Категория общения в психологии
Тема 5. Общение
Вопросы:
1. Категория общения в психологии.
2. Общение как коммуникация.
3. Общение как интеракция.
4. Общение как перцепция.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М., 1983.
3. Бобрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителей и родителей. М., 1987.
4. Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. Псков, 2000.
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
8. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994.
9. Общая психология. М., 1986.
10. Психология. Учебник. М., 1998.
11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
Категория общения в психологии.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
Функции общения:
1. формирующая – общение имеет огромный развивающий потенциал, особенно в младенческом и подростковом возрасте.
2. прогматическая – общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе деятельности.
3. подтверждающая – проявляется в обычных знаках внимания и служит утверждением значимости одного человека для другого.
4. межличностная – состоит в организации и поддержании межличностных отношений.
5. информационная – служит средством передачи и обмена информацией между людьми.
6. внутриличностная – общение служит средством самопознания и самооценивания.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
В общении выделяются следующие структурные компоненты: содержание, цель и средства.
Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.
У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому.Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).
К средствам общенияотносятся:
1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.