IV. Стратегия целостного (системного) мышления
1.Сформулировать задачу максимально конкретно.
2.Создать состояние «первого внимания» и оставаться в нем до конца процесса.
Третий и четвертый шаги направлены на создание двух полярных энергий, которые на пятом шаге объединятся в энергию ци.
3. Создать янскую часть намерения. Это означает создать состояние, в котором одновременно присутствуют концентрация на цели, активный импульс к ее достижению и осознавание стратегической перспективы. На этом шаге мы имеем дело с янской частью процесса целостного мышления, относящаяся к области духа.
4. Активизировать иньскую часть намерения и выслеживать препятствия. Сохраняя расфокусированность и намерение, припомнить все препятствия для выполнения поставленной задачи, попутно замечая, где и как они откликаются в теле. Удобно кратко записывать все препятствия по мере вспоминания. В процессе восприятия всего комплекса препятствий осознается («создается») исходная «аксиоматика» решаемой проблемы, относящаяся к области материи.
5. Интеграция расколов и рождение новой аксиоматики. На
этом этапе происходит объединение иньской и янской частей намерения, полученных в процессе выполнения шагов 3 и 4. Начинается этот процесс с трансформации расколов иньской части, затем происходит интеграция полярных аспектов намерения, относящихся к областям материи и духа, и рождается энергия Ци.
Трансформация энергии. Здесь используется техника «Воздействие второго внимания». Это приводит в движение скопления янской и иньской энергий, что сопровождается их перераспределением и инициирует процесс их трансформации. В данном случае это выражается в следующих действиях:
\. Сохранять состояние «первого внимания», и. Найти несколько очагов напряжения по поводу проблемы (несколько мест в теле, где есть дискомфортное ощущение), ш. Заставить эти ощущения эволюционировать, взаимодействуя между собой. Это происходит, когда импульс внимания, исследуя тело, привлекается к тем местам, где есть дискомфорт. Как только он касается этого места, необходимо создать здесь локальное расслабление мышц, концентрируясь на нем, и переходить к следующему дискомфортному ощущению. Постепенно концентрация охватывает основные дискомфортные места, и формируется медитативное состояние, в котором участвует все тело. Рождение новой аксиоматики. Важно, что все ощущения, связанные с комплексом препятствий, соединены в теле в некоторый уникальный, присущий только решаемой проблеме, рисунок, и по мере работы он все больше и полнее осознается - «оживает» и приобретает определенность, а затем эволюционирует. К этому моменту возникает новый взгляд на проблему или меняется позиция, что свидетельствует о смене аксиоматики и, следовательно, картины мира. На данном этапе необходимо четко сформулировать новое понимание. Оно либо содержит полное решение проблемы, либо сопровождается коррекцией цели. В случае полного решения проблемы следует перейти к шагу 6; в случае коррекции цели необходимо вернуться к шагу 2, выявить напряжения, связанные с новыми препятствиями, и вновь выполнить все остальные шаги, включая пятый.
Иногда в этом случае можно сделать несколько кругов, каждый раз возвращаясь к шагу 2. Энергия движется и движется, пока у человека не возникнет окончательное понимание проблемы и знание ее решения. Технически вся работа идет как двухуровневая трансформация: всех ощущений по отдельности и самой структуры их взаимодействия. Когда этот процесс завершается, у человека возникает ощущение невербального (безмолвного) знания (так проявляется энергия Ци). Это новое ощущение, возникшее в результате процесса, -и есть решение проблемы. Следующая задача - вербализовать его.
6. Осознание и вербализация результата. Эта задача может решаться как традиционным способом (рано или поздно подсознание выдаст более или менее четкую формулировку), так и осознанно. В первом случае необходимо поддерживать состояние внутренней активности до тех пор, пока не возникнет некоторый новый уровень осознанности или озарение, новая идея. Например, может появиться понимание новых возможностей или любопытство, побуждающее рассматривать новые варианты действий. Это непременно происходит, если продолжать удерживать в расфокусированном внимании все составляющие проблемы и продолжать слегка касаться их концентрацией, все больше расслабляя соответствующие им мышечные напряжения. Здесь можно говорить о том, что процесс мышления продолжается на уровне подсознания, но при этом его работа до некоторой степени осознаваема и управляема.
Во втором случае необходимо, оставаясь в расфокусированном внимании, двигаться вглубь ощущения, усиливая его1 до тех пор, пока спонтанно не возникнет образ (выражающий смысл этого ощущения), который легко вербализовать.
