Гендерные аспекты в психоаналитической теории
Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственностьон изобразил женщин завидующими мужской анатомии. Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти называлось фаллическим.
Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье, в частности для девочек.
Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма. Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) — необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека.
Существенную роль в психоанализе играла сексуальность, а бессознательное ассоциировалось с женским. Однако первые успехи психоанализа были связаны с лечением разнообразных расстройств у мужчин.
Лакан сделал акцент на том, что субъект - достаточно поздно формирующаяся психическая инстанция, важнейшим для которой является функционирование желания. Через невозможность реализации желания, восприятие разнообразных культурных запретов и формируется субъективность. Определяющую роль в этом играет овладение языком, поэтому "бессознательное структурировано как язык", откуда следовал вывод, что все главные психические функции сформированы по мере вхождения в культуру - следовательно, социально детерминированы. Это связано с тем, что Эдипова стадия (см. Эдипов комплекс), на которой было сосредоточено внимание Фрейда, не является самой ранней стадией в развитии человека. Но именно на ней формируются определяющие психические инстанции - Оно, Эго и Супер-Эго. В силу анатомических особенностей женщины, Фрейд считал ее Супер-Эго относительно слабым. В среде психоаналитиков споры по этому поводу ведутся до сих пор. С формированием Супер-Эго связано также функционирование бисексуальности, которая считается присущей любому человеку.
В феминизме можно встретить разное отношение к психоанализу. Однако далеко не все феминистки отнеслись к психоанализу благосклонно. Ряд исследовательниц (таких как Симона де Бовуар, Бетти Фридан, Кейт Миллетт, Глория Стайнем) обвиняют эту концепцию в закреплении подчиненного положения женщин в обществе, и их позицию нельзя назвать лишенной смысла. Женщина в русле психоанализа предстает перед обществом существом неполноценным, кастрированным, завидующим обладателям фаллоса и бессознательно обвиняющим в этом мать.
И это подводит нас к другой плеяде исследовательниц (например, Джулиет Митчелл, Жермен Грир, Дороти Диннерстайн, Нэнси Чодороу), считающих, что именно с помощью психоанализа можно достичь успехов в борьбе за свои права. По их мнению, проникнув в глубины бессознательного и осознав те мотивы, которые лежат в основе угнетения женщин, можно достичь значительных успехов в борьбе за права женщин.
Н. Чодороу и Д. Диннерстайн ставят основной проблемой чрезмерную роль матери в уходе за ребенком. По их мнению, взрослеющий мужчина инстинктивно пытается избавиться от детской привязанности к матери путем контролирования всех женщин в своей жизни.
В противовес традиционной фрейдистской теории представлена концепция Ж. Лакана, строящаяся на конструировании реальности через призму восприятия себя и других. Лакановскую трактовку ценностей культуры связывают с традиционными ценностями власти, что сводится к банальному решению проблемы сексуальности как определение последней через особые манипулятивные стратегии власти по отношению к мужскому или женскому субъекту.
Однако существует точка зрения, которая отвергает и фрейдистскую, и лакановскую концепцию. Ее высказала Люси Иригарэй, которая обращалась к вопросу «Что значит быть женщиной?». Иригарэй не могла согласиться с восприятием женщины как живого проявления маскулинной феминности; она утверждала, что должна существовать и феминная феминность – та сущность, которая заложена в женщина изначально, не будучи опосредованной мужским влиянием. Это ее природный язык и естественная сексуальность, которая, по мнению Иригарэй, вовсе не является недостатком.