Выясняйте мнение партнера о том, как улучшить ваши отношения
Попросите партнера по десятибалльной шкале оценить наши отношения за последние две недели или месяц (или на протяжении любого выбранного вами периода). Если оценка будет ниже 10 баллов, поинтересуйтесь, что, па его взгляд, следует предпринять, для того чтобы исправить ситуацию. Таким образом вы узнаете мнение партнера о качестве ваших отношений. Это крайне важно, поскольку большинство людей понятия не имеют о наличии подводных камней в их совместной жизни и о способах устранения проблем. Они получают лишь качественные оценки вроде: «Я несчастна с тобою», «Ты настоящий мерзавец» или «Я тебя просто ненавижу».
Просите разъяснений
Иногда в процессе общения со своим партнером мы приписываем его словам совсем не тот смысл, который он вкладывал в свое высказывание. И наши предположе ния могут быть в корне неверны. Всякий раз, когда вы говорите на щекотливую для вас либо вашего собеседника тему, убедитесь, что вы правильно поняли смысла его слов. Для этого задайте партнеру совсем простой вопрос: «Ты хочешь этим сказать, что..?»
Предположим, партнер говорит вам:
— Я бы хотел куда-нибудь съездить на выходные тебя.
Думая, будто он больше не любит вас, вы начинаете испытывать душевную боль и обиду. Но потом вы вспоминаете о необходимости уточнить смысл его слов.
В результате вы задаете конкретный вопрос:
— Ты хочешь этим сказать, что больше не любишь меня?!
— Нет. Я очень тебя люблю.
— Тогда, может, ты хочешь сказать этим, что больше не получаешь удовольствия от общения со мной?
— Нет, я хочу сказать совсем не это. Наоборот, мне очень нравится проводить с тобой время.
— Значит, ты всего лишь хочешь сказать, что просто должен немного побыть в таком месте, где никто не будет предъявлять тебе претензий и требований, а ты сможешь прийти в себя после заключения этой трудной сделки, которая тебя совсем вымотала?
— Да, я хочу сказать именно это. Просто мне надо побыть одному, нормально выспаться и хорошенько отдохнуть пару дней, но вряд ли я смогу это сделать, если дом будут постоянно крутиться дети или ты.
— Ладно, я поняла. Спасибо, что позволил мне разобраться в ситуации.
Продолжайте спрашивать, стараясь добраться до истинной подоплеки той или иной проблемы. Всегда по-
мните старую пословицу: «Если сомневаешься, проверь». Или, как говорят люди особенно бдительные, «доверяй, но проверяй». Словом, проверяйте свои предположения, задавая наводящие вопросы!
ПРОСИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ Надавайте своим детям уточняющие вопросы
Часто родители жалуются, что их дети никогда не косят лужайку, не убирают у себя в комнате и не выносят мусор. Но ведь очень многие из таких родителей никогда не отводили детей в сторонку, не смотрели им прямо в глаза и не говорили совершенно отчетливо и твердо — по без угроз или раздражения, — что именно от них требуется.
Я думаю, что заставлять — это самая бесполезная вещь на свете. Этим вы лишь подавляете и унижаете. Зато простая человеческая просьба придает сил, способствует личностному росту и позволяет развернуться.
Джо Баттен
Просите, а не диктуйте
Мы должны относиться к детям с гораздо большим уважением. Нам следует прислушиваться к ним и воспринимать их всерьез. Вместо того чтобы вечно читать им морали и обвинять в тех или иных проступках, мы должны просить детей дать внятные ответы на следующие уточняющие вопросы:
Что именно ты делал?
Что произошло?
Какие ты испытываешь чувства в связи с этим?
Чего ты пытался достичь?
Если ты не получил того результата, который хотел, то какой урок извлек из случившегося?
Как ты сможешь воспользоваться полученным опытом в будущем?
Такой подход научит детей задумываться о последствиях своего поведения, анализировать свои действия и искать верные пути к достижению цели. Кроме того, ребенок будет оставаться открытым и готовым к общению с вами и другими людьми.
Слово «образование» на многих языках (скажем, на английском — «education» — или на белорусском — «адукацыя») происходит от латинского «educare», означающего «вести вперед». Большинство из нас уделяет слишком много внимания прошлому и явно недостаточно — будущему; люди не задумываются о завтрашнем дне. На самом деле мы должны задавать побольше вопросов, причем делать это с искренней заинтересованностью. Вместо тривиальных вопросов вроде: «Ну, что ты там опять натворил?» — скажите совсем иначе: «Интересно, что же произошло? Давай-ка поговорим об этом. Какие у тебя мысли и соображения на сей счет?» или «Какие уроки ты извлек из случившегося?» Вместо попыток отругать или спасти свое чадо мы должны помогать детям постигать суть вещей.
Джейн Нельсен