В этой инструкции чередуются янские и иньские шаги. Первый, третий и пятый шаги связаны с энергией Ян; второй, четвертый и шестой - с энергией Инь. Основные части процесса приходятся на третий, четвертый и пятый шаги: третий шаг - создание янской части намерения, относящейся к области духа; четвертый шаг -создание иньской части намерения, относящейся к области материи; пятый шаг - интеграция этих полярных энергий, которые вместе дадут энергию Ци.
Дополнительные шаги
В некоторых случаях на пятом шаге этой стратегии возникают трудности, и тогда для завышения пятого шага требуется выполнить дополнительные шаги. Рассмотрим эти случаи.
Иногда на пятом шаге лР°Цесс может зайти в ТУПИК. т.к. сипа концентрации недостаточна Для трансформации всех напряжений, или другими словами, силе! некоторых напряжений слишком велика Это может быть связано с наличием стресса. Одно или несколько напряжений оказываются сложными, таящими в себе целый комплекс переживаний или цепочку ассоциаций из личной истории. Субъективно это воспринимается как непреодолимое препятствие. При наличии та^х напряжений у человека нет силы, чтобы найти решение или воспользоваться чьим-то компетентным советом.
В этом случае делается Дополнительный шаг (шаг 7).
7. «Разукрупнить» сложное переживание, трансформировать все его составляющие и использовать полученную энергию для окончательного решения проблемы.
Иногда разукрупнения недостаточно или оно невозможно. Это бывает, например, в тех сЛУчэях, когда особый фрагмент вызывает чрезмерное переживание и его невозможно разукрупнить. Это может быть мысль о большой потере, как в деловой, так и в личной жизни, мысль о несправедлив00™, сильная тревога или что-то подобное. Как только внимание касается подобного фрагмента, тело спазмируется и вознИКэет страх, или ощущение полного тупика, или бессилие, отчаяние, безнадежность, большая обида - то или иное сильное ощущение' сопровождающееся сильной эмоциональной окраской.
Последнее, как прави/10' связано с чрезмерной заблокирован-ностью тела Как известно спазмированность мышц снижает эмоциональную чувствительность, и в обычном состоянии эти переживания человека не беспокоят. В процессе решения проблемы активизируются вытеснеИные страхи и запреты, связанные с телесными блоками и цело^ серией эпизодов из личной истории, отмеченных той же эмоциональной окраской. В этом случае при вспоминании фрагмента развивается вышеупомянутое чрезмерное переживание, сила которого обусловлена накопленным в этих эпизодах опьлом. За таксой переживаниями могут стоять жесткие убеждения («у меня не получится», «я бессилен», «никому нельзя доверять», «теперь я никому не нужен» и т.д.).
В этом случае также необходим еще один дополнительный шаг (шаг 8).
8. Прервать процесс интеграции на пятом шаге и выполнить специальную работу с возникшим препятствием. Для этого используются практика трансформации картины мира (перепросмотр и стирание личной истории. Перепросмотр личной истории относится к нижним тонким планам (ощущения, эмоции), а стирание личной истории - к ценностному плану.
Кроме того, иногда необходимо воспользоваться дополнительной практикой, относящейся к ментальному и каузальному плану -практикой изменения убеждений и ментальных фрагментов картины мира. Практика перепросмотра, рассмотренная выше, состоит в трансформации энергии цепочек эпизодов личной истории.
О Центре системного консультирования и обучения «Альтернативный путь»
Центр проводит консультационные и обучающие программы для бизнес-команд, предпринимателей, руководителей и всех, кто занимает активную жизненную позицию, кого интересуют самореализация, профессиональный рост, карьера, эффективный бизнес, успешное решение личных и деловых проблем.
В основе работы Центра лежит новое направление в личностном и бизнес-консультировании «Энергетические технологии развития осознания» (ЭТРО).
Технологии ЭТРО - результат интеграции современных научных представлений и знаний, накопленных в древних духовных традициях. Эти технологии уникальны тем, что позволяют направленно решать внешние задачи и проблемы с помощью медитативной работы.
В настоящее время ЦСКО «Альтернативный путь» проводит свои программы во многих городах России и ближнего зарубежья. Подробная информация на сайте Центра www.altway.ru
Обучение в Центре построено так, чтобы объединить возможности профессионального и личностного развития человека. Решение деловых задач используется как материал для самореализации и личностного развития, а самореализация и личностное развитие - как источник новых возможностей для бизнеса, т.е. бизнес и личностное развитие рассматриваются как аспекты единого движения.
