказывает ребятам и помогает сформулировать их предложения, аргументировать выбор, найти правильное или лучшее для данных условий решение.

Игнорирующий или попустительский стиль распознают по признаку формального выполнения учителем своих обязанностей классного руководителя. Здесь учитель редко вмешивается в жизнедеятельность класса. Главное для него – указания администрации, а не активная формирующая личность работа с учениками.

Еще один стиль – непоследовательный. Это стиль руководства, зависящий от каких-то внешних обстоятельств или настроения учителя. Чаще всего он представляет собой попеременное авторитарное и игнорирующее руководство.

Наши рекомендации