Важно, что слово «бизнес» понимается здесь в своем буквальном значении - занятие, деятельность: это любые личные, профессиональные, социальные или деловые проекты, включая построение семьи и воспитание детей. Обучение проводится в три этапа: 1. Тренинговая часть (обычно несколько модулей с интервалом в 2 - 3 месяца);
2. Практика и индивидуальное обучение (проводится между модулями);
3. Обучение в контексте реальных задач - личных или бизнес-проектов. На этом этапе используются и совершенствуются навыки, полученные на этапах 1 и 2. Вначале работа над проектами проходит при поддержке тренера (или команды тренеров), роль которых постепенно снижается. Обучение завершается, когда обучающийся приобретает способность самостоятельно применять полученные навыки и становится полностью независимым.
Услуги Центра:
• Помощь в осуществлении корпоративных проектов;
• Обучение современным психотехнологиям;
• Корпоративные тренинги по команде-образованию;
• Бизнес-консультирование;
• Коучинг;
• Личностное и семейное консультирование.
•
Практики развития личной силы
(«Бизнес как духовный путь») Долгосрочная программа обучения для высшего и среднего управленческого звена
Программа содержит:
• уникальные эффективные технологии решения сложных задач бизнеса и личной жизни;
• набор специальных практик, позволяющих постепенно усилить или развить качества, необходимые для успешного бизнеса, управления и лидерства.
Широко известно, что древние духовные традиции служат источником наиболее действенных современных психотехнологий. Но малоизвестным остается тот факт, что при всем культуральном многообразии технических приемов, присутствующих в различных духовных традициях, существует единая универсальная структура духовного пути. Она одинакова практически для всех традиций, будь то христианство, буддизм, даосская или любая другая -как бы они ни различались в своих внешних проявлениях.
Программа представляет собой авторскую реконструкцию этой единой универсальной структуры, полученную современными методами моделирования некоторых наиболее известных традиций и выраженную в определенном наборе технологий. Практика показывает, что полученные таким образом технологии особенно эффективны при современных темпах деловой жизни.
В отличие от многих других, данная программа позволяет рассматривать бизнес и личную жизнь человека как разные аспекты единого движения: в процессе обучения каждый участник начинает воспринимать свои деловые задачи как способ реализации глубоко личных мотивов. Другими словами, деловая жизнь человека становится источником и движущей силой его духовного развития, а духовное развитие создает новые возможности для развития бизнеса.
Более того, особенность предлагаемых здесь технологий состоит в том, что ими нельзя овладеть в домашнем уединении или в клубных тренировках. Для их освоения необходимо быть в реальном бизнесе, черпая энергию из каждой трудности, каждого тупика, из всего, что окружает. Решение задач развития бизнеса и собственного развития, таким образом, становится единым процессом.
Первая ступень программы состоит из двенадцати модулей:
• «Современные психотехнологии в личной жизни»
• «Управление конфликтами»
• «Искусство постановки целей и ведения переговоров»
• «Управление событиями в бизнесе»
• «Управление денежными потоками»
• «Лидерство и управление»
• «Личная сила лидера и навыки стрессоустойчивости»
• «Высшие уровни лидерства, индивидуальные символы
и миссия»
• «Системное мышление»
• «Бизнес как творчество»
• «Мужское и женское: магия отношений»
• «Жизнь как тренинг»
Продолжительность каждого модуля 5-7 дней. Интервалы между модулями -2-4 месяца. Это время предназначено для тренировки в практиках, а также для освоения и развития навыков, полученных во время прохождения каждого модуля.
Возможно проведение каждого модуля как отдельной программы.
Тренинг развития командного взаимодействия (для высшего управленческого звена)
Тренинг включает три этапа. На первом этапе проводится обучение поведенческим и коммуникативным навыкам в контексте командного взаимодействия. Одновременно участники осваивают методы восстановления физического и психоэмоционального состояния, что особенно важно в отношениях с трудными клиентами и для преодоления стрессовых или конфликтных ситуаций - в том числе в командных взаимодействиях (см. также текст книги).
Кроме того, на этом этапе вырабатываются общие положения и принципы, регламентирующие поведение и позицию каждого члена команды в различных ситуациях и контекстах. При такой работе проявляется ценностная ориентация отдельных членов команды и команды в целом.
Продолжительность первого этапа: 5 или 6 дней (40 - 45 часов). При необходимости выработать общие положения и принципы командного взаимодействия дополнительно проводится динамическая группа длительностью в 5 - 6 дней.
Темы первого этапа тренинга:
• Выстраивание отношений с коллегами и клиентами.
• Управление эмоциональными состояниями.
• Управление конфликтом.
• Способы выхода из жесткого эмоционального конфликта.
• Управление тайными, вялотекущими и неосознаваемыми конфликтами.
• Эффективные стратегии принятия решений.
• Планирование и определение приоритетов.
• Движение к цели и делегирование ответственности.
• Самомотивирование и мотивирование других людей.
• Конструктивные стили мышления - логическое мышление, интуитивное мышление, системное мышление, стратегическое мышление.
• Стратегии развития базовых компетенций.
Командная работа, помимо формулирования миссии фирмы, ценностного плана и бизнес-процессов, включает развитие базовых компетенций32 и создание межличностных связей, основанных на доверии и готовности сотрудничать по любым вопросам бизнеса. Решение этих задач начинается на втором этапе. Главная цель этого этапа - создать навык самостоятельного использования практик, формирующих базовые компетенции.
Продолжительность второго этапа: один или два модуля по 6 дней каждый.
Третий этап обучения проводится в форме командного взаимодействия в процессе решения реальной задачи, которая должна быть достаточно актуальной и сложной. Это могут быть также несколько задач, возрастающих по сложности, например, разработка стратегического плана, создание или внедрение новых процессов и бизнес-технологий, введение непопулярных административных решений и т.д. Список и содержание таких задач формируется совместно с лидером команды.
Командные взаимодействия в бизнесе предполагают особые отношения между людьми, основанные на доверии, сотрудничестве и способности делегировать ответственность. Кроме того, совместные действия в бизнес-проектах возможны только при наличии общего мотива, который для каждого участника приобретает индивидуальный личностный смысл. Необходимые для такого взаимодействия личностные качества носят название базовых компетенций. К ним можно отнести такие качества, как воля, активность, вера, восприимчивость, интуиция, выдержка, способность держать удар и некоторые другие. Основы для их развития закладываются на первом этапе. На следующих модулях осуществляется их систематическое развитие. |
Намеченные задачи решаются под руководством тренерской команды, роль которой состоит в том, чтобы помочь каждому участнику создать устойчивый навык осознанного управления своими состояниями и, в том числе, свободный доступ к состоянию творчества.
В процессе решения этих задач продолжается развитие отношений доверия и сотрудничества по всем вопросам бизнеса. Тренеры помогают участникам заметить собственные ограничения, ведущие к неосознаваемым попыткам снять с себя ответственность в процессе принятия решений, что сопровождается разрывом отношений и конфликтами. Участники обучаются осознавать и трансформировать стоящие за этими ограничениями ролевые и коммуникативные страхи, страх оценки, некомпетентности, страх изменений и т.д., которые, как правило, не осознаются, но являются внутренним основанием для многих принимаемых решений и совершаемых (или несовершаемых) поступков.
Технически третий этап тренинга проходит следующим образом. Во время решения командой сложной проблемы тренеры останавливают процесс при первых признаках стресса или тупика и дают каждому участнику индивидуальные инструкции по самовосстановлению. Процесс командного взаимодействия продолжается после того, как все члены команды будут способны к конструктивным решениям и действиям.
Далее каждый член команды обучается самостоятельно использовать эту стратегию - поддерживать состояние личностной компетентности в течение всего процесса решения задачи, даже (и в особенности) если это сопровождается стрессом. Это продолжается в течение нескольких дней - до тех пор, пока командные взаимодействия не станут конструктивными и стабильными. В таком реальном взаимодействии формируются все упомянутые выше базовые компетенции.
В завершающей части тренинга команда работает самостоятельно, решая сложные проблемы, а тренеры принимают косвенное участие, постепенно возвращая управление процессом реальному лидеру.
Продолжительность третьего этапа: серия коротких (2-3 дня) модулей, направленных на решение конкретных корпоративных задач по выбору заказчика, либо шестидневный модуль (при необходимости - несколько таких модулей).
Психотехнологии здоровья
(Навыки исцеления острых и хронических заболеваний)
Программа обучения для медиков, психологов,
психотерапевтов... и для всех, кто хочет научиться быть здоровым
Программа основана на целостном (системном) подходе к личности. Согласно этому подходу, телесные симптомы и заболевания гораздо чаще, чем принято думать, являются отражением устаревших стереотипов поведения и мышления, ведущих к стрессам и жизненным тупикам.
На первом этапе участники обучаются особой стратегии, позволяющей находить источник заболевания в прошлых, иногда давно забытых жизненных впечатлениях и событиях, в том числе детских и юношеских.
Этот навык особенно важен, т.к. каждое неудачно прожитое событие остается в бессознательной памяти и в дальнейшем неявно оказывает воздействие на все последующие решения и выборы, качество жизни и профессиональную эффективность, инициирует и поддерживает различные заболевания. Таким образом, на первом этапе формируется навык осознания истоков заболевания.
На втором этапе участники обучаются самостоятельно использовать специальные внутренние технологии, освобождающие человека от власти негативного бессознательного опыта.
Эти уникальные технологии получены в результате научного анализа и моделирования целительских и энергетических практик, входящих в древние духовные традиции Востока и Запада.
В результате регулярного и последовательного использования этих навыков достигается не только излечение от многих старых и недавних заболеваний, но и возникновение новых форм поведения и восприятия мира, существенно повышающих профессиональную эффективность и качество личной жизни.
У некоторых участников болезненные симптомы ослабевают или исчезают еще до окончания работы в группе.
Продолжительность программы: 6 дней.
Марк ПАЛЬЧИК
Доктор физико-математических наук, доктор психологи1 теки* мну* Научный руководитель Центра системного консупьщнпвйнин и обучения «Альтернативныйпуть».
Аатор независимого направления в личностном и бизнпи к уЛЬТИ
роаании - Энергетические технологии развитии асоянятш (Г* ГРО) Автор более 80 научных статей и монографии и области ІНОрп'ичш кии физики, а также публикаций по психологии.
Более 15 лет проводит семинары-Тренинги, обучающие піі|і«мічінмм
ПСИХОТЄХНОПОГИЯМ, бнэнвС-КОНСуЛЬТИрОваНИв, КОуЧИНГ. ИОрМҐІрДІИИНіНІ
тренинги по командообразоаанию, пи> .мнимш м. ни— мицуиыи
рование.
В духовных традициях и современнь!х научных описаниях мптри.пи.ныи мир | м.при
вается как фубая копия тонкого мира. Согласно этой точке зрения, законы млторияЛЬМОГО мира, изучаемые современной наукой, представпяют собой упрощенную порсиннлюжных законов тонкого мира. Оба этих мира, тонкий и плотный, иерархичны, и и кмждпм ил них существует особая глубинная область, где иерархия заканчивается и проиппиюгем наиболее фундаментальные законы бытия.
Научная деятельность автора книги посвящена исследованию этой глубимнии ч(чш т Занимаясь этими исследованиями, он защитил две докторских диссертации гю шоре* и ческой физике {1990) и по психологии (2005).
В первой из них он исследовал одну из моделей материального проявлнния :и»и ГЛуОИН ной области. Модель представляет собой идеальный гипотетический мир, нпднипиный
особой красотой. В этом мире отсутствует иерархия фиэичоских яигтнии И мим
жестких материальных эталонов, так что явления разных мпешIиОпн пим.шшшми.и равнозначными. Другими словами, вещи имеют форму, но но имею! мроорпнстнйННЫИ
размеров. Условно говоря, это мир, в котором реальна сама идея бшетг щк» нинч п
ного воплощения. Впервые этот мир рассматривался Дираком, и затем миги ими другими физиками.
Вторая диссертация посвящена исследованию проявления этой облагии гш инуфниипм мире человека. Здесь также исчезают стандарты и эталоны. Остаются только уиикпги.ныи. творческие идеи. Все духовные традиции - даосизм, буддизм. к.1(1(1.11,1 пр.ми» и,шили аскетика и другие — стремятся провести практикующего к этой области, шк кии яго и вот*
область Духа. Получить доступ к этой области и населяющим ос уник,ни.ним |« шшм
означает достичь успеха во всех начинаниях. Это одинаково верно как дни (рпдициошн11,1
монаха, так и для современного человека, активно реализуницмт < ш [н ,и и д ч и
проекты.
Исследованию путей, ведущих в эту область, посвящена и данная книга. В Н1Й лрвДСТШ'
ЛеНЫ Такие ПСИХОТеХНОЛОГИИ, КОТОрые ПОЗВОЛЯЮТ Нашему СОВремеННИКу [ЖШИИ» (ЧН1УП1П<
^^^^з^а^щ^щ^^^^^щюая идеи в этой глубинной области.
www.e-puzzle.